Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Встречи с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных  игровых и деловых ситуациях, где уже сами дети берут на себя роли представителей различных народов  и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный  игровым сценарием или заданной ситуацией «межкультурный диалог» по каким-либо проблемам. 

     «Стольный град Кунгур»

     Задачи:

     - формирование любви к родному  краю;

     - формирование умения видеть красоту  малых городов Прикамья;

     - воспитывать чувство гордости  за родной край.

     Оборудование: стенд с иллюстрациями о Кунгуре, словари, литература, содержащая сведения о городе, видеофильм «Ярмарка в Кунгуре».

     Форма проведения: КТД.

     Ход занятия

     Тема  нашего занятия записана на доске.

     - Что бы вам хотелось узнать  о городе?

     Из  предложенного студентами выделяем основные направления.

     1.История  города.

     2.Что  значит «стольный».

     3.Жизнь  современного города.

     - Про наш город написано много стихов, песен (обращаем внимание на выставку книг).

     «Знойных  улиц стройный ряд,

     И тополя стремятся в небо.

     Про нас «глубинка» говорят

     Лишь  только те, кто здесь ни разу не был».

     - Почему наш город называют  глубинкой?

     - А вам надо знать про этот город?

     - Как можно получить информацию  о городе, не посещая его?

     Сейчас  каждая группа попробует получить информацию о городе, не выходя из кабинета. Вы будете работать с источниками. Они  у вас всех разные. Каждая группа представляет свой материал. (Работают в группах, затем от каждой группы выступит 1 человек).

     1 группа представила в виде  буклета.

     1.Кунгур  – старинный город, центр Пермской  провинции до 1781 г.

     2.Кунгур  – место ссылки.

     3.Крестьянская  война под руководством Е.Пугачева.

     4.1918 г – в Кунгуре отряды южноуральских партизан под командованием Блюхера.

     Дополнительные  сведения об истории города.

     2 группа – материал представлен  в виде географической карты.

     1.Возникновение  Кунгура – 1648 г.

     2.1721 г. – открытие горнозаводской  школы – В.Н. Татищев.

     3.Меценаты  города А.Губкин, К.Т. Хлебников.

     3 группа – ярмарочная афиша.

     1.Кунгур  – торговый город.

     2.Ярмарки  в городе.

     Просмотр  видеофильма «Ярмарка в Кунгуре».

     Обсуждение.

     4 группа – панорама современного  города.

     1.Панорамное  изображение города.

     2.Памятники архитектуры.

     3.Промышленное  значение города.

     4.Култура,  образование, спорт.

     Обобщение, дополнительные сведения.

     Подведение  итога занятия. 

     1.5.Особенности  формирования информационной  компетентности 

     Современный этап развития общества характеризуется  бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

     Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

     Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать  информатизацию других направлений  общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

     Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

     1.Приоритетность (все больший внес в состав  деятельности современного специалиста  приобретает информационная деятельность).

     2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно  учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

     3.Оптимальность  (в ситуации стремительного развития  информационной сферы необходимо  готовить выпускника к оптимальной  информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

     В процессе информатизации общества и  образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного  поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

     Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

     Информационная  грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

     Из  вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические  и информационно-технические компоненты:

  • Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);
  • Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
  • Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;
  • Владение основами аналитической переработки информации;
  • Умение работать с различной информацией;
  • Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

     Хотя  из содержания информационной компетенции  видна необходимость ее формирования для решения различных проблем  повседневной и профессиональной деятельности, социальной жизни, есть еще несколько  свойств, определяющих данную компетентность как ключевую.

     Информационная  компетенция многопланова, т.е. для  выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое  мышление, саморефлексия, определение  собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

     Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

     Опрос студентов показал, что  около 50 % опрошенных легко работают в Интернете  с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

     Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная  понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем  профессиональной деятельности, и это формирует  у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

     Особо необходимо остановиться на роли преподавателя  при  формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

     Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

     Важно вовлекать студентов в самостоятельную  работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

     Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней  школы, преподавателей педучилища.

     Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога