Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Понятие «компетенция» чаще применяется  для обозначения:

     - образовательного результата, выражающегося  в подготовленности, «оспособленности» выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами;

     - такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет  ставить и достигать цели по  преобразованию окружающей среды.

     Суффикс «-ность» в русском языке означает степень овладения определенным качеством, поэтому термин «компетентность» чаще используется для обозначения определенных качеств, степени овладения ими.

     Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

     Таким образом, понятия компетенций, компетентностей значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включает направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Можно также понимать под компетентностью владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

     Таким образом, компетенция предполагает некоторое отчужденное наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество.

     Рассматривая  данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия ее формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия "профессиональная компетентность". Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как "углубленное знание", "состояние адекватного выполнения задачи", "способность к актуальному выполнению деятельности", "эффективность действий".

     Одним из наиболее распространенных определений  рассматриваемого термина в отечественной  психолого-педагогической литературе является следующее: "качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности". Э.Ф.Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

     Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста  представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых  компетенций.

     Если  говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

     В разное время и у разных авторов  встречаются самые различные  трактовки. Это и психическое состояние, и обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, а уровень образованности и общей культуры, единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Из этого набора следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к обогащению знаниями, уверен в себе и способен достигать профессиональных результатов.

     Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

     Формирование  профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также по средствам активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы педагогу эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе "человек-человек".

     Подготовка  компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного  качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным, невозможна без построения на научной основе соответствующей системы обучения.

     Существуют  различные подходы к определению  компетентности специалиста. Так, например, Н.Ф. Талызина, считает, что он должен соответствовать трем составным  частям: качеством, знаниям, умениям.

     В их число входят:

     - качества: выражающие отношения  к работе, трудолюбия, внимания, творческий  подход;

     Характеризующие общий стиль поведения и деятельности: исполнительность, самостоятельность, верность слову, авторитетность, активность и энергичность;

     Умственные  способности: гибкость, прозорливость, дальновидность;

     Административно-организаторские: умение создать трудовую атмосферу, умение руководить людьми, постоять за коллектив, разбираться в людях, убеждать их;

     Характеризующие  отношение к людям: честность, воспитанность;

     Характеризующие отношение к себе: требовательность, скромность, уверенность, самосовершенствование.

     - знания: профессиональные по своей  специальности, общая культура, информированность  о профессиональной деятельности;

     - умения: решать поставленные задачи; работать с литературой, обучать  работе, планировать деятельности.

     Этот  перечень может пополняться или  сокращаться в зависимости от вида деятельности.

     В Концепции модернизации российского  образования на период до 2010 года определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкуретно-способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования  [10].

     Выделяют  следующие ключевые компетенции выпускника учебного заведения: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Все это позволяет выпускнику осмысленно применять комплекс профессиональных знаний, умений и способов деятельности в дальнейшей жизни. Этот состав ключевых суперкомпетентностей содержится в рекомендациях ЮНЕСКО и в «Концепции модернизации российского образования».

     Компетентности  – это деятельностные характеристики человека, поэтому их классификация, прежде всего, должна быть адекватна классификации деятельностей. В самом общем плане это трудовая, учебная, игровая и коммуникативная компетентности. Сюда же можно отнести:

     - классификацию компетентностей  по объекту, на который направлена  деятельность; она дает компетентности в областях; человек – человек, человек – техника, человек – художественный образ, человек – природа, человек – знаковая система;

     - профессиональную компетентность  в области отдельных классов  и групп профессий;

     - предметную компетентность в  конкретном деле (специальность);

     - профильную компетентность в  свете современной ориентации  школы на профильное обучение.

     Особые  компетентности требуются в различных  сферах общественной жизни: в сфере  быта, гражданско-общественной, в области  искусства, в спорте и т.д.

     Компетентности  являются также знаниевыми характеристиками и классифицируются по областям общественного  знания (компетентности в области  наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в биологии и т.д.), по отраслям общественного  производства (в области энергетики, транспорта, связи, обороны, сельского хозяйства и т.д.).

     Как психологическая характеристика понятие  компетентности включает не только когнитивную (знания) и операционно-технологическую (деятельностную) составляющие, а также  мотивационную (эмоциональную), этическую, социальную и поведенческую.

     Поскольку основу компетентности составляют способности, то каждой из них должна отвечать своя компетентность. Самым общим видам  способностей будут соответствовать  виды компетентностей в физической культуре, в умственной сфере, общеучебная, практическая, исполнительская, творческая, художественная, техническая, а также педагогическая, психологическая, социальная и т.п.

     Сообразно ступеням социального развития и  статусу можно выделить:

     - готовность ребенка к школе;

     - компетентность выпускника:

     - компетентность молодого специалиста;

     - компетентность специалиста со  стажем работы.

     Ознакомьтесь  со схемой иерархии компетентностей (Приложение 1).

     Компетентностная  модель специалиста не является моделью  выпускника, т.к. компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, который в ходе обучения в учебном заведении студент в должном объеме приобрести не может. Целесообразно на уроках расширить выполнения учебно-исследовательских работ студентами, использование деловых, ролевых, имитационных игр в творческой самостоятельной работе студентов, при разработке планов. Необходимо формировать ценностно-смысловые компоненты компетентности будущего педагога.

     Основными условиями развития профессиональной компетентности студентов являются:

     1. Организационно-управленческие (учебный  план, семестровые графики, составление  расписания, выработка критериев  определения уровня компетентности, материально-техническое оснащение  образовательного процесса).

     2. Учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).

     3. Технологические (контрольно-оценочные,  организация активных форм обучения, определение групп умений входящих  в компетентность, использование  инновационных технологий).

     4. Психолого-педагогические (осуществление  диагностики развития студентов,  система стимулирования мотивации  учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого  занятия, включение студентов  в соуправленние).

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога