Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа
Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.
Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы
Этническая самоидентификация личности может рассматриваться таким образом, как процессе присвоения этничности и превращения ее в этническую идентичность, либо же как процесс вхождения в структуры идентичности, и приписывания себе в них определенного места, которое и может быть названо этнической идентичностью. Однако, разделение этих двух понятий: этничность и этническая идентичность, является нецелесообразным, ведь, в конечном счете, этническая идентичность в узком смысле является одним из компонентов этничности в узком смысле, а этничность — это именно то, что осваивается и закрепляется через этническую идентичность. Этничность — зависимая переменная. Она возрастает или ослабевает в соответствии с внешними обстоятельствами и усиливается по мере роста межэтнической напряженности. Важнейшим фактором усиления этничности является также желание отделиться от других. Этничность — категория «эмоционально-нормативная». Достоинство, гордость, обиды, страхи являются важнейшими критериями межэтнического сравнения. Эти чувства опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида [10].
Этническая идентичность фиксирует осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности. Этническая идентичность, прежде всего, является результатом когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем какого-либо этноса, отождествления себя с ним и обособления от других этносов [47].
На наш взгляд, наиболее точно отвечает проблеме исследования определение отечественного исследователя Поршнева Б.Ф[48]: этническая идентичность — социокультурный и социально-психологический феномен, соединяющий когнитивные и аффективные представления и переживания личности об этнических группах, возникающих в реальных актах взаимодействия со своими и с другими этносами, и проявляющийся в реальном этническом поведении. Из данного определения следует, что этническая идентичность – часть социальной идентичности личности. В её структуре выделяют два основных компонента – когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознания себя её членом) и аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней) [40].
В
рамках нашего исследования уместно
упомянуть о понятии «
Выделяется два вида этнических стереотипов автостереотипы и гетеростереотипы. Под автостереотипом понимается представление о своем народе, которое, как правило, позитивно. Гетеростереотип - это представление об этнопсихологическом облике другого народа, которое может быть как позитивным, нейтральным, так и негативным[30].
Анализ
литературы, посвященной этнической
идентичности, показал, что в настоящее
время это научное понятие
наполняется многочисленными
Обратимся к рассмотрению следующих понятий – «толерантность», «этническая толерантность». Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» и трактуется как: «уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия» [2, 38]. В последнее десятилетие понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. На сегодняшний день «принцип толерантности» становится ведущим в воспитании поликультурной личности.
Мировое сообщество определяет толерантность как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. «Декларация принципов толерантности» [2] , принятая ЮНЕСКО, подчеркивает, что толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство.
Формирование этнической толерантности требует не только огромной воспитательной работы. Оно неразрывно связано с активным противодействием всему тому, что прямо или косвенно мешает равноправию граждан и их общественных объединений (включая этнические), что противостоит религиозному, культурному плюрализму, что способствует разжиганию этнонационализма и распространению различных фобий[17].
Толерантность –– это не уступка, снисхождение или потворство, это, прежде всего, отмечает Орлова М.А., «активное отношение человека к иным культурам и нациям» [49, 34]. Толерантность означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Поликультурное воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Удачное определение толерантности даёт А.Г. Асмолов: это «искусство жить в мире непохожих людей и идей»[22, 67].
Во
многих культурах понятие «
В
XIX в. глагол «терпеть» насчитывал множество
лексем и выражал различные значения:
выносить, страдать, крепиться, стоять
не изнемогая, выжидать чего-то, допускать,
послаблять, не спешить, не гнать и
т.д.[51,402] Несмотря на многозначность, категория
«терпимости» имеет созерцательный
оттенок, пассивную направленность.
Подобная характеристика понятия сохранилась
и в современных словарях. В
«Толковом словаре русского языка»
под редакцией Д.Н.Ушакова [52,308] категория
«толерантность» полностью
Но, толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу[55] .
Исследователь К. Уэйн приходит к выводу, что «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. [56,36] В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в целом и представители конкретных этносов.
Толерантность ориентирован
Толерантность (в т.ч. этническая) - явление социальное, толерантность не может быть абстрактной, т.к. её уровень и формы проявления в каждой конкретной ситуации в межличностных и межгрупповых отношениях различны. Говоря об этнической толерантности, т.е. позитивном отношении к представителям других этнических групп, иных культур, при одновременном сохранении позитивного отношении к людям своей национальности, изучаются проблемы этики межнациональных отношений [3]. Этика межнациональных отношений является составной частью этнической толерантности. В процессе межнационального общения люди разных национальностей находят «общий язык», обмениваются действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями.
Этика межнациональных отношений- система нравственных обязанностей, требований к поведению. Ни один из народов не обладает монополией на мораль, не является моральным в высшей степени, чем другой. Ведь в действительности есть народы большие и малые по численности, находящиеся на разных уровнях культурно-исторического развития. Но нет народов больших и малых по духовно-нравственному потенциалу, по их способности к дальнейшему развитию и совершенствованию. Моральной оценке и суду подлежат не народ или нация, а отдельный индивид, независимо от своей национальной принадлежности. Условием такой оценки может быть только личная автономия индивида, которую он обретает впервые в рамках существования нации[30].
Этика межнациональных отношений морально осуждает любые формы национальной дискриминации, ненависти и розни, национальное или расовое превосходство, утверждение исключительности или, наоборот, ощущение этнической неполноценности. Важным фактором укрепления народных традиций в воспитании молодого поколения является создание очагов удовлетворения культурно-национальных потребностей, возможность изучать родной язык для всех, кто проживает за пределами своих национально-государственных образований или же не имеющих таковых[57].
Таким образом, хотя понятие толерантности и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность — не пассивная, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
Выводы, к которым мы пришли, позволяют
обратиться к проблеме
Мы пришли к выводу, что толерантность приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие, толерантность — это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии культур.
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема интернационального воспитания детей была признана одной из наиболее важных. Известно, что ещё первый нарком просвещения РСФСР А.В. Луначарский [58] предлагал интернациональное воспитание начинать с дошкольного возраста, след от которого, как считал он, остаётся на всю жизнь. М.И. Калинин [58] указывал на то, что патриотизм и интернационализм берут свои истоки в прошлом и впитывают в себя всё лучшее, созданное народом.
Одной из первых, обративших внимание на важность более раннего приобщения детей к явлениям социальной действительности, в частности ознакомления с жизнью людей разных национальностей, была Н.К.Крупская [59]. Н.К. Крупская писала, что «интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа» [59, 94]. Она призывала воспитывать с раннего возраста дружбу между детьми разных национальностей, указывая на то, что « надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей, показывая их смелость, героизм и т.п.» [59, 46].
Значительный вклад в разработку проблем интернационального воспитания внёс А.С. Макаренко. Он писал, что «единство всего народа, единство всех граждан …- это благо для всех нас и всего будущего человечества» [58,64]. А.С. Макаренко считал, что добиться этого можно только при условии систематического воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка начиная с раннего детства. Исключительную роль в воспитании А.С. Макаренко отводил коллективу. Он считал, что только в коллективе можно воспитать настоящего человека – патриота своей Родины, интернационалиста. А.С. Макаренко разработал программу воспитания детей в коллективе, нашёл эффективные средства для преодоления националистических предрассудков среди детей разных национальностей и сплочения их в единый коллектив. На практике он добился ликвидации проявления национализма среди своих воспитанников [58].