Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Структура профессиональной компетентности будущего учителя может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает , а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

     В.А. Сластенин [19, 42] все педагогические умения объединяет в четыре группы:

     - умение «переводить» содержание  объективной педагогической действительности, объективного процесса воспитания  в конкретные педагогические  задачи;

     - умение выстроить и реализовать логически завершенную педагогическую систему (от планирования образовательно-воспитательных задач, отбора содержания образовательного процесса до выбора форм, методов, средств его организации);

     - умение выделять и устанавливать  взаимосвязи между различными компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие; организовывать совместную деятельность; обеспечивать связи школы со средой;

     - умение учитывать и оценивать  результаты педагогической деятельности, т.е. осуществлять самоанализ и анализ образовательного процесса, и результаты деятельности учителя.

     Содержание  теоретической готовности учителя  нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний – не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему, остаются никому не нужным достоянием. Вот почему необходимо обращение к формам проявления теоретической готовности. Таковой является теоретическая деятельность, в свою очередь проявляющаяся в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений.

     Аналитические умения состоят из ряда частных умений:

  • анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
  • правильно диагностировать педагогическое явление;
  • формулировать доминирующую педагогическую задачу;
  • находить оптимальные способы ее решения.

     Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, являющегося субъектом управления, цели его деятельности в виде предвидимого результата:

  • постановка образовательных целей и задач;
  • отбор методов их достижения;
  • предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления;
  • планирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса.

     В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно объединить в три группы:

     прогнозирование развития коллектива: динамики его  структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и  отдельных учащихся в системе  взаимоотношений и т.п.;

     прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых  качеств, чувств, воли и поведения, возможных  отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений  со сверстниками и т.п.;

     прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания.

     Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают:

  • конкретизацию полей обучения и воспитания;
  • обоснование способов их поэтапной реализации;
  • планирование содержания и видов деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств;
  • планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
  • отбор форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  • планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
  • планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

     Рефлексивные  умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя, и предполагают использование таких разновидностей, как:

  • контроль на основе соотнесения полученных результатов с заданными образцами;
  • контроль на основе предполагаемых результатов действий, выполненных лишь в умственном плане;
  • контроль на основе анализа готовых результатов фактически выполненных действий.

     Рефлексия понимается как специфическая форма  теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются средством его деятельности.

     Рефлексия – это не просто знание или понимание  субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают учителя, его личностные особенности, эмоциональные реакции и профессиональные способности и возможности.

     Содержание  практической готовности учителя выражается во внешних (предметных) умениях, т.е. действиях, которые можно наблюдать. К ним  относятся организаторские и  коммуникативные умения. Организаторская  деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные.

     Мобилизационные умения учителя направлены на:

  • привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению;
  • формирование у них потребности в знаниях;
  • формирование учебных навыков и обучение приемам научной организации учебной деятельности;
  • формирование у учащихся активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности через применение в проблемных ситуациях, организуемых учителем или возникающих спонтанно, получаемых в школе знаний и из собственного жизненного опыта;
  • разумным использованием системы методов поощрения и наказания, созданием атмосферы сопереживания и т.п.

     Информационные  умения связаны не только с непосредственным изложением учебной информации, но и с методами ее получения и обработки. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образовательного процесса.

     В ходе преподавания информационные умения проявляются в способности:

  • доступно излагать учебный материал, с учетом специфики предмета, уровня подготовленности учащихся, их жизненного опыта и возраста;
  • логически правильно построить процесс передачи учебной информации, используя различные методы и их сочетания: рассказ, объяснение, беседу, проблемное, индуктивное и дедуктивное изложения материала;
  • доступно, лаконично и выразительно формулировать вопросы;
  • оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися учебного материала.

     Развивающие умения предполагают:

  • определение «зоны ближайшего развития» отдельных учащихся, класса в целом;
  • создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
  • стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических (частного к общему, вида к роду, посылки к следствию, конкретного к абстрактному) и функциональных (причины-следствия, цели-средства, качества-количества, действия-результаты) отношений;
  • создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.

     Ориентационные  умения направлены на формирования морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.

     Коммуникативные умения учителя – это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.

     Перцептивные  умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание ценностных ориентаций другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне притязаний. Кроме того, необходимо знать имеющиеся у ученика представления о себе, что он приписывает себе, против чего возражает.

     Совокупность  перцептивных умений В.Л. Сластенин  представляет как следующий взаимосвязанный ряд:

  • воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
  • глубоко проникать в личностную суть других людей;
  • устанавливать индивидуальное своеобразие человека;
  • на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
  • определять, к какому типу личности и темперамента относится человек;
  • по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
  • находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  • видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).

     Умения  педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной аттаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами [19, 44].

  • речевой вариант (вербальное обращение к учащимся);
  • пауза с активным внутренним общением (требованием внимания);
  • двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.);
  • смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

     Управление  общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и  последовательно действовать в  публичной обстановке (умение общаться на людях):

  • организовать совместную с учащимися творческую деятельность.

     Педагогическая  техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:

  • выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками;
  • управлять их вниманием;
  • располагать к себе собеседника;
  • образно передавать информацию и др.

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога