Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 124.54 Кб (Скачать)

      О важности и необходимости интернационального воспитания писал и В.А. Сухомлинский: «быть патриотом и интернационалистом, - учил он, - это значит чувствовать  свою ответственность за судьбы мира, подавать руку братской помощи всем, кто  борется против войны, за мир. Патриотизму  чужды идеи расовой и национальной исключительности, обособленности»[60]. В своей работе «Как воспитать настоящего человека» [61] он пишет, что патриотическое и интернациональное воспитание - это многогранный процесс, и основой его является «видение мира». Надо связать ребенка « тысячами тончайших нитей» с Отечеством. С помощью игр-путешествий он раскрывал воспитанникам красоту природы разных участков нашей земли, отмечал всё хорошее, что есть в жизни и труде её народа [61].

  • Вопросы интернационального воспитания дошкольников были отражены и в нормативных документах по дошкольному воспитанию. Первый проект «Программы по дошкольному воспитанию» (1932г.) предусматривал усвоение детьми ряда знаний, способствующих поликультурному воспитанию. Но рекомендованный для усвоения материал был труден и непонятен детям дошкольного возраста. Они рано получали сведения о жизни народов, но не была предусмотрена необходимая последовательность в изложении материала, не учитывалось жизненное окружение дошкольников. Это привело к тому, что даже сами практические работники затруднялись в осуществлении интернационального воспитания по данной программе. Вся работа по поликультурному воспитанию связывалась в основном с проведением праздника 1 Мая. Это было неэффективно и практически не давало результатов. Праздник, по сути, был признан единственным средством поликультурного воспитания детей [58].

      Но  уже в 30-е годы был накоплен интересный опыт по поликультурному воспитанию дошкольников. Педагоги (Л. Раскин, Н. Дюжакова-Главная, К. Дружицкая и др.) считали, что оно не должно носить характера кампании на короткий срок, а должно иметь длительный, повседневный и систематический характер. В качестве средств воспитания этнической толерантности Л.Е.Раскин называл чтение, переписку дошкольников с ребятами, живущими в других странах, проведение интернациональных утренников. Одними из первых, предпринявших попытку определить задачи, принципы поликультурного воспитания, были Л.И. Красногорская, А.С. Фредгейм, С.Я. Файнштейн. Однако в 30-е годы не был установлен какой-либо определённый принцип отбора знаний о культурах и национальностях.

     Заслуживает особого внимания исследование Е.И. Радиной [58], проведённое в 40-50-е годы. Она провела большую работу по отбору и систематизации конкретного материала, относящегося к жизни и деятельности разных народов. По мнению Е.И. Радиной, детей надо знакомить в первую очередь с трудом и бытом той национальности, к которой он принадлежат. Только после этого можно давать им сведения об особенностях других национальностей.

  •  Эту проблему затрагивала и А.П.Усова, которая указывала на необходимость воспитания любви к Родине с раннего детства. Она обращала внимание на значение народного творчества в поликультурном воспитании. Народное творчество, считает она, позволяет детям в доступной форме усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи. Произведения народного творчества, национальные по форме, несут в себе много общего, а образы сказок разных народов переплетаются друг с другом. Народные сказки, песни, игры, по мнению А.П. Усовой, доступны всем детям и имеют большое воспитательное значение [62].
  • В 50-х годах был накоплен интересный материал по поликультурному воспитанию дошкольников. Ленинградские воспитатели С.В. Парафеева [63] и А.Г. Кириллова[64] показали в своих статьях многообразие средств, методов и приёмов в работе с детьми по ознакомлению с разными народами страны.
  • С.В. Парафеева [63] в течении года знакомила детей старшей группы с искусством, бытом, трудом украинского народа, а А.Г. Кириллова [64]. - узбекского. Авторы исходили из национального состава старшей группы детского сада, выбор национальной культуры таким образом оказывался случайным. Например, А.Г. Кириллова знакомила своих воспитанников с узбекским народом, так как детский сад посещала девочка – узбечка. Не выдерживались здесь и принципы последовательности и постепенности: детей начинали знакомить с отдалёнными республиками, игнорируя ближайшее окружение. Кроме того, ознакомление детей в течении года только с одной национальностью следует считать неправильным, так как даже обширные знания об одном народе не дают представление о многонациональном составе нашей страны.
  • В 60-х годах большой вклад в разработку проблемы воспитания поликультурной личности внесла Р.И. Жуковская [65]. Она разработала принципы формирования дружеского отношения дошкольников к людям разных национальностей и культур. Разработанные Р.И. Жуковской подходы и принципы поликультурного воспитания получили дальнейшее развитие в70-80-е годы в работах М.И. Богомоловой [58].
  • Очень интересен, на наш взгляд ряд статей, посвящённых формированию этнической толерантности и идентичности у дошкольников, написанный Э.К. Сусловой [14,19,66] опубликованный в 80-е и 90-е годы в журнале «Дошкольное воспитание». Большое внимание она уделяла разработке методов поликультурного воспитания дошкольников и связывала трудности в организации работы по интернациональному воспитанию со слабой подготовкой самих воспитателей, с недостаточными знаниями методики проведения этой работы. Серьёзной помехой Э.К. Суслова считала отсутствие единой линии в деятельности детского сада и семьи. Основным путём воспитания этики межнационального общения, она считает, - приобщение детей к культуре разных народов, а прежде всего к культуре народов, входящих в непосредственное окружение дошкольников. Э.К. Суслова пришла к выводу, что педагог должен учитывать особенности восприятия, мышления детей дошкольного возраста, их сравнительно небольшой жизненный опыт, а значит, исходить из национального состава группы, ближайшего национального окружения, действуя по принципу «от близкого к далёкому» [19,56]. Вероятнее всего, наиболее «близкой» окажется та национальность, которая представлена более многочисленно в группе. В таком случае приобретаемые детьми знания будут подкрепляться «живыми» впечатлениями, что обеспечит формирование более ярких и точных, полных и достоверных, неформальных представлений о людях и их культуре.
  • Начиная с 2000-го года, Э.К.Суслова продолжает изучать принципиальные подходы к поликультурному воспитанию дошкольников в современных условиях. На её взгляд, в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:
  • ●национальное воспитание, т.е. привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурные достижения (национальная идентичность);
  • ● ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;
  • ● сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты, т.е этнической толерантности[7].
  • Э.К. Суслова подчеркивает, что поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
  • - информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);
  • - эмоциональное воздействие (в процессе реализации информационного насыщения, важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);
  • - поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении) [19].
  • Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующее: общение с представи телями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи.
  • Анализируя педагогическую литературу по проблеме исследования, мы видим, что поликультурное воспитание невозможно без знаний своей национальной культуры, т.е. без сформированной национальной идентичности. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребёнка.
  • Одним из первых концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил крупнейший психолог Ж.Пиаже [67]. Он проанализировал две стороны одного процесса – формирования понятия «родина» и одновременно с ним развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности учёный рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Ж.Пиаже, проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа ее формирования:

     1. В возрасте 6—7 лет ребенок  приобретает первые знания (фрагментарные,  несистематические) о своей этнической  принадлежности.

     2. В 8—9 лет у ребенка развиваются  национальные чувства и идет  четкая идентификация с членами своей этнической группы.

     3. В 10—11 лет этническая идентичность  формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

     Ученым  были проведены исследования, уточняющие конкретные возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Диффузная идентификация с этнической группой обнаружилась уже у детей 3-4 лет. Осознание детьми своей этнической принадлежности варьирует от того, живут ли они в полиэтнической или моноэтнической среде. Межэтническая среда даёт индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп. Отсутствие опыта межэтнического общения обуславливает меньший интерес к собственной этничности. У детей, живущих в условиях сильно отличающихся по своим этническим признакам культуры, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы близкой в культурном отношении, осознание собственной этничности не становится жизненно важной проблемой [67].

     Отечественный психолог И.С. Кон подчеркивает, что  этническая идентичность формируется  с детских лет на фоне традиционных родительских чувств, социальных ролей и «культурных символов отцовства и материнства, воплощенных в мифах, религии и т.п.», он рассматривает родительство как социально-культурный феномен и родительское влияние на личность ребенка [68,112].

       Особое место занимают исследования  Г.Н. Волкова[69], сформировавшего  самостоятельную область научного  знания — этнопедагогику. Г.Н.  Волков изучает национально-региональную  и этническую культуру воспитания  и выделяет национальную педагогику как условие развития духовной культуры человека. При этом ученый подробно рассматривает:

1 —  средства народной педагогики (пословицы; загадки; народные песни, в том числе колыбельные; песни отрочества; сказки);

2 —  народный идеал человека;

3 —  условия воспитания (природа; игра; труд; слово; религия и др.).

     Исходя от эмпирического опыта народов, Г.Н. Волков обобщая их опыт, указывая на определяющее значение слова на этническую идентичность личности, автор подчеркивает, что «тотальная дискриминация национальных языков привела к духовно-нравственной деградации многих народов» [69].

     Для нашего исследования особо продуктивной стала концепция развития личности В.С. Мухиной[10], согласно этой концепции «личность не может развиваться вне общества: она социализируется (присваивается) через идентификацию и индивидуализируется через обособление» [10,34]. В концепции наиболее полно раскрываются этнопсихологические аспекты развития, социализации и индивидуализации личности на ранних этапах онтогенеза через механизмы идентификации и обособления. Согласно этому подходу, основой формирования этнической идентичности выступают этнические традиции — исторически сложившиеся образы мыслей, чувств и действий, которые присваиваются ребенком в процессе социализации [10].

     В.С. Мухиной[70] и Н.М.Лебедевой [31] так же отмечается, что социальные стереотипы, в том числе и этнические усваиваются ребенком очень рано, примерно с 5-6 лет, трудно поддаются изменениям, являются грубыми и недифференцированными, с легкостью проявляются и становятся более «отчетливыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами. Исследования В.С. Мухиной показали, что развитие этнической идентичности зависит от сложившихся условий межэтнического взаимодействия и характера межэтнических отношений. В ситуации социального кризиса этнической общности складываются негативные межэтнические отношения, тревожность, напряжение, проявляются маргинальные черты личности. В условиях целенаправленной созидательной деятельности формируются позитивные межэтнические отношения[70].

  • В «Концепции этнокультурного образования в РК» [5] подчеркивается, что этнокультурная идентичность складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Состояние этнокультурной идентичности достигается через поликультурную сферу. К ней относятся семья, детские дошкольные учреждения, учебные заведения, национально-культурные центры.
  • ВЫВОДЫ по 1 главе

   Мировая педагогическая практика показала, что  отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности индивида, приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. Главная педагогическая задача мирового сообщества, в том числе и нашего государства, заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к культуре каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.

   Ж.Пиаже, В.С.Мухина, Э.КСуслова подчеркивали, что  воспитание поликультурной личности тесно переплетается с этнокультурной национальной идентичностью индивида, что связано с возросшей за последнее время чувствительностью детей к национальному фактору.

   Анализ  философской, этнографической, психолого-педагогической литературы и различных подходов к поликультурному воспитанию в мировой практике дает возможность установить, что национальная идентичность старших дошкольников является сложным процессом: она включает не только отнесение себя к той или иной национальности, но и формирование представлений и эмоционально-оценочного отношения к национальной культуре своего и других народов. Этническая идентичность дошкольника не статичное, а динамичное образование: процесс её становления не окончен. Если процесс формирования этнической идентичности тормозится рядом неблагоприятных факторов, то человек колеблется между культурами, не овладевая ни одной из них.

     Изложенные  положения, а также особенности  развития детей старшего дошкольного  возраста, которые заключаются прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении  эмоциональной и мотивационной  сфер, ориентации на социальные отношения  в мире взрослых, возрастающей потребности  в общении, дают основание предположить следующее: период пяти-семи лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания этнической толерантности. Формирование межнациональной (этнической) толерантности – длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идёт под воздействием множества факторов, и решающим среди них является воспитание. Главная педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого.

     Учитывая, полиэтничность среды,окружающей казахстанского ребенка, и наибольшую способность  восприятия культур других народов  именно в детском возрасте, когда  еще не сложились стереотипные формы  эмоционально-оценочного отношения к представителям других национальностей, можно сделать вывод об актуальности и благоприятных перспективах поликультурного воспитания детей именно через систему образования.

Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

2.1. Содержание, методы  и средства поликультурного  воспитания

  • старших дошкольников в детском саду
  • Первый научный подход к порядку ознакомления дошкольников с народами был сделан Н.К. Крупской. Она считала, что после ознакомления дошкольников с народами своей страны можно переходить к ознакомлению с народами зарубежных стран. Приведём программу необходимых знаний о народах страны для детей шестого года жизни, предложенную Н.К. Крупской [71]:

Информация о работе Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос