Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Применяемые
информационные технологии должны подчиняться
принципу технической адекватности,
т.е. в процессе обучения необходимо
поддерживать технические и программные
средства на современном уровне. Имеющийся
информационный ресурс должен эффективно
и рационально использоваться.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО НАРОДОВЕДЕНИЮ
ПО
ТЕМЕ «РУССКОЕ ЗАСТОЛЬЕ»
Преподаватель
Баева
Г.И.
Тема: Русское застолье
Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины.
Форма проведения: устный журнал.
Эпиграф к року: «Зная свое прошлое, можно жить в будущем».
Материал к уроку: картина русской избы, страницы журнала «Русское застолье», «Графское застолье», «Поэтическая», «Художественная», «Музыкальная», «Пословицы», «Этикет»; выставка книг, иллюстрации застолья, посуда, хлеб, соль; грамзаписи: «Славься, славься!», «Дубинушка», «Во кузнеце».
Ход урока
Есть у нас урок такой:
Игры, шутки, тары-бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины.
Мы колядовать ходили,
Хоровод весной водили.
А в крестьянской-то избе
Знаем что теперь и где.
Где святилка, где светлица,
Для чего служил рушник.
Кто ложится на палати.
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
У входа в «избу» гостей встречает Хозяюшка.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Звучит песня «Во кузнеце»
Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
I. Слово учителя.
- Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь на уроке
Нынче к нам на урок
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Вот узнать бы что таится,
В сундучке старинном том!
Может в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем!
Разворачиваем «грамотку» и читаем.
Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат,
А какие, угадай,
Но сундук не открывай.
А взгляни скорей на крышку,
Коли есть чуть-чуть умишка,
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит
Что
сундук в себе таит.
е ь л о т с а з е о к с с у р |
-
Кое-кто немного разочаровался!
И все же можно утверждать, что это величайшее сокровище, из тех, которые имел человек. Чтобы понять это перенесемся на сотни лет назад. Вы помните как у Антуане де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»?
- Лучше приходите всегда в один и тот же час, - попросил Лис … - нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? – спросил маленький принц
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил Лис.
-
Нечто такое, отчего один
II.Сообщение темы и цели урока.
Да, сегодня мы поговорим о том, какие обряды русского застолья существовали, как и чем питались наши предки, какие правила соблюдались при приеме пищи. Для этого перелистаем страницы устного журнала.
1.Словарная работа.
Слово застолье в словаре обозначено как – праздничный стол, угощение, еда. А любая трапеза предполагает и определенные правила поведения человека.
Что такое этикет? Этикет – это слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет».
2.Сообщение студентов.
а) Я хочу сказать, что со временем правила хорошего поведения изменялись, но многие неизменны с глубокой древности. С Древнего Рима пришел к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы были в почете уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось очень большим достоинством, важным элементом культуры поведения.
б) В книге для юношества «Юности честное зерцало» или «Показания к житейскому обхождению», изданной при Петре I вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с ножом и вилкой, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомым. «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже».
в) Правил поведения очень много, попробуй их все запомнить!
г) На самом деле есть одно простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим людям.
Итак, что же ели наши предки, какой у них был стол? Из чего состояло застолье?
Русская кухня вполне была национальная, т.е. основывались на обычае, а не на искусстве. Русские ели хлеб преимущественно ржаной. Пшеничная мука употреблялась редко на просфоры и калачи, которые для простого народа были лакомством в праздничные дни – от этого и пословица: Калачом не заманишь.
До конца XVII столетия русские не знали другой огородной земли, кроме простой капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки. Салата наши предки не сеяли и не ели. Русские в старину не ели ни телятины, ни зайчатины, ни голубиного мяса, ни раков, ни вообще ничего, что само по себе умирало: также они считали нечистыми всех животных, которые были убиваемые женщинами.
Еда наших предков была крайне неприхотливая: обыкновенною пищею простого народа был ржаной и яичный хлеб с чесноком, или ячменная каша. Щи составляли уже роскошное кушанье и даже больше того, если в них была ржаное свиное сало.
В военное время в войсках пища была – сухари и толокно. По свидетельству иностранных посланников – нечистота и еще более чесночный и луковый запах делали их почти несъедобными, при том почти все кушанья приправлены были конопляным маслом или испорченным коровьем. В старину коровье масло приготавливалось в печах и без соли, от этого оно скоро горкло.
Вот каким был русский народный стол. Этим питалась беднота, простой народ.
Вот какая история произошла с картофелем, который царь Пётр привез в Россию из Голландии. Это сейчас картофель – любимая русская еда, «второй хлеб», а в XVIII веке крестьяне встретили новый овощ в штыки. Тогда царь велел засадить картофелем один огород и выставил вокруг него одних часовых. Все решили, что в огороде растет какой-то чудо-овощ, иначе зачем бы его так охраняли? Ночью некоторые смельчаки пробирались на царский участок и воровали картофель, а потом высаживали у себя в огороде. Вот так и прижился этот полезный овощ в нашей стране.
г) Когда и сколько раз в день нужно принимать пищу, что подавать на первое, что на второе, как вести себя за столом – ответы на эти вопросы у каждого народа свои. Для наших предков было характерно благоговейное и экономичное отношение к еде. В крестьянском хозяйстве существовала безотказная технология использования продуктов питания. Режим питания русских людей складывался под влиянием самых разных факторов – экономических, религиозных. Имели значение и возможные запреты на еду – это посты. Их, как правило, соблюдали основная масса народа очень строго. Самый голодный считался Петровский пост. В это время заготовленные впрок овощи уже заканчивались, даже кислая капуста – палочка-выручалочка – была на исходе. Вот и перебивались луком да квасом.
Согласно этому поверью петровский пост введен был по просьбе баб, для скопа масла. Если б молоко съедалось в это голодное время, то масла не скопить бы. Стол крестьянских семей был скромнее и однообразнее, чем у горожан. Щи, каша, черный хлеб, чай – вот, пожалуй, и все разносолы.
Из описаний исследователей можно предположить такое крестьянское застолье.
5 часов – чай с хлебом, лепешкой.
9 часов – то же.
12 часов – редька с квасом, иногда рыба, хлеб.
5 часов – чай с хлебом.
9 часов – остатки обеда.
На столе в русской избе постоянно лежал хлеб, а рядом соль. Думается, что этим хозяева хотели показать свое гостеприимство или на случай если в дом зайдет странник.
3.Что же ели богатые?
Пышным, гастрономическим столом отличался в Екатеринское и Павловское времена граф Александр Сергеевич Строганов. «Вот вельможа, который хочет разориться и никак не может» - говорила Екатерина II.
У графа Строганова был устроен триклинский (род столовой, где, подобно изнеженным грекам или римлянам, гости лежали за столом на постели, облокотясь на подушку). Здесь убранство напоминало великолепие и роскошь древнего Рима. Столы тоже были роскошны: мраморные с мозаикой, или из дорогого какого-нибудь пахучего дерева, они гнулись под тяжестью золотой, серебряной и хрустальной посуды.
Число гостей на этаких пиршествах всегда было ограничено; приглашенные ели, полулежа, на ложах. Мальчик, все одного возраста, молодые и красивые прислуживали каждому из гостей. Первое – закуска: икра, редиска, фрукты вроде слив и гранат, щеки селедок (на одну тарелку такого блюда шло около тысячи селедок).
Во второй перемене подавались тоже пикантные блюда: лосиные губы, разварные лапы медведя, вареная рысь.
Затем шли жареные в меду и масле кукушки, налимьи молоки, свежая печень палтуса.
Как салаты здесь подавались соленые персики и очень редкие тогда ананасы в уксусе.
б) Наше внимание привлекает пасхальный стол князя Репнина. На середине огромного стола лежал целый ягненок. Это блюдо по польскому этикету, могли есть только дамы, высшие светские и духовные лица. Затем стояли четыре больших кабана – соответственно четырем временам года. Внутри каждого кабана были колбасы, куски ветчины и поросят, 12 оленей с засолочными рогами, зажаренные тоже целиком и начиненные дичью, изображали 12 месяцев года; иногда вперемежку с оленьими лежали и зубры, убитые в Белоловежской пуще. Вокруг этих чудес кулинарного искусства было 365 куличей, затем пироги и лепешки, украшенные сушеными в сахаре фруктами, 4 больших стопы с вином изображали тоже 4 времени года; 12 серебряных больших кубков с вином изображали 12 месяцев в году, 52 маленьких бочонка, наполненные испанским вином и итальянским, соответствовали 52-м неделям в году, 365 бутылок с венгерским вином означали число дней в году. Для прислуг ставилось 8760 кварт меду, соответственно числу часов в году.