|
- Знания о
народах нашей страны
|
|
- Детям необходимо
знать названия соседних республик, своей
страны и её столицы, достопримечательные
места, памятники, красивые здания; помнить,
что в том селе, городе, где живёт ребёнок,
трудятся люди разных национальностей.
Их труд важен для всех людей, живущих
в нашей стране. Необходимо воспитывать
у детей чувство симпатии к представителям
разных национальностей – взрослым, детям.
|
- Программа
воспитания и обучения в детском саду,
вышедшая в Казахстане в 1989г., тоже не ограничивалась
задачей воспитания любви к Родине и воспитания
уважения к национальностям и культурам
своей страны. В ней ставилась цель воспитать
у детей чувство симпатии к другим народам
и культурам., т.е. этническую толерантность.
В разделе «Ознакомление с окружающим»
определялся объём знаний о народах и
культурах страны [72]:
|
- Знания о
народах и культурах нашей страны
|
|
- Мы живём
в республике Казахстан. Казахстан имеет
свой флаг, герб, гимн. Коренные жители
Казахстана – казахи. У них свой язык,
своя музыка, свои песни, танцы, сказки,
пословицы, национальные костюмы, свой
быт. Алма-Ата – это главный город республики.
В Алма-Ате много памятников, театров,
музеев, площадей и красивых улиц. В Алма-Ате
работает правительство, которое руководит
нашей республикой. Дать понятие о том,
что кроме г. Алма-Аты в республике много
других крупных городов – Караганда, Шымкент,
Астана и др. Воспитывать чувство гордости
и любви к родному краю, его народу, чувство
симпатии к представителям разных национальностей
(взрослым, детям). Сообщить детям сведения
о некоторых особенностях севера и юга
нашей страны. Воспитывать интерес и любовь
к произведениям великих казахских и русских
поэтов, композиторов, художников, желательно
знакомиться с их творчеством. По возможности,
следует организовывать экскурсии детей
по историческим местам нашей Родины,
в музеи национального народного искусства.
|
- В жизни нашей
страны за последние десятилетие произошли
значительные перемены в политической,
и в социальной сферах. Содержание поликультурного
воспитания в детском саду практически
не изменилось, но стало более ёмким и
расширенным. В современной Программе
воспитания и обучения в детском саду
«Балбобек» в содержание поликультурного
воспитания старших дошкольников входят
следующие знания о нашей Родине и её многонациональном
и многокультурном составе [73]:
|
- Предлагаемый
объём знаний о народах
нашей Родины
- Расширять
знания о том, что Республика наша многонациональна,
что на её территории дружно живут казахи,
русские, татары, немцы, украинцы, корейцы
и др. Формировать представление о том,
что Алматы – это крупный город, Астана
– новая столица Казахстана. Знакомство
с флагом, гербом, гимном – символами Казахстана.
Знакомство детей с юртой, с особенностями
быта и искусства казахского народа. Воспитывать
в детях гордость за свой край, чувство
симпатии к представителям разных национальностей
и культур, гостеприимство, чуткость, доброжелательность.
Знакомить детей с произведениями национального
народного искусства, хохломскими изделиями,
дымковскими глиняными игрушками, русским
кружевом. Учить детей рисовать, украшать
и вырезать элементы казахского национального
орнамента и другие национальные узоры
иных культур. Знакомить детей с национальными
костюмами, национальными народными песнями,
сказками, пословицами, поговорками (казахского
и русского народа, других национальностей).
Проводить беседы о родственниках, проживающих
в других городах и государствах. Знакомить
детей с такими государствами, как: Россия,
Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан.
|
Таким
образом, содержание поликультурного
воспитания в старших группах
детского сада строится, вокруг четырех
ориентиров: национальной идентичности
личности; освоения системы понятий
и представлений о поликультурной
среде; воспитания этнической толерантности;
развития навыков межнационального
общения.
- На основе
анализа содержания поликультурного воспитания
в детском саду мы пришли к выводу о том,
что детям шестого года жизни доступен
следующий примерный объём знаний о культуре
(её элементах) нескольких (4–5-ти) народов:
место жительства каждого из них; труд
с учетом его специфики; быт (жилище, предметы
быта, национальные кушанья); язык, народное
творчество (сказки, пословицы и поговорки,
загадки, подвижные игры и игрушки, музыка,
колыбельные песни); искусство (песни,
танцы, национальные костюмы, произведения
художественной литературы и изобразительного
искусства).
- В нашей работе,
при планировании объёма знаний о народах
Казахстана и их культурах, в полной мере
учитывались требования к содержанию
поликультурного воспитания в детском
саду, возрастные особенности детей. Мы
не перегружали их знаниями географического,
особенно исторического характера. Эти
знания, как показали последние исследования
Э.К.Сусловой [19], сложны для дошкольников.
Мы знакомили детей с народами, а не республиками,
меньше внимания уделяли национальной
символике. Дошкольнику достаточно знать,
как выглядит флаг, герб государства, в
котором он живёт.
В
детском саду в процессе формирования
этнической толерантности и национальной
идентичности у старших дошкольников
используются как традиционные методы,
так и активные методы, уже доказавшие
эффективность и нашедшие признание в
педагогике [74]. В приведенной ниже таблице
1 перечислены методы поликультурного
воспитания:
Таблица 1.
Методы формирования
поликультурной личности старших дошкольников.
|
|
- - приучение
- - упражнение
- - руководство
деятельностью
- - личный пример
педагога
- - поощрение
- - наказание
- - убеждение
- - разъяснение
- - внушение
- - беседа
|
- - моделирование
педагогических ситуаций
- - ролевые
игры
- - рефлективные
методы
|
Кратко
рассмотрим в чем суть этих методов
[74].
Убеждение
- это разностороннее воздействие
на разум, чувства и волю воспитанника
с целью формирования у него желаемых
качеств. В зависимости от направленности
педагогического воздействия убеждение
может выступать как доказательство, как
внушение, или как их комбинация.
Упражнение
- это планомерно организованное выполнение
воспитанниками различных действий,
практических дел с целью формирования
и развития их личности.
Приучение
- это организация планомерного и
регулярного выполнения воспитанниками
определенных действий в целях формирования
хороших привычек. Или, говоря по-другому:
приучение - это упражнение с целью
выработки хороших привычек.
Поощрение, как метод воспитания,
направлен на эмоциональное утверждение
успешно производимых действий
и нравственных поступков человека
и стимулирование к новым. Чувство
удовлетворения, которое испытывает
поощренный, вызывает у него прилив сил,
уверенность в своих силах и, как следствие,
сопровождается высокой старательностью
и результативностью. Но самый главный
эффект от поощрения - возникновение острого
желания вести себя так и действовать
таким образом, чтобы испытывать это состояние
психического комфорта как можно чаще.
В то же время поощрение не должно быть
слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию,
ожиданию награды за малейший успех.
Наказание
- один из самых старейших методов
воспитания. Наказание порождает
потребность изменить свое поведение,
а при планировании будущей деятельности
- чувство опасения пережить еще раз комплекс
неприятных чувств. Главное чувство наказанного
- чувство отчужденности, отстраненности
от других, от коллектива. Наказание как
метод воспитания ориентирован на сдерживание
негативных действий ребенка и «сковывающее»
(тормозящее) влияние в подобных ситуациях.
Подрастающий человек воспитывается
только личностью педагога, и
ничто не может его заменить.
Пример, как метод воспитания, заключен
в убедительном образце для
подражания образу жизни, манере
поведения и поступкам. Пример
связан с наглядным представлением
и конкретизацией идеала человека
и представляет собой дальнюю
перспективу стремлений воспитанника
быть похожим на идеальный
образ. Следовательно, чтобы воспитывать
толерантность у других, надо
самому быть примером толерантности.
- Применение
методов поликультурного воспитания требует
от воспитателя большого терпения и терпимости.
Когда дело касается ребёнка дошкольного
возраста нельзя рассчитывать на моментальный
и постоянный результат. Следует терпеливо
повторять уже использованные методы
и подбирать новые. Все выше перечисленные
методы применяются не изолированно, а
в комплексе, во взаимосвязи. Таким образом,
при систематическом использовании данных
методов, направленных на воспитание поликультурной
личности дошкольников, у детей формируются
этническая толерантность как нравственное
качество.
- Ведущими
методами поликультурного воспитания
у дошкольников являются пример взрослых
и организация педагогических ситуаций,
в которых ребёнок упражняется в положительном
поведении. Эффект названных методов усиливается
оценкой взрослых и их похвалой. В старшем
дошкольном возрасте дети способны не
только на обобщение своего опыта отношений
с людьми разных национальностей, но и
на их анализ [75].
Поликультурное
воспитание тесно связано с познавательной
сферой ребёнка. Естественно, нельзя воспитывать
доброе отношение к различным
культурам, не давая определённых знаний
о них.
В.Ф. Малиновский, заметил, что
«ненависть - есть обильнейший источник
предубеждения народов, а между
тем, чтобы более уважать себя
взаимно, народы должны только
больше знать друг друга»[12, 267].
То есть, широкая, всесторонняя
и правдивая информация о народах
и странах земного шара –
принцип воспитания культуры
мира. Поэтому детей обогащают
представлениями о быте, обычаях, труде
того или иного народа, о том, что сближает
данный народ с другими: стремление к миру
и дружбе, любовь к Родине.
- Для использования
любого метода должны быть заранее подготовлены
условия и средства. Средства воспитания
являются «инструментарием» материальной
и духовной культуры, который используется
для решения воспитательных задач. К средствам
поликультурного воспитания дошкольников
можно отнести: детскую художественную
литературу, национальную куклу, общение
детей разных национальностей, дидактические,
сюжетно – ролевые и подвижные народные
игры, творческую деятельность дошкольников,
праздники [76] .В настоящее время к ним
можно добавить такие средства приобщения
к народным культурам, как, народное искусство,
народную музыку, народный язык, народный
танец [77].
Важным
средством воспитания этнической толерантности,
оказывающим влияние на направленность
детских игр, являются народный фольклор
и детская художественная литература
[78].
К.Д.
Ушинский отводит художественной литературе
существенную роль в воспитании детей,
подчеркивая требования к отбору
книг для чтения детям по их содержанию.
Он указывает на то, что детям
надо давать как можно больше общечеловеческого,
мирового, но надо знакомить их с этим
через родные и национальные явления [79].
Художественное произведение знакомит
ребёнка с жизнью общества, обогащает
его представления о добре и зле. С раннего
детства в жизнь детей входят произведения
народного творчества (сказки, потешки,
пословицы, поговорки) [80].
- Помимо художественной
литературы, оказывают влияние на формирование
этнической идентичности и толерантности
у детей произведения изобразительного
искусства: картины и иллюстрации. Рассматривание
иллюстраций, отражающих содержание рассказа,
развивает мышление и речь ребёнка, обостряет
его внимание и наблюдательность, расширяет
круг интересов. Если же герои изображены
в ярких национальных костюмах, то
подобные иллюстрации пробуждают чувство
национального самосознания, знакомя
детей в доступной форме с народными костюмами,
обрядами [58].
Большую
роль в формировании этнической толерантности
и идентичности играет искусство. Жизнь
ребенка должна протекать в мире искусства,
во всем его разнообразии и богатстве.
Ничто не может сравниваться с ним по силе
воздействия на растущего человека. По
мнению, Васильевой М.А., Луниной Г.В., искусство
является уникальным средством поликультурного
воспитания [81].
М.М.Мид
[82] считает, что народное искусство
имеет огромный потенциал обогащения
дошкольников информацией о национальных
и общечеловеческих ценностях.