Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:03, реферат
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество.
Введение
Глава 1. Профессиональная этика.
§1.1 Понятие
§1.2 Происхождение профессиональной этики
§1.3 Профессионализм как нравственная черта личности
§1.4 Виды профессиональной этики.
Глава 2. Педагогическая этика.
§2.1 Теоретико-методологические проблемы педагогической этики
§2.2 Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога
§2.3 Нравственное воспитание педагога
§2.4 Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса
§2.5 Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
§2.6 Требования к поведению учителя при установлении им
контактов с родителями учащихся
Заключение.
Список использованной литературы
План
Введение
Глава 1. Профессиональная
этика.
§1.1 Понятие
§1.2 Происхождение
профессиональной этики
§1.3 Профессионализм
как нравственная черта личности
§1.4 Виды профессиональной
этики.
Глава 2. Педагогическая
этика.
§2.1 Теоретико-методологические
проблемы педагогической этики
§2.2 Педагогическая
мораль и её проявления в деятельности
педагога
§2.3 Нравственное
воспитание педагога
§2.4 Необходимость
сотрудничества педагога и родителей
учащихся в рамках педагогического процесса
§2.5 Причины противоречий
между учителем и родителями учащихся
§2.6 Требования
к поведению учителя при
контактов с
родителями учащихся
Заключение.
Список использованной
литературы
Введение.
Термин «этика»
происходит от древнегреческого слова
«ethos» («этос»). Первоначально под
этосом понималось привычное место
совместного проживания, дом, человеческое
жилище, звериное логово, птичье гнездо.
В последующем оно стало по
преимуществу обозначать устойчивую природу
какого-либо явления, обычай, нрав, характер;
так в одном из фрагментов Гераклита говорится,
что этос человека есть его божество. Изменение
смысла поучительно: оно выражает связь
между кругом общения человека и его характером.
Отталкиваясь от слов «этос» в значении
характера, Аристотель образовал прилагательное
«этический» для того, чтобы обозначить
особый класс человеческих качеств, названных
им этическими добродетелями. Этические
добродетели являются свойствами характера,
темперамента человека, их также называют
душевными качествами. Они отличаются,
c одной стороны, от дианоэтических добродетелей
как свойств ума. К примеру, страх - природный
аффект, память - свойство ума, а умеренность,
мужество, щедрость - свойства характера.
Для обозначения совокупности этических
добродетелей как особой предметной области
значения и для выделения самого этого
знания как особой науки Аристотель ввел
термин «этика».
Этика - это философское
учение, объектом изучения которого является
мораль. В этике можно выделить два
рода проблем:
вопросы о том,
как должен поступать человек;
теоретические
вопросы о происхождении и
сущности морали.
Исходя из первого
рода проблем, становится очевидной
практическая направленность этики, ее
проникаемость во все сферы бытия,
за что она и получила название "практической
философии". Практическое значение
этики проявляется в первую очередь в
сфере человеческого общения, важной составляющей
которого является общение людей в процессе
совместной деятельности. Совместная
деятельность людей не может быть нейтральной
по отношению к нравственности. Исторически
мораль, а не право, была первой формой
регуляции отношений между людьми. Особое
значение эта форма регуляции деловых
отношений приобретает в демократическом
обществе, в котором отсутствует жесткий
контроль государства за хозяйственной
и иной деятельностью людей.
Глава 1. Профессиональная
этика
§1.1. Понятие
об этикете.
Сложившиеся нормы
нравственности являются результатом
длительного по времени процесса
становления взаимоотношений между
людьми. Без соблюдения этих норм невозможны
политические, экономические, культурные
отношения, ибо нельзя существовать не
уважая друг друга, не налагая на себя
определенных ограничений.
Этикет - слово
французского происхождения, означающее
манеру поведения. К нему относятся правила
учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет
наследует обычаи практически всех
народов от древности до наших
дней. В основе своей эти правила
поведения являются всеобщими, поскольку
они соблюдаются представителями не
только какого-то данного общества, но
и представителями самых различных социально-политических
систем, существующих в современном мире.
Народы каждой страны вносят в этикет
свои поправки и дополнения, обусловленные
общественным строем страны, спецификой
ее исторического строения, национальными
традициями и обычаями.
По мере изменений
условий жизни человечества, роста
образований и культуры одни правила
поведения сменяются другими. То,
что раньше считалось неприличным,
становиться общепринятым, и наоборот.
Но требования этикета не являются абсолютными:
соблюдение их зависит от места, времени
и обстоятельств. Поведение, недопустимое
в одном месте и при одних обстоятельствах,
может быть уместным в другом месте и при
других обстоятельствах.
Нормы этикета,
в отличие от норм морали являются
условными, они носят характер неписаного
соглашения о том, что в поведении
людей является общепринятым, а что
нет. Каждый культурный человек должен
не только знать и соблюдать основные
нормы этикета, но и понимать необходимость
определенных правил и взаимоотношений.
Манеры во многом отражают внутреннюю
культуру человека, его нравственные и
интеллектуальные качества. Умение правильно
вести себя в обществе имеет очень большое
значение: оно облегчает установление
контактов, способствует достижению взаимопонимания,
создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Следует отметить,
что тактичный и воспитанный
человек ведет себя в соответствии
с нормами этикета не только на
официальных церемониях, но и дома.
Подлинная вежливость,
в основе которой лежит доброжелательность,
обуславливается актом, чувством меры,
подсказывающим, что можно, а чего нельзя
делать при тех или иных обстоятельствах.
Такой человек
никогда не нарушит общественный
порядок, ни словом, ни поступком не обидит
другого, не оскорбит его достоинства.
Итак, этикет - очень
большая и важная часть общечеловеческой
культуры, нравственности морали, выработанной
на протяжении многих веков жизни
всеми народами в соответствии с
их представлениями о добре, справедливости,
человечности - в области моральной культуры
и о красоте, порядке, благоустройстве,
бытовой целесообразности - в области
культуры материальной.
§1.2. Происхождение
профессиональной этики
Выяснить происхождение
профессиональной этики - это проследить
взаимосвязь моральных требований с разделением
общественного труда и возникновением
профессии. На эти вопросы, много лет назад
обращали внимание Аристотель, затем Конт,
Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи
разделения общественного труда с моральными
принципами общества. Впервые материалистическое
обоснование этих проблем дали К. Маркс
и Ф. Энгельс.
Возникновение
первых профессионально-этических
кодексов относится к периоду
ремесленного разделения труда в
условиях становления средневековых
цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют
наличие в цеховых уставах ряда нравственных
требований по отношению к профессии,
характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд
профессий, имеющих жизненно важное
значение для всех членов общества,
возникли в глубокой древности, и поэтому,
такие профессионально-этические кодексы,
как "Клятва Гиппократа", нравственные
установления жрецов, исполнявших судебные
функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной
этики во времени предшествовало
созданию научных этических учений, теорий
о ней. Повседневный опыт, необходимость
в регулировании взаимоотношений людей
той или иной профессии приводили к осознанию
и оформлению определенных требований
профессиональной этики. Профессиональная
этика, возникнув как проявление повседневного
морального сознания, затем уже развивалась
на основе обобщенной практики поведения
представителей каждой профессиональной
группы. Эти обобщения содержались как
в писаных, так и в неписаных кодексах
поведения, так и в форме теоретических
выводов. Таким образом, это свидетельствует
о переходе от обыденного сознания к теоретическому
сознанию в сфере профессиональной морали.
Большую роль в становлении и усвоении
норм профессиональной этики играет общественное
мнение. Нормы профессиональной морали
не сразу становятся общепризнанными,
это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь
профессиональной этики и общественного
сознания существует и в форме традиции.
Различные виды профессиональной этики
имеют свои традиции, что свидетельствует
о наличии преемственности основных этических
норм, выработанных представителями той
или иной профессии на протяжении столетий.
Профессионализм как нравственная черта
личности.
§1.3. Профессионализм
как нравственная черта личности
Профессиональная
этика - это совокупность моральных норм,
которые определяют отношение человека
к своему профессиональному долгу.
Нравственные
отношения людей в трудовой сфере
регулирует профессиональная этика. Общество
может нормально
Содержанием профессиональной
этики являются кодексы поведения,
предписывающие определенный тип нравственных
взаимоотношений между людьми и
способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная
этика изучает:
отношения трудовых
коллективов и каждого
нравственные
качества, личности специалиста, которые
обеспечивают наилучшее выполнение
профессионального долга;
взаимоотношения
внутри профессиональных коллективов,
и те специфические нравственные нормы,
свойственные для данной профессии;
особенности профессионального
воспитания.
Профессионализм
и отношение к труду являются
важными характеристиками морального
облика личности. Они имеют первостепенное
значение в личностной характеристике
индивида, но на различных этапах исторического
развития их содержание и оценка существенно
различались. В классовом обществе они
определялись социальным неравенством
видов труда, противоположностью умственного
и физического труда, наличием привилегированных
и непривилегированных профессий. О классовом
характере морали в сфере труда свидетельствует
написанная в первой трети II века до н.э.
христианская библейская книга "Мудрость
Иисуса, сына Сирахова", в которой есть
поучение о том, как следует относиться
к рабу: "корм, палка и бремя - для осла;
хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай
раба работою и будешь иметь покой; ослабь
руки ему - и он будет искать свободы".
В Древней Греции физический труд по ценности
и значимости находился на самой нижней
оценке. А в феодальном обществе религия
рассматривала труд как наказание за первородный
грех, а рай представлялся как вечная жизнь
без труда. При капитализме отчуждение
рабочих от средств производства и результатов
труда порождало два типа нравственности:
хищнически-грабительскую капиталистическую
и коллективистски-
Те ситуации,
в которых оказываются люди в процессе
выполнения своих профессиональных задач,
оказывают сильное влияние на формирование
профессиональной этики. В процессе труда
между людьми складываются определенные
моральные отношения. В них есть ряд элементов,
присущих всем видам профессиональной
этики.
Во-первых, это
отношение к общественному
Во-вторых, это
те моральные отношения, которые
возникают в области
Профессиональная
этика не является следствием неравенства
в степени моральности