Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества, и в частности сферы образования и воспитания, является проблема профессиональной компетентности, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствами; понять состояние собеседника; в искусстве воздействия на партнера по общению; в искусстве управлять собственным психическим состоянием. Анализ деятельности свидетельствует о необходимости специальной целенаправленной подготовки субъектов в плане коммуникативной культуры, основой которой выступает коммуникативная компетентность.
Определение компетентности студентов – одна из важнейших задач обучения и воспитания, решение которой способствует становлению базовых компетентностей человека.
С целью изучения навыков культуры общения со взрослыми, сверстниками было проведено исследование.
Материал работы составляют данные анкетирования студентов 1,2,3 курсов Кунгурского педагогического училища.
Следует отметить, что анкетирование, как метод получения необходимой информации достаточно широко распространен.
В
анкетах предполагалось самостоятельно
подобрать соответствующую
Анализ анкетных данных обнаруживает, что у студентов 1 курсов не наблюдается большого разнообразия в выборе формул речевой ситуации. Приоритетным является слово «пожалуйста», далее «пожалуйста» + глагол в повелительном наклонении. Дважды встречается скрытая форма «не дашь ли мне».
У студентов 2-3 курсов слово «пожалуйста» также является самым частным, далее следует слово «одолжите мне», «помогите мне».
Значительно расширяют перечень такие формулы, как «будьте любезны», «извините», « а вы не могли бы» …
Наблюдения показывают, сто студенты чаще используют вежливые слова, адресуя просьбу взрослому, чем при общении со сверстниками. При этом чаще являются такие формулы как «дайте пожалуйста», «пожалуйста помогите мне».
А к сверстникам иное обращение:
- быстро дай;
- кому сказала, принеси;
- умоляю, сделай.
Таким образом, анализ речевого поведения дает возможность определить уровень сформированности речевой компетентности и прогнозировать тенденции ее развития.
Анализ
полученного материала
-
меняется этический характер
отношений между
- расширяется круг адресатов;
- меняется характер просьб и их приоритетность;
- увеличивается количество формул речевого этикета просьбы.
Это свидетельствует об осознании студентами своей социальной роли и ролевой позиции при обращении со взрослыми и сверстниками.
Процесс развития коммуникативной компетентности нельзя рассматривать в отрыве от формирования коммуникативных умений, способностей общения (коммуникация —► коммуникативные способности —► коммуникативные умения —► коммуникативная компетентность). Формирование коммуникативной компетентности - процесс поэтапный. Обучение и воспитание способствует развитию коммуникативных способностей, формированию коммуникативных умений и компетентности студентов, будущих специалистов. Коммуникативная деятельность - целенаправленный процесс. Субъект - субъективные взаимоотношения участников образовательного процесса являются одним из педагогических условий успешной организации коммуникации.
1.4.Формирование
этнокультурной компетентности
В настоящее время, обособленное существование народов и культур становится невозможным, так как интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличение числа этнических смешенных семей, образование многонациональных коллективов в социальных институтах значительно расширяют рамки межэтнического взаимодействия. Все это обуславливает и преобразование социальной среды, характерной особенностью которой является полиэтничность. Люди сталкиваются с разнообразием культурного окружения, с иной системой ценностей, что зачастую обостряет проблему адаптации в данной среде, а также может привести к трансформации этнической идентичности человека.
Однако полиэтническую среду не следует рассматривать как «плавильный котел», в котором все этносы «переплавляются» в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам.
Задача подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире названа в числе приоритетных в документах ООН и ЮНЕСКО. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI в. подчеркивает, что одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам [2, 52].
Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживает более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. Только в Пермском крае сейчас живут представители более 100 этносов, вовлеченные в непрерывное взаимодействие и коммуникацию. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у детей этнокультурной компетентности, которая предполагает только объективную информацию о другом народе. Она не исключает антитезис «мой – другой», «свой – чужой», но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным – это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность. Такие представления и знания реализуются через умения и навыки поведения, которые способствуют эффективному межнациональному взаимопониманию и взаимодействию. Другими словами, этнокультурная компетентность позволяет индивиду найти адекватные модели поведения, способствующие поддержанию атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой результативности в совместной деятельности, а следовательно, и устранению нетерпимого отношения к людям, отличающимся цветом кожи, языком, ценностями, культурой. В целом под этнокультурной компетентностью мы понимаем свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Формирование этнокультурной компетентности предполагает введение изначально в родную для него, а затем и иные культуры. При этом, вначале должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу.
В рамках деятельности студенческого научного общества по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний студентов педучилища, были отобраны студенты, отличающиеся по этническому и возрастному (16-17 лет) признакам. Из них – русские - 27, татары – 6, башкиры - 4, удмурты - 3.
Один из пунктов опросника предлагал высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. Согласно ответам 12 студентов считают такие различия нормальным явлением; 9 опрашиваемым нравится, что все люди разные; 4 - это явление не раздражает; 6 респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 8 отметили, что этнокультурные различия их раздражают. Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. Некоторые не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других. В связи с этим детям еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. В целом образование должно донести до сознания учащихся тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни.
Н.Н. Миклухо-Маклай утверждал, что различия между народами вызваны природными и социальными особенностями их жизни. Части света с их разными условиями не могут быть заселены одной разновидностью людей, поэтому существование различных рас, народов совершенно оправдано законами природы [14,423-424]. Одна из задач образования – воспитание у детей позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности.
Этнокультурная компетентность предполагает готовность к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие студентов в учебно-познавательном процессе, а также направленных на его успешную адаптацию в полиэтнической среде. Готовность в данном контексте мы понимаем как психическое состояние, которое характеризуется настроем, актуализацией и приспособлением возможностей личности для успешных действий, внутренней устремленностью на определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установкой на активную и целесообразную деятельность [2, 337-338].
Этнокультурная
компетентность как объективно-субъектное
явление включает в себя готовность
изучать различные культуры с
целью комфортного
И
только при этих условиях возможна
выработка собственного мнения и
линии поведения в
Как показали исследования, студенты в основном эмоционально, а не рационально реагируют на конфликт. Так, 16 опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 11 заявили, что постараются уйти от конфликта; 6 - попытаются договориться; 4 - будут искать компромисс и 3 - сделают вид, что ничего не произошло.
Чтобы познать другую культуру, приобщить к общечеловеческим ценностям, необходимо, прежде всего, знать свою. П.П. Блонский указывал, то «путь к общественной культуре лежит через национальное воспитание» [21,63]. Попытались выяснить, как студенты относятся к культуре своего народа и насколько глубоко они ее знают. 12 человек считают, что знают ее хорошо; 18 - знают частично; 8 - плохо и 2 - не знают совсем. На вопрос «Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?» 6 студентов ответили – всегда; 21 - иногда; 8 - очень редко и 5 - не соблюдают. При этом 28 опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 6 заявили, что их это не интересует, и 6 не желают этого делать. Думается, это глубоко симптоматично, и ученым, органам управления образованием, педагогам в своей работе необходимо учитывать факт хождения таких суждений среди учащихся.