Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Дошкольное детство – начальный этап становления личности, ее ценностных ориентаций и именно в этот период закладывается позитивное отношение к миру, к себе и к окружающим людям [10]. Вместе с тем вопрос о целесообразности и возможности раннего воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей специально в РК не исследовался и остается дискуссионным. Для формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей дошкольного возраста необходимо разработать научно-методические основы рассматриваемой проблемы.

Содержание

Введение …………………………………………………… ………………….
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Развитие идеи поликультурного воспитания в мировой педагогической практике
Теоретические подходы к определению понятий: «этничность», «этническая толерантность», «национальная идентичность» в западной и отечественной исследовательской традиции.
Вопросы воспитания этнической толерантности и формирования
национальной идентичности у детей старшего дошкольного
возраста в психолого- педагогической литературе
Выводы по I главе
Глава II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
2.1. Изучение содержания работы, методов и средств по
формированию национального самосознания и этнической
толерантности в условиях дошкольного
образовательного учреждения.
2.2. Формирование этнической толерантности и
национальной идентичности
2.3. Взаимосвязь этнической толерантности и национальной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы по II главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 124.54 Кб (Скачать)
  • Возраст
  • Знания о народах нашей страны
  • Шестой год жизни.
  • Детям необходимо знать названия соседних республик, своей страны и её столицы, достопримечательные места, памятники, красивые здания; помнить, что в том селе, городе, где живёт ребёнок, трудятся люди разных национальностей. Их труд важен для всех людей, живущих в нашей стране. Необходимо воспитывать у детей чувство симпатии к представителям разных национальностей – взрослым, детям.
  •  Программа воспитания и обучения в детском саду, вышедшая в Казахстане в 1989г., тоже не ограничивалась задачей воспитания любви к Родине и воспитания уважения к национальностям и культурам своей страны. В ней ставилась цель воспитать у детей чувство симпатии к другим народам и культурам., т.е. этническую толерантность. В разделе «Ознакомление с окружающим» определялся объём знаний о народах и культурах страны [72]:
  • Знания о народах и культурах нашей страны
  • Шестой год жизни.
  • Мы живём в республике Казахстан. Казахстан имеет свой флаг, герб, гимн. Коренные жители Казахстана – казахи. У них свой язык, своя музыка, свои песни, танцы, сказки, пословицы, национальные костюмы, свой быт. Алма-Ата – это главный город республики. В Алма-Ате много памятников, театров, музеев, площадей и красивых улиц. В Алма-Ате работает правительство, которое руководит нашей республикой. Дать понятие о том, что кроме г. Алма-Аты в республике много других крупных городов – Караганда, Шымкент, Астана и др. Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю, его народу, чувство симпатии к представителям разных национальностей (взрослым, детям). Сообщить детям сведения о некоторых особенностях севера и юга нашей страны. Воспитывать интерес и любовь к произведениям великих казахских и русских поэтов, композиторов, художников, желательно знакомиться с их творчеством. По возможности, следует организовывать экскурсии детей по историческим местам нашей Родины, в музеи национального народного искусства.
  • В жизни нашей страны за последние десятилетие произошли значительные перемены в политической, и в социальной сферах. Содержание поликультурного воспитания в детском саду практически не изменилось, но стало более ёмким и расширенным. В современной Программе воспитания и обучения в детском саду «Балбобек» в содержание поликультурного воспитания старших дошкольников входят следующие знания о нашей Родине и её многонациональном и многокультурном составе [73]:
  • 6-7 лет
  • Предлагаемый объём знаний о народах нашей Родины
  • Расширять знания о том, что Республика наша многонациональна, что на её территории дружно живут казахи, русские, татары, немцы, украинцы, корейцы и др. Формировать представление о том, что Алматы – это крупный город, Астана – новая столица Казахстана. Знакомство с флагом, гербом, гимном – символами Казахстана. Знакомство детей с юртой, с особенностями быта и искусства казахского народа. Воспитывать в детях гордость за свой край, чувство симпатии к представителям разных национальностей и культур, гостеприимство, чуткость, доброжелательность. Знакомить детей с произведениями национального народного искусства, хохломскими изделиями, дымковскими глиняными игрушками, русским кружевом. Учить детей рисовать, украшать и вырезать элементы казахского национального орнамента и другие национальные узоры иных культур. Знакомить детей с национальными костюмами, национальными народными песнями, сказками, пословицами, поговорками (казахского и русского народа, других национальностей). Проводить беседы о родственниках, проживающих в других городах и государствах. Знакомить детей с такими государствами, как: Россия, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан.

     Таким образом, содержание поликультурного  воспитания в старших группах  детского сада строится, вокруг четырех  ориентиров: национальной идентичности личности; освоения системы понятий  и представлений о поликультурной среде; воспитания этнической толерантности; развития навыков межнационального общения.

  • На основе анализа содержания поликультурного воспитания в детском саду мы пришли к выводу о том, что детям шестого года жизни доступен следующий примерный объём знаний о культуре (её элементах) нескольких (4–5-ти) народов: место жительства каждого из них; труд с учетом его специфики; быт (жилище, предметы быта, национальные кушанья); язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, загадки, подвижные игры и игрушки, музыка, колыбельные песни); искусство (песни, танцы, национальные костюмы, произведения художественной литературы и изобразительного искусства).
  • В нашей работе, при планировании объёма знаний о народах Казахстана и их культурах, в полной мере учитывались требования к содержанию поликультурного воспитания в детском саду, возрастные особенности детей. Мы не перегружали их знаниями географического, особенно исторического характера. Эти знания, как показали последние исследования Э.К.Сусловой [19], сложны для дошкольников. Мы знакомили детей с народами, а не республиками, меньше внимания уделяли национальной символике. Дошкольнику достаточно знать, как выглядит флаг, герб государства, в котором он живёт.

     В детском саду в процессе формирования этнической толерантности и национальной идентичности у старших дошкольников используются как традиционные методы, так и активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике [74]. В приведенной ниже таблице 1 перечислены методы поликультурного воспитания:

Таблица 1.

Методы формирования поликультурной личности старших дошкольников.

  • Традиционные методы
  • Активные методы
  • - приучение
  • - упражнение
  • - руководство деятельностью
  • - личный пример педагога
  • - поощрение
  • - наказание
  • - убеждение
  • - разъяснение
  • - внушение
  • - беседа
  • - моделирование педагогических ситуаций
  • - ролевые игры
  • - рефлективные методы

     Кратко  рассмотрим в чем суть этих методов [74].

      Убеждение - это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю воспитанника с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация.

      Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

      Приучение - это организация планомерного и  регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому: приучение - это упражнение с целью  выработки хороших привычек.

       Поощрение, как метод воспитания, направлен на эмоциональное утверждение  успешно производимых действий  и нравственных поступков человека  и стимулирование к новым. Чувство  удовлетворения, которое испытывает  поощренный, вызывает у него прилив сил, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

     Наказание - один из самых старейших методов  воспитания. Наказание порождает  потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Главное чувство наказанного - чувство отчужденности, отстраненности от других, от коллектива. Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий ребенка и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.

       Подрастающий человек воспитывается  только личностью педагога, и  ничто не может его заменить. Пример, как метод воспитания, заключен  в убедительном образце для  подражания образу жизни, манере  поведения и поступкам. Пример  связан с наглядным представлением  и конкретизацией идеала человека  и представляет собой дальнюю  перспективу стремлений воспитанника  быть похожим на идеальный  образ. Следовательно, чтобы воспитывать  толерантность у других, надо  самому быть примером толерантности. 

  • Применение методов поликультурного воспитания требует от воспитателя большого терпения и терпимости. Когда дело касается ребёнка дошкольного возраста нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые. Все выше перечисленные методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Таким образом, при систематическом использовании данных методов, направленных на воспитание поликультурной личности дошкольников, у детей формируются этническая толерантность как нравственное качество.
  • Ведущими методами поликультурного воспитания у дошкольников являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, в которых ребёнок упражняется в положительном поведении. Эффект названных методов усиливается оценкой взрослых и их похвалой. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений с людьми разных национальностей, но и на их анализ [75].

     Поликультурное  воспитание тесно связано с познавательной сферой ребёнка. Естественно, нельзя воспитывать  доброе отношение к различным  культурам, не давая определённых знаний о них.

       В.Ф. Малиновский, заметил, что  «ненависть - есть обильнейший источник  предубеждения народов, а между  тем, чтобы более уважать себя  взаимно, народы должны только  больше знать друг друга»[12, 267]. То есть, широкая, всесторонняя  и правдивая информация о народах  и странах земного шара –  принцип воспитания культуры  мира. Поэтому детей обогащают  представлениями о быте, обычаях, труде того или иного народа, о том, что сближает данный народ с другими: стремление к миру и дружбе, любовь к Родине.

  • Для использования любого метода должны быть заранее подготовлены условия и средства. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам поликультурного воспитания дошкольников можно отнести: детскую художественную литературу, национальную куклу, общение детей разных национальностей, дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные народные игры, творческую деятельность дошкольников, праздники [76] .В настоящее время к ним можно добавить такие средства приобщения к народным культурам, как, народное искусство, народную музыку, народный язык, народный танец [77].

      Важным  средством воспитания этнической толерантности, оказывающим влияние на направленность детских игр, являются народный фольклор и детская художественная литература [78].

      К.Д. Ушинский отводит художественной литературе существенную роль в воспитании детей, подчеркивая требования к отбору книг для чтения детям по их содержанию. Он указывает на то, что детям  надо давать как можно больше общечеловеческого, мирового, но надо знакомить их с этим через родные и национальные явления [79]. Художественное произведение знакомит ребёнка с жизнью общества, обогащает его представления о добре и зле. С раннего детства в жизнь детей входят произведения народного творчества (сказки, потешки, пословицы, поговорки) [80].

  • Помимо художественной литературы, оказывают влияние на формирование этнической идентичности и толерантности у детей произведения изобразительного искусства: картины и иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание рассказа, развивает мышление и речь ребёнка, обостряет его внимание и наблюдательность, расширяет круг интересов. Если же герои изображены в ярких национальных костюмах,  то подобные иллюстрации пробуждают чувство национального самосознания, знакомя детей в доступной форме с народными костюмами, обрядами [58].

   Большую роль в формировании этнической толерантности  и идентичности играет искусство. Жизнь ребенка должна протекать в мире искусства, во всем его разнообразии и богатстве. Ничто не может сравниваться с ним по силе воздействия на растущего человека. По мнению, Васильевой М.А., Луниной Г.В., искусство является уникальным средством поликультурного воспитания [81].

   М.М.Мид [82]  считает, что народное искусство  имеет огромный потенциал обогащения дошкольников информацией о национальных и общечеловеческих ценностях.

Информация о работе Формирования этнической толерантности и национальной идентичности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поликультурного вос