Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Развитие  коммуникативных умений приводит к  развитию коммуникативной компетентности, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков, включающих:

  • функции общения и особенности коммуникативного процесса;
  • виды общения и его основные характеристики;
  • средства общения: вербальные и невербальные;
  • репрезентативные системы и ключи доступа к ним;
  • виды слушания и техники его использования;
  • «обратную связь» - вопросы и ответы;

     - формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния  на людей. 

     Таблица 1.

     Подходы к определению коммуникативных  умений 

Авторы Характеристика  коммуникативных умений
Н.М.Яковлеа, Е.Е.Боровикова Гностические, конструктивно-проектировочные, организаторские, специальные - адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, субъектами общения.
А.Н. Ксенофонтов Речевые умения, умение регулировать отношения, умение сочетать требовательность с уважением, умение объективно оценивать - способ выражения идей, мыслей, чувств, переживаний, отношений, способ воздействия на других и их преобразование.
В.А. Кан-Калик Умение общаться на людях, умение через верно созданную  систему общения организовывать совместную с учащимися творческую деятельность, умение целенаправленно организовывать общение и управлять им, умение устанавливать контакт, завоевывать инициативу в общении и т.п.
А.Н. Леонтьев Владение социальной перцепцией или «чтением по лицу»; умение адекватно моделировать личность ученика, его психическое состояние по внешним признакам; умение, «подавать себя» в общении с учащимися; умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися; умение организовывать сотрудничество в процессе общения;
А.В. Мудрик Умение трансформировать известные школьнику знания и  навыки, варианты, решения, приемы общения  в соответствии со спецификой новой  ситуации; умение находить решения  в коммуникативной ситуации с  помощью уже известных идей, знаний, навыков, приемов; умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной ситуации и т.д.
P. Dickson Индивидуальные, социальные, межличностные -предприимчивость, организация самообразования; умение общаться, применение цифровой и информационной технологии.
 

     Развитие  коммуникативной компетентности - поэтапный  процесс. Он включает в себя организацию  коммуникации, развитие коммуникативных  способностей и формирование коммуникативных  умений. Предполагаемый результат —  сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.

     На  коммуникативно-диагностическом этапе  предполагается: диагностика реального  уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для  понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.

     Коммуникативно-деятельностный этап предполагает контролируемые изменения  коммуникативных способностей студентов. Формирование коммуникативных умений может осуществляться педагогом, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем:

     -теоретические  проблемы общения в педагогическом  процессе (структура общения, барьеры  общения (личностные, социально-психологические,  социальные), закономерности внутригруппового взаимодействия);

     - конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т.д.);

     -самопознание  своей личности в процессе  общения (как меня воспринимают  другие, как я воздействую на  других в общении, в чем трудности  моего общения и т.д.). 

     Студентам было предложено высказаться по социально-психологической  среде в училище, отражающей следующие стороны:

     - комфортность коммуникационной  среды (общение с одногруппниками,  преподавателями, администрацией);

     - гарантия справедливого и уважительного  отношения со стороны преподавателей.

     Ответы  студентов позволяют охарактеризовать среду обучения, коммуникативную среду как в целом комфортную.

     82 % согласны, что им всегда приятно  общаться со сверстниками, 93 % отмечают  уважительное отношение к себе  со стороны преподавателей.

     На  завершающем этапе проводится контроль достигнутых результатов.

     Предложенная  структурная, модель процесса развития коммуникативной компетентности предполагает формирование коммуникативных умений студентов на сознательном и бессознательном  уровнях личности. В первом случае на основе научных знаний о явлениях педагогического общения происходит контролируемый процесс изменения коммуникативных способностей, во втором — изменения достигаются с помощью бессознательных механизмов психики, таких, как эмпатия, идентификация и др.

     Общение между людьми происходит не только словами. Точнее, даже не только словесно, сколько при помощи невербальной информации, преподаваемой мимикой, жестами, взглядами, положением собеседников относительно друг друга. Все это существенно дополнит, обогатит содержание наших слов или даже сказать за человека то, что он не решается произнести вслух, а может разоблачить, раскрыть нам глаза на истинные намерения того, кто пытается ввести нас в заблуждение, лукаво произнеся красивые фразы.

     Невербальная  коммуникация – мощное средство общения. Владеть им полезно любому человеку. Учителю же это просто необходимо.

     Подсчитано, что словесно человек получает лишь 8 % информации. Остальное приходится на невербальную. Язык мимики, жеста  и взгляда, модуляций голоса использовался человеком еще с тех времен, когда он, не обремененный научными познаниями, постигал все интуитивно. И, как всякий атавизм, невербалика оказывает сильнейшее воздействие на наше общение. Кстати, именно поэтому в русском языке так много фразеологизмов, свидетельствующих о невербальном общении: «строить глазки», «ходить фертом», «прятать глаза», «повесить голову» … По мимике и жестам читают и состояние человека.

     Педагог должен помнить: общение начинается задолго до первого произнесенного слова. Еще только открыв дверь, учитель обнаруживает отношение учащихся к себе. Насколько правильно организована сама аудитория: знакома ли она, где располагается место педагога, проветрено ли помещение – все это важные экстралингвистические факторы речи. Но вот мы вошли в класс и … Улыбнулись? Нахмурились? Сильно хлопнули дверью? Оглядели всех или сфокусировали взгляд на одном? В любом случае общение уже началось, нас «читают». Если учитель находится сзади стола или кафедры, сжимает руки замком, опускает глаза – значит, он боится аудитории, не желает с ней общаться, чего-то стесняется. И класс это заметит. Если можно попытаться использовать слова, «чтобы скрыть свои мысли», то с мимикой и жестом такое не проходит: они обманывать не умеют.

     Как вести себя во время урока, чтобы привлечь к себе как можно более пристальное внимание? Как вести диалог, чтобы вызвать в ответ только положительную реакцию? И как научиться понимать невербальный язык собеседника?

     Некоторые учителя подтверждают, что «видят»  своих ребят насквозь. И действительно предсказывают их поступки. Как это происходит? Одно из объяснений заключается в невербальном взаимодействии. Если буквально отзеркалить человека, незаметно принять его позу, а своему лицу придать его выражение, вы сможете ощутить то, что чувствует ваш собеседник в данный момент. Да и он, в свою очередь, незаметно для себя проникнется к вам симпатией, примет ваши мысли, они покажутся ему его собственными.

     Отождествление  себя с собеседником или с ролью («дистантное мышление»), попытки посмотреть на мир другими глазами приводят к значительными расширению перцептивной сферы, возможностей воспринять внешние сигналы. Чтобы понять другого, необходимо на некоторое время представить себя им, предвосхитить его поступок, начиная с элементарной речевой реакции.

     Так, на занятиях по педагогике по предложению  учителя студенты создают импровизированные  воспоминания героя, его письма, дневники, как «сделал бы это он сам». И  случается чудо: духовное проникновение  в образ оказывается реальностью. Авторы методики НЛП подчеркивают: «Вы всегда будете получать ответы на ваши вопросы в той мере, в какой ваш сенсорный аппарат будет замечать эти ответы. И словесная (или осознанная) часть ответа редко будет иметь значение». Невербальное оказывается зачастую сигналом более глубоких интуитивных переживаний, чем собственное слово. А привлекая «отзеркаливающий» жест и мимику, можно регулировать бессознательную сферу собеседника.

     Для учителя это тем более важно, поскольку таким образом не только ученик становится ему ближе и понятнее, но и сам учитель оказывается для ребят исключительно значимой и важной инстанцией. Больше того, этот прием – перевоплощение или, точнее, воплощение в образ другого человека принятием его позы – помогает изменить собственное настроение, улучшить самоощущение.

     Если  позволить ребятам свободно разместиться в классе, на разных уроках они сядут  по-разному. О чем это говорит?

     Прежде  всего – об отношении к предмету, о стремлении к диалогу или  желании его избежать, нацеленности на лидирование или на самоуглубление, даже о степени готовности к уроку. И сам учитель занимает различные позиции диалогической готовности: в одном классе он торопливо подходит к столу, стремясь «скрыться» за ним, а в другом – останавливается перед аудиторией.

     Посмотрим на учительницу, объясняющую тему и одновременно записывающую материал на доске. Он напряженно смотрит на доску и лишь затем оборачивается к классу, чтобы сделать очередное замечание. Чем занимается класс? Развлекается интересными беседами и беспомощностью наставницы. Та забыла о простой вещи: ни с кем и никогда не разговаривают к нему спиной! Класс, возможно, не знает законов невербального общения, но законы эти находятся в сфере подсознательного, их применение доступно и очевидно для каждого.

     У каждого педагога в зависимости от его многочисленных личностных качеств – темперамента, возраста, характера, степени конформизма – существует индивидуальная ситуация речевого комфорта, учитывающая ритмико-интонационные, тембровые, динамические, дикционные характеристики речи. Она может модифицироваться, в том числе в ходе работы по совершенствованию этих параметров, однако именно она определяет для каждого учителя его манеру вести урок.

     Экстралингвистические ошибки, явно препятствующие общению  – это хмурое лицо педагога, входящего в класс, однонаправленность его взгляда и речи, отсутствие зрительного контакта с каждым, размещение его взгляда и речи по отношению к ученику на расстоянии, исключающем продуктивное деловое общение.

     Педагог, прячущий взгляд, баррикадирующийся столом на протяжении всего урока, разворачивающийся спиной к классу («поза уходящего»), также не будет воспринимать: его речь войдет в противоречие к экстралингвистикой, прямо свидетельствует о нежелании общаться с учащимися. Почему мы не используем перемену, чтобы подготовить необходимую информацию на доске, не стоим вполоборота к классу, когда необходимость работать с доской все же возникает? Ведь зачастую наше лицо, жест, тон голоса говорят больше, чем язык: текст изложения, записанный на диктофон, воспроизводится гораздо менее точно, чем тот же текст, прочитанный учителем в классе! Вежливая улыбка при рассказе о страшных или неприятных вещах становится издевательски-злорадной, а сатирическую историю нельзя рассказать с озабоченным видом. Мы это знаем, но нередко забываем. Поэтому будем следить за тем, чтобы наше речевое и невербальное поведение соответствовало друг другу.

     Коммуникативная компетентность студентов, достигнутая  в процессе формирования коммуникативных  навыков, предполагает решение задач  на различных уровнях педагогического общения (микроуровне - простейший акт общения «субъект - субъект»; мезоуровне - общение, ограниченное рамками определенной темы или группы; макроуровне - общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога