Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
О
важности и необходимости
Но уже в 30-е годы был накоплен интересный опыт по поликультурному воспитанию дошкольников. Педагоги (Л. Раскин, Н. Дюжакова-Главная, К. Дружицкая и др.) считали, что оно не должно носить характера кампании на короткий срок, а должно иметь длительный, повседневный и систематический характер. В качестве средств воспитания этнической толерантности Л.Е.Раскин называл чтение, переписку дошкольников с ребятами, живущими в других странах, проведение интернациональных утренников. Одними из первых, предпринявших попытку определить задачи, принципы поликультурного воспитания, были Л.И. Красногорская, А.С. Фредгейм, С.Я. Файнштейн. Однако в 30-е годы не был установлен какой-либо определённый принцип отбора знаний о культурах и национальностях.
Заслуживает особого внимания исследование Е.И. Радиной [58], проведённое в 40-50-е годы. Она провела большую работу по отбору и систематизации конкретного материала, относящегося к жизни и деятельности разных народов. По мнению Е.И. Радиной, детей надо знакомить в первую очередь с трудом и бытом той национальности, к которой он принадлежат. Только после этого можно давать им сведения об особенностях других национальностей.
1.
В возрасте 6—7 лет ребенок
приобретает первые знания (фрагментарные,
несистематические) о своей
2.
В 8—9 лет у ребенка
3. В 10—11 лет этническая идентичность формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.
Ученым были проведены исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась уже у детей 3-4 лет. Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этничности. У детей, живущих в условиях сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой [67].
Отечественный психолог И.С. Кон подчеркивает, что этническая идентичность формируется с детских лет на фоне традиционных родительских чувств, социальных ролей и «культурных символов отцовства и материнства, воплощенных в мифах, религии и т.п.», он рассматривает родительство как социально-культурный феномен и родительское влияние на личность ребенка [68,112].
Особое место занимают
1 — средства народной педагогики (пословицы; загадки; народные песни, в том числе колыбельные; песни отрочества; сказки);
2 — народный идеал человека;
3 — условия воспитания (природа; игра; труд; слово; религия и др.).
Исходя от эмпирического опыта народов, Г.Н. Волков обобщая их опыт, указывая на определяющее значение слова на этническую идентичность личности, автор подчеркивает, что «тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов» [69].
Для нашего исследования особо продуктивной стала концепция развития личности В.С. Мухиной[10], согласно этой концепции «личность не может развиваться вне общества: она социализируется (присваивается) через идентификацию и индивидуализируется через обособление» [10,34]. В концепции наиболее полно раскрываются этнопсихологические аспекты развития, социализации и индивидуализации личности на ранних этапах онтогенеза через механизмы идентификации и обособления. Согласно этому подходу, основой формирования этнической идентичности выступают этнические традиции — исторически сложившиеся образы мыслей, чувств и действий, которые присваиваются ребенком в процессе социализации [10].
В.С. Мухиной[70] и Н.М.Лебедевой [31] так же отмечается, что социальные стереотипы, в том числе и этнические усваиваются ребенком очень рано, примерно с 5-6 лет, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Исследования В.С. Мухиной показали, что развитие этнической идентичности зависит от сложившихся условий межэтнического взаимодействия и характера межэтнических отношений. В ситуации социального кризиса этнической общности складываются негативные межэтнические отношения, тревожность, напряжение, проявляются маргинальные черты личности. В условиях целенаправленной созидательной деятельности формируются позитивные межэтнические отношения[70].
Мировая педагогическая практика показала, что отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности индивида, приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Главная педагогическая задача мирового сообщества, в том числе и нашего государства, заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к культуре каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.
Ж.Пиаже, В.С.Мухина, Э.КСуслова подчеркивали, что воспитание поликультурной личности тесно переплетается с этнокультурной национальной идентичностью индивида, что связано с возросшей за последнее время чувствительностью детей к национальному фактору.
Анализ философской, этнографической, психолого-педагогической литературы и различных подходов к поликультурному воспитанию в мировой практике дает возможность установить, что национальная идентичность старших дошкольников является сложным процессом: она включает не только отнесение себя к той или иной национальности, но и формирование представлений и эмоционально-оценочного отношения к национальной культуре своего и других народов. Этническая идентичность дошкольника не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен. Если процесс формирования этнической идентичности тормозится рядом неблагоприятных факторов, то человек колеблется между культурами, не овладевая ни одной из них.
Изложенные положения, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении эмоциональной и мотивационной сфер, ориентации на социальные отношения в мире взрослых, возрастающей потребности в общении, дают основание предположить следующее: период пяти-семи лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания этнической толерантности. Формирование межнациональной (этнической) толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является воспитание. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.
Учитывая, полиэтничность среды,окружающей казахстанского ребенка, и наибольшую способность восприятия культур других народов именно в детском возрасте, когда еще не сложились стереотипные формы эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Содержание, методы и средства поликультурного воспитания