Лепка с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:57, контрольная работа

Описание работы

Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5—6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время лепки осуществлять з

Содержание

1.Введение. Актуальность темы.
2. Связь лепки с изобразительным искусством( ознакомление со скульптурой)
3. Виды занятий по лепке.
4. Задачи обучения детей старшего дошкольного возраста.
5. Способы лепки.
6.Приемы обучения детей предметной, сюжетной и декоративной лепке.
7. Описание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста лепке.
8. Заключение.
9. Приложение( конспекты занятий, зарисовки способов и приемов лепки)

Работа содержит 1 файл

контрольная по лепке.docx

— 38.92 Кб (Скачать)

Тема: « Лепка  с детьми старшего дошкольного возраста»

План:

1.Введение. Актуальность  темы.

2. Связь лепки  с изобразительным искусством( ознакомление со скульптурой)

3. Виды занятий  по лепке.

4. Задачи обучения  детей старшего дошкольного возраста.

5. Способы лепки.

6.Приемы обучения  детей предметной, сюжетной и  декоративной лепке.

7. Описание работы  по обучению детей старшего  дошкольного возраста лепке.

8. Заключение.

9. Приложение( конспекты занятий, зарисовки способов и приемов лепки) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано  это с тем, что дети 5—6 лет окрепли  физически, начался процесс окостенения  кисти руки, укрепились мелкие и  крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того, возросло умение во время  лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения — оно становится более четким. 
Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творческих способностях. 
Содержание занятий в старшей группе все более усложняется. Дети 5—6 лет делают разнообразные фигурки, создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков  талантливые скульпторы создавали  свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые. Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям. Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий Станковой скульптуре  свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы.Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы: статуэтки из камня, дерева, кости, металла. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, метала) или пластичных (терракоты, стекла и т.д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени. Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон.В художественном замысле любой скульптуры, будь то памятник или станковая скульптура, большое значение имеет постамент. Постамент должен соответствовать не только архитектурному окружению, но и характеру и стилю скульптуры.Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию Они влияют и на формирование нравственных чувств.Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.Какие же выразительные средства познает ребенок в процессе восприятия скульптуры?В старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптурой, разных по материалу и содержанию. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.Скульптуру монументальную или парковую, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам познакомиться со скульптурой, наметить вопросы, которые можно задать детям, подумать весь процесс осмотра скульптуры с детьми.Большую работу по знакомству детей со скульптурой могут провести и родители. Они могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и сделать крупные фотографии или цветные слайды, Изображение должно производить с трех или четырех сторон. Однако использовать этот материал в качестве наглядного пособия можно лишь при повторной беседе о скульптуре, т.е. после того как дети побывали около нее во время экскурсии или прогулки с родителями. Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения?В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи Предметная лепка включает в себя изображение таких объектов, которые дети наблюдают в детском саду, дома, о которых им читают и которые они видят на картинках. Учитывая появившуюся способность детей сравнивать свою работу с предметом изображения, можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений). Предметы для лепки могут быть самые разнообразные: фигурки животных (кошка, собака, кролик, медведь, петух, черепаха, рыбка), т.е. те животные, которые ребятам хорошо знакомы; фигура человека (изображение куклы, Деда Мороза, Буратино, фигурки детей в летней и зимней одежде), а также овощи, фрукты, посуда, декоративные пластинки. 
Подводя ребят к сюжетной лепке, нужно помнить, что она включает в себя изображение предметов в определенном взаимодействии. Обычно детям предлагают вылепить несколько однородных предметов: кошку с
котятами, утку с утятами и т. п. 
Первые задания направляют детей на то, чтобы, вылепив предметы, они поставили их рядом на доске: в дальнейшем можно показать, как устанавливаются фигурки на лепной подставке в виде скульптурной композиции. Расстановка фигур представляет некоторую сложность для пятилетнего ребенка: нужно согласовать размер фигур между собой и с размером подставки, найти место для каждого предмета, установить его в нужном положении, прочно прикрепить к подставке. 
К декоративной лепке можно отнести предметы, требующие особого подхода в оформлении, например декоративные пластинки, кружки, чашки с несложным декоративным узором, выполненным рельефом или углубленным рельефом. Можно оформить предметы по типу узоров народных
игрушек: петуха, козлика, дымковской куклы, петрушки, черепахи, рыбки. Решение этих предметов в декоративном плане увлекает детей возможностью вносить элементы оформления; ребятам нравится ритмично двигать стекой, когда они изображают чешую у рыбы, или украшать хвост петуха длинными полосками из глины, или наносить стекой узоры на кружке. Занятия подобного рода хорошо сочетаются с рисованием, и они могут в некоторых случаях предшествовать занятиям лепкой. Декоративная лепка помогает развивать у детей художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки, знакомит их с народным прикладным искусством, его традициями в изображении и оформлении формы. Как отмечалось выше, каждый вид лепки осуществляется при непосредственном восприятии предмета или проводится как лепка по представлению — в зависимости от намеченных учебных и воспитательных задач.

Общие задачи по лепке для детей шестого года жизни в программе воспитания для детского сада формулируются  следующим образом: развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении  в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, инициативу, сообразительность. 
Все эти задачи конкретизируются с таким расчетом, чтобы подвести детей к созданию образа, выразительного как по форме, так и по содержанию. Лепка отдельных предметов должна научить детей передавать основной характер формы, строения предмета, пропорций наиболее важных деталей. Так, при изображении кошки ребята должны передать в обобщенном виде характерную форму туловища, круглую голову с немного оттянутой мордочкой, маленькие острые торчащие уши, длинный хвост, небольшие, в форме столбиков округлые на концах лапы, вылепить или наметить стекой
глаза, рот (движение животного изображается, если воспитатель поставил такую задачу перед детьми). Таким образом, лепка должна выявить основную форму и наиболее характерные детали предмета. Понятно, что такие особенности формы, как углубление глазных впадин, видимые рельефы лопаток, ребенок изобразить не может, он не знает анатомии, а следовательно, это для него и недоступно. Кроме того, лепка точной формы не интересует ребенка, его увлекает получающееся общее сходство с предметом и действие с ним. Например, вылепив петуха, ребенок лепит чашку, кладет в нее несколько маленьких глиняных шариков и говорит: «Петушок зернышки клюет». 
Учитывая способность детей живо отображать воспринятое, воспитатель ведет их к тому, чтобы они научились видеть и понимать окружающие предметы и явления, пользоваться необходимыми средствами и способами лепки.

Овладение способами  и средствами лепки идет постепенно, дети накапливают их начиная с младших групп. В старшей группе усиливается внимание к изображению формы и динамики фигур. Программа строится так, что вначале дети лепят наиболее простые и знакомые для них предметы (это могут быть фрукты, овощи), разные по характеру формы, размеру. Основную форму этих предметов дети знают, их внимание нужно направить на более точное изображение. Лепка 2—3 предметов различной формы учит детей выделять и передавать характерные особенности каждого предмета, а затем самостоятельно выделять особенности других предметов. Например, для изображения предлагаются огурец, морковка и свекла. Лепка потребует умения выделить и вылепить характерную форму каждого из этих овощей: огурец — овальной формы, один конец можно сделать толще, другой тоньше, вылепить маленький черенок-хвостик (оттянуть пальцами). Свекла в основе имеет круглую форму, ее нижняя часть вытянута в сравнительно длинный хвост, сверху черенок от ботвы. Общую форму дети лепят всей кистью, обеими руками, а особенности формы и детали прорабатывают пальцами. 
В старшей группе несколько по-иному, чем в предшествующей группе решается лепка фигуры человека. Дети лепят по частям, а иногда из целого куска. Их внимание направляется на более четкое изображение формы, а также на правильную передачу пропорций. Сначала можно предложить лепку фигуры по типу народных дымковских кукол, которые устанавливаются на широком основании. Во время изображения этих фигур дети знакомятся с основными пропорциями, учатся лепить голову и туловище из целого куска. Воспитатель уточняет пропорции: голова маленькая по сравнению с туловищем, имеющим в основе конусообразную форму, руки — столбики. Одновременно дети учатся находить положение рук, сгибая их в зависимости от изображаемого действия. Подобным способом дети лепят фигуры Деда Мороза, Снегурочки. 
Следующим этапом обучения может быть лепка фигурки, устанавливающейся на ногах. Это получается у детей сразу, ребята обычно лепят очень тонкие ноги, которые не держат фигурку. Нужно предложить такую тему, при которой ноги у фигурок должны быть толстыми и плотными: вылепить девочку или мальчика в зимней одежде (в шубке, валенках). Изображение этих фигур проводится комбинированным способом. Голову и туловище дети лепят из целого куска, а руки и ноги делают отдельно и примазывают к туловищу. Шапку можно вылепить в виде ушанки или вязаной шапочки с помпоном. Если изображается мальчик, то на пальто накладывается воротник, пуговицы, а если девочка — наряд дополняется опушкой и манжетами. Сложных движений лети еще не изображают, но они могут сделать фигурку шагающей или наклонить ей корпус. Поэтому возможны такие темы, как «Мальчик катит снежный ком», «Дети гуляют», «Дети гуляют с воспитательницей». Взрослый лепит фигуру воспитательницы, а ребята устанавливают около нее свои фигурки. Таким образом, дети постепенно подводятся к сюжетной и коллективной лепке. Тематику можно расширить, например: «Мальчик и девочка делают гимнастику», «Девочка гуляет с собакой». Темы, поставленные подобным образом, направляют мысль ребенка на изображение определенного предмета, его действия, положения в пространстве. 
Одной из любимых тем во время лепки является изображение животных. Детям шестого года жизни предлагают лепить тех животных, которых они лепили в средней группе, но больше внимания уделяют изображению формы. Например, если в средней группе ребята лепили кролика и голову изображали в виде шара, то в старшей группе форма уточняется: голова изображается овальной формы; форму ушей дети лепят более точно пальцами. Одновременно их учат передавать фактуру (шерсть зверей, перья птиц) объемным (высоким) или углубленным рельефом. 
Изображение животных требует новых способов лепки. Хорошим способом является лепка туловища и головы или туловища и ног из одного куска; это делает скульптуру прочнее и устойчивее. Использование этого способа требует умения работать со стекой: сначала делается столбик, затем он сгибается дугой, после чего опущенные вниз концы разрезаются стекой и раздвигаются. Далее прикрепляются остальные части. Такой способ пригоден для изображения многих животных: кошки, собаки, медведя, козла. Но его применение не исключает возможности пользоваться и другими способами, когда все части создаются отдельно, а затем соединяются. Важно, чтобы ребята знали разные способы лепки и умели ими пользоваться самостоятельно. 
Способ лепки фигуры из целого куска дает возможность придать ей большую динамичность, так как от ребят в самом начале лепки требуется определить основное положение фигуры: кошка лежит, или стоит, или идет. Каждое положение намечается уже при лепке туловища. Изображение динамики — одно из наиболее важных выразительных средств. 
В старшей группе, обучая ребят изображать движение воспитатель одновременно учит их устанавливать фигурки на подставках, что подготавливает детей к изображению сюжетных композиций. Фигурки плотно примазываются к подставке в нужном положении. Толщина подставки может быть 1—1,5 см. Ей придается форма квадрата, прямоугольника или круга. 
Интересной темой для лепки является изображение птиц. С детьми 5—6 лет можно вылепить воробья, снегиря, петуха, утку с утятами, цыплят. Дети лепят их в основном из одного куска, стремясь передать характерные признаки, например разную форму головы, хвоста у курицы и петуха. Одновременно ребята учатся обрабатывать форму пальцами и стекой, плотно примазывать детали, выполнять их объемно — высоким или углубленным рельефом с помощью стеки. 
Часто при изображении мелких деталей, например бородки, гребешка у петуха, дети портят основную форму, так как мелкие детали делаются путем прищипывания или оттягивания от основной формы. Нужно учить при изображении этих деталей захватывать пальцами поменьше глины, чтобы не испортить общую форму головы. Перья хвоста, крыльев дети могут не оттягивать, а вылепить отдельно и прикрепить к основе. 
Кроме животных и птиц, в старшей группе дети лепят посуду способами, не только уже усвоенными в средней группе, но и новыми. Например, они по-другому лепят ручку у кружки, делая ее из согнутого столбика, более тщательно обрабатывают поверхность. Им показывают также новый способ лепки кружки путем соединения диска — дна и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. Ребята учатся делить ком глины, соразмерять части, примазывать одну деталь к другой. 
Лепка посуды может идти в декоративном плане, в таком случае детям предлагают украсить поверхность сосуда высоким или углубленным рельефом. Для декоративной лепки детям 5 лет можно предлагать изображение декоративных пластинок с растительным орнаментом, которые потом окрашиваются ангобом или гуашью. 
Программное содержание занятий дает возможность научить детей различным способам лепки, которые они смогут использовать самостоятельно при изображении тех или иных предметов на всех последующих занятиях. 
Обучение лепке детей старшей группы требует от воспитателя применения многих методов и приемов обучения, выбор их зависит от характера задачи, решаемой на занятии, от сложности темы. 
На первом этапе обучения при лепке тех или иных предметов можно использовать лепку с натуры, которая не исключает показа способов изображения, но в то же время и не снимает задач творческого характера. Целью этих занятий является: расширить представления детей о форме и пропорциях; научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки; научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т. е. воспитывать активность и самостоятельность мышления. 
Лепка с натуры не должна быть единственной формой занятия в детском саду, так как дети могут привыкнуть к ней и им трудно будет лепить по представлению. 
Лепка с натуры требует большой подготовительной работы, которая помогает знакомить детей с формой и пропорциями предметов. Например, если предполагается изображать фрукты, овощи или животных, то дети заранее их рассматривают. Предварительное рассматривание предметов организуется воспитателем и проходит под его руководством. Так, перед лепкой овощей ребятам сначала предлагают охватить взглядом общую форму, затем привлекают их внимание к ее особенностям и деталям. А знакомство с дымковской куклой должно быть более обстоятельным. Сначала в нескольких словах объясняют детям, что такие фигурки делают для игры, для украшения комнаты (они красивы, ярко окрашены, у них много интересных деталей: кокошник, бусы, пуговицы и др.), ютом обращают внимание ребят на соотношение головы и туловища. Игрушки из папье-маше, пластмассы, мягкие игрушки можно дать детям потрогать, рассмотреть детали. Подобные обследования проводятся в тех случаях, если дети плохо знают предмет, его форму и пропорции. 
В начале занятия воспитатель показывает предмет, который будут лепить, устанавливает его так, чтобы натура находилась на уровне глаз ребенка, и, обводя указкой форму всей фигурки и ее частей, дает необходимые пояснения, беседует с детьми, задает им вопросы. Рассмотрев форму и пропорции предмета, воспитатель переходит к способам лепки. Если он считает, что дети смогут сами определить их, то можно лишь задать детям необходимые вопросы. В том случае, когда способ изображения незнаком детям, воспитатель прибегает к частичному показу. Например, дымковскую куклу в старшей группе можно лепить, исходя из ее конусообразной формы, изображение которой детям знакомо; следовательно, способ лепки конуса детям не показывают.  
Воспитатель берет заранее приготовленную форму и из верхней ее части лепит голову, несколько оттянув ее от общего объема глины; показывает, как наметить на фигурке кофту и юбку. Как вылепить и прикрепить руки, дети должны сказать сами. Далее воспитатель обращается к изображению деталей и выборочно показывает, что одни из них можно выполнить путем прищипывания, а другие — путем наложения на основу отдельно вылепленных мелких деталей. После показа дети приступают к работе. 
В процессе занятия воспитатель поворачивает куклу, показывает ее со всех сторон и направляет внимание ребят на сравнение своей фигурки с натурой. Если во время занятия используются поворотные станки, то это облегчает работу: изделия детей стоят на станках, диск станка поворачивается и дети имеют возможность лепить форму со всех сторон. Обычно работы, выполненные по типу дымковских игрушек, раскрашивают гуашью, для чего их сначала хорошо просушивают и обжигают в муфельной печи. 
Не менее важна, чем лепка с натуры, и лепка по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и развитие творческой активности в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет, который рассматривают или о котором им читают. Целевая установка дает возможность заинтересовать ребят и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета. Например, перед тем как лепить по представлению грибы, воспитатель рассматривает с ребятами натуру — муляжи или картинки с изображением грибов. Он спрашивает ребят, какие грибы они видели, предлагает вспомнить их форму, рассказать, как они растут в лесу (по одному и по нескольку вместе; одни грибы растут под елками, другие около елки и т.д.): важно, чтобы ребята научились представлять себе окружающее, оживлять дремлющие в памяти образы. Большой предварительной работы требует лепка животных по представлению. Но для того чтобы у детей сформировались зрительные образы, сначала им показывают животных, картинки с изображениями зверей, стараясь подобрать их так, чтобы одно и то же животное было изображено в разных положениях; детям дают игрушки, изображающие животных, читают о них. Эта подготовительная работа должна помочь образованию у детей представлений о животных, формированию зрительных образов, которые лягут в основу изображения. Лепка по представлению должна основываться на имеющихся знаниях и умениях детей, а поэтому показ способов изображения здесь не нужен. Ребенок может выбирать по своему желанию тот способ лепки, который ему кажется наиболее удобным. 
Большое влияние на ход работы детей оказывает создание игровых, необычных ситуаций. Например, детям предлагают использовать слепленные фигурки для какой-либо игры (в зоопарк, птицеферму и т. п.) или дети лепят предметы для предстоящей выставки к 8 Марта. 
Одним из основных приемов обучения является также чтение художественной литературы. Для усиления и углубления образа, который дети будут воссоздавать в лепке, воспитатель может использовать четверостишия, загадки, в которых говорится о птицах, зверюшках, их внешнем облике, характерных чертах. 
Обучение ребят сюжетной лепке основывается на умении детей лепить отдельные предметы и приобретении знаний в области составления композиции. В связи с этим такой прием, как показ способов лепки, исключается, зато большое значение приобретают наблюдение и объяснение в начале занятия. 
Изображение композиций возможно лишь тогда, когда у детей имеются сформированные зрительные образы и твердые умения лепить предметы. В таком случае все свое внимание дети могут устремить на изображение действия и составление композиции. 
Анализ работ в конце занятия можно провести как беседу воспитателя с детьми. Воспитатель ставит вопросы так, чтобы дети учились оценивать четкость выражения формы, движения, композиционное решение. 
В старшей группе, как и в других группах, для занятий лепкой необходимы определенное оборудование и материалы. Прежде всего нужны доски или станки, стеки двух-трех образцов, глина, пластилин. Дети принимают активное участие в подготовке к занятию, дежурные раздают всем заранее подготовленные материалы и оборудование. Иногда, в зависимости от поставленных задач, воспитатель может предложить детям самостоятельно выбрать материал, оборудование для своей работы. Это приучает ребят подбирать, в зависимости от собственного замысла, форму стеки, количество глины или пластилина.
 
 

Конспекты занятий:

Лепка собаки (по игрушке) 
 
Программное содержание. Учить детей лепить собаку, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овоидную (термин «овоид» детям дошкольного возраста не дается) (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. 
Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель показывает детям игрушку, обращает внимание на форму ее частей и детали, уточняет пропорции. После этого он берет заранее подготовленные части и показывает детям, как и в какой последовательности нужно их соединять, каждый раз фиксируя внимание на плотном примазывании деталей со всех сторон.(Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, потом хвост. В последнюю очередь изображаются детали: морда, уши, лапы.) 
Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше. 
 
Лепка кошки (по игрушке) 
 
Программное содержание. Учить детей изображать кошку, использовать в качестве натуры игрушку, передавать характерную форму частей игрушки: туловище — овоидной формы, голова — шар с немного оттянутой мордой, короткие треугольные уши, ноги в виде столбиков; передавать пропорциональные соотношения частей и их расположение; закрепить умение пользоваться знакомыми способами лепки, такими как плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой, оттягивание деталей от общей формы (морда, уши). 
Методика проведения занятия. В начале занятия детям показывают игрушку и вместе с ними рассматривают форму ее частей. Далее воспитатель с помощью вопросов устанавливает, правильно ли дети воспринимают форму и размер головы, туловища, лап, объясняет, что во время изображения нужно иногда смотреть на игрушку и сравнивать с ней свою фигурку. 
В процессе работы воспитатель проверяет качество лепки у разных детей и делает необходимые замечания. 
Примечание. Приемы изображения показывать не следует, так как дети уже лепили собаку и должны знать способы лепки. 
 
Лепка утки (по мотивам дымковской игрушки) 
 
Программное содержание. Учить детей изображать предметы путем вытягивания частей из целого куска; передавать характерную форму туловища — сплюснутый овоид; закреплять умение соблюдать пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать фигурку на подставке; учить стекой делать узор на крыльях утки. 
Методика проведения занятия. В начале занятия воспитатель рассматривает с детьми игрушку дымковских мастеров — утку с утятами, напоминает детям, как они наблюдали уток в пруду или рассматривали их на картинках. 
С помощью вопросов воспитатель уточняет знания детей о форме частей тела утки и характере узора на крыльях, спрашивает, не догадается ли кто-нибудь, как легче всего вылепить утку. Потом он показывает детям способ вытягивания шеи и головы на заранее сделанной заготовке (несколько сплюснутый овоид). 
Анализ детских работ должен быть посвящен тому, как получилась форма туловища, головы, правильно ли переданы пропорции. Следует обратить внимание детей и на то, как утка расположена на подставке. 
Примечание. Если в детском саду нет подобной дымковской игрушки, то можно подобрать пластмассовую или резиновую игрушку. 
 
Лепка по представлению. «Девочка в шубке» 
 
Программное содержание. Учить детей во время лепки фигуры человека передавать форму головы, туловища, рук, ног, пропорциональное соотношение частей; лепить мелкие детали одежды (воротник, шапку, сапожки); плотно скреплять части; создавать устойчивую фигурку; закреплять знакомые способы лепки. 
Методика проведения занятия. В начале занятия следует напомнить детям, как они лепили куклу (они вспомнят пропорции, форму частей, способы лепки). Затем воспитатель спрашивает у детей, в какой одежде гуляют зимой девочки, уточняет знания детей об особенностях зимней одежды. Дети вспоминают, как они видели девочку в шубке, шапочке, сапожках. Воспитатель говорит, что девочку можно изобразить в любом положении: как она бегает, играет, катает снежный ком. С помощью вопросов уточняются последовательность и способы лепки фигурки. 
Во время анализа работ следует задавать детям вопросы, касающиеся формы частей, пропорций, изображения действия.

Информация о работе Лепка с детьми старшего дошкольного возраста