Личностные и профессиональные качества педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:42, реферат

Описание работы

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:
показатели коммуникативного плана;
показатели индивидуально-личностного плана;
показатели общего социально-психологического плана;
показатели морально-этического плана.

Работа содержит 1 файл

Качества и умения педагога.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Качества  личности педагога, важные для общения

Эффективность педагогического общения в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди них можно выделить четыре группы:

показатели коммуникативного плана;

показатели индивидуально-личностного  плана;

показатели общего социально-психологического плана;

показатели морально-этического плана.

Среди показателей  личностного плана наибольшее значение имеют коммуникативные склонности, способности, знания, умения, навыки общения и др. Безусловно, на результативность педагогического общения оказывают влияние такие показатели индивидуально-личностного плана, как интересы, склонности, уровень подготовленности, привычки учителя и ученика. 
          В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как 
интроверсияэкстраверсия, эмоциональная стабильность. Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватноотражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А.А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.

В психолого-педагогической литературе указывается ряд и  других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:

- фасцинация (основа обаяния);

- прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;

- импровизационный ум;

- эмпатия (способность поставить себя на место другого);

- доброжелательность;

- аутентичность (умение быть собой);

- инициативность в общении;

- непосредственность;

- принятие своих и чужих без страха;

- стремление к самопознанию.

Также можно  выделить ряд профессионально важных качеств педагога, необходимых для общения с аудиторией.

Коммуникативные умения, навыки и  их характер

Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают  с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением - важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. 
          Прежде всего, заметим, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении, - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Из этого можно сделать, по меньшей мере, два полезных вывода: 
          1. Разговор о способностях к 
педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, проявляемых во всех сферах человеческого общения. 
          2. Когда речь идет о способностях к педагогическому общению, то ограничиваться разговорами об общих коммуникативных способностях нельзя. Во-первых, далеко не все коммуникативные способности человека проявляют себя одинаковым образом и в одинаковой мере необходимы педагогу. Во-вторых, есть ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые, может быть в меньшей степени, необходимы представителям других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуаций общения, умение правильно вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.

Исходя из трех сторон общения (коммуникативнойперцептивной и интерактивной) можно выделить три группы базовых коммуникативных умений педагога:

- умения межличностной коммуникации;

- умения восприятия и понимания друг друга;

- умения межличностного взаимодействия.

Умения межличностной коммуникации включают в себя:

- умение передавать учебную информацию;

- умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

- умение организовывать и поддерживать педагогический диалог;

- умение активно слушать ученика.

Среди перцептивных умений важное значение имеют:

- умение ориентироваться в коммуникативной ситуации педагогического взаимодействия;

- умение распознавать скрытые мотивы и психологические защиты учащегося;

- умение понимать эмоциональное состояние учащегося и др.

Вышеперечисленные и другие коммуникативные умения могут быть сформированы на интуитивном, житейском и сознательном уровнях. Кроме того, в каждом из них можно  выделить низкий, средний и высокий подуровни. 
          Познание человека человекам включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем, оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику, пантомимику. 
          Познание человеком самого себя предполагает оценку своих знаний и своих способностей, оценку своего характера и других черт личности, оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих. 
          Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Связанные с этим коммуникативные способности включают:

- умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

- умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие - конфликты и недоразумения;

- умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

- умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства;

Коммуникативные способности педагога поддаются развитию. Хорошие результаты в их формировании дает социально-психологический тренинг.


Информация о работе Личностные и профессиональные качества педагога