Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа
Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70
Как указывают некоторые исследования, положительный образ собственной общности сосуществует с позитивным ценностным отношением к иноэтническим группам. В нашем исследовании на вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу?» 16 студентов отметили – гордость; 14 - спокойную уверенность; 3 - никаких чувств; 3 - обиду; 4 - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции. Отрадно уже то, что подавляющее большинство опрошенных гордятся и довольны принадлежностью к своему народу. Вместе с тем некоторые цифры свидетельствуют не только об общем социально-политическом неблагополучии в стране, но и о необходимости усиления самых различных аспектов воспитательной работе.
В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимоотношений. Концепции содержания национального образования определены в «Концепции модернизации российского образования»:
-
развитие личности ребенка на
основе гармоничного включения
богатства национального
- создание условий, обеспечивающих использование этнической культуры для эффективного развития творческой личности во всех сферах ее будущей деятельности;
-
формирование гражданских
Этнокультурный компонент в образовании – это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей студентов, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество.
Анализ
научно-исследовательских
Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам. Вопросы национального и регионального своеобразия культуры, социально-экономические проблемы региона, России и стран мирового сообщества рассматриваются здесь в русле общего содержания и рассредоточены по разным дисциплинам и темам.
Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона, России, других народов и стран.
Монопредметная модель предполагает углубленное изучение этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, России, других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебных предметах. «Народоведение», «Основы русской словесности», «Мировая художественная культура» и др.
Комплексная модель реализуется в виде интегративных курсов, в которых отдельные аспекты национальной культуры могут быть представлены во взаимосвязи истории или краеведения, русской и родной литературы, биологии и экологии и т.д. (например, интегрированные курсы «Человек и природа», «Человек и искусство»).
Дополняющая
модель предполагает изучение национально-регионального
/этнокультурного компонентов
Все эти кружки, студии, объединения позволяют приобщить студентов к сфере духовно-практической деятельности разных народов. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представления, но и через чувства, стремление видеть и творить прекрасное. Приобщение к этнокультуре осуществляется через овладение «инструментарием» ее познания «языком» ее художественных форм, проникновением в ценностно-смысловое содержание символов этнокультуры.
Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов, проживающих в мире, России, крае, своем населенном пункте, микрорайоне образовательного учреждения. Исследовательские проекты представляют собой самостоятельный творческий поиск, который призван заинтересовать, пробудить жажду познания, желание «проникнуть» в другую культуру. Исследования могут быть теоретическими и эмпирическими. Первые предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (в архивных документах, записках путешественников, фольклорных произведениях и др.). Вторые построены на наблюдениях, экспериментах и практической деятельности и предполагают работу с информаторами, т.е. непосредственное общение с этнофорами, исследование этнографических объектов, подлинных предметов народного быта, их воспроизведение (копии, слепки, муляжи, макеты, модели и др.), реконструкцию, участие в историко-этнографических экспедициях и пр. Приведем названия тем некоторых исследовательских проектов студентов, выполненных на базе педучилища «Национальные украшения татарского народа», «Общее и особенное в играх разных народов», «Традиции и обряды славян, связанные со строительством жилья» и др.
Студенты постепенно в практике реального общения открывают для себя сходства и различия с другими людьми. Поэтому наша цель – не только ознакомить их с разными этнокультурами, но научить их жить в сообществе, где образуются новые сложные культурные конгломераты. Наиболее оптимальными формами работы в этом направлении являются дискуссии, диспуты, дебаты по той или иной проблеме полиэтнического общества. Участие студентов и преподавателей в традиционных Грибушинских чтениях по проблемам школьного краеведения, историко-культурному наследию в контексте учебно-воспитательного процесса. Краеведческие Грибушинские чтения проходят с 1998 года. Конференция носит имя Михаила Ивановича Грибушина (1832-1889), почетного гражданина города Кунгура, купца первой гильдии, общественного деятеля и благотворителя.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому и настоящему нашего народа. Как живут люди Пермского края? Как работают и отдыхают? Что их радует и тревожит? Какие они соблюдают традиции и обычаи? Чем украшают свой быт? Ответить на эти и последующие вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Песни, танцы, сказки, обряды – это не только элементы народной культуры, но и первые средства воспитания. Необходимость их изучения и использования на уроках весома.
Народная культура является значимым элементом воспитания молодежи.
Считаем необходимым донести до студентов тот факт, что они являются носителями народной культуры. Поэтому проводим уроки – фестивали национальной культуры «Дружба народов Пермского края», урок – «Культура татарского народа», «Традиции народной игры». Издано методическое пособие «Духовность – ключ к воспитанию человека будущего». Знания, умения, полученные на занятиях в татаро-башкирском центре студенты применяют на уроках и внеклассных занятиях.
Приведем примеры из работы со студентами.
Игра «Спорные утверждения»
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему межэтнических отношений, повысить свой уровень информированности.
Материалы: 4 листа бумаги, на каждом из которых написано одно из следующих утверждений: «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не знаю/не уверен». Листы с утверждениями прикреплены по четырем сторонам помещения.
Ход. Ведущий представляет несколько спорных утверждений по заданной проблеме, участники должны встать у тех листков, на которых отражена их точка зрения, и объяснить, почему они выбрали именно эти утверждения. Выслушав разные точки зрения, участники могут поменять листы утверждениями, более подходящими для них теперь.
Примерные спорные утверждения:
Не нужно показывать различия между народами и их представителями, так как это разобщает людей.
Нужно, чтобы в классе (школе) учились дети одной национальности.
Проблема этнических напряжений (конфликтов) раздувается СМИ, а на самом деле она не так глобальна.
Возрождение и поддержание народных традиций сдерживает продвижение общества вперед к более прогрессивному развитию.
Нужно говорить об общей российской культуре и стремиться ее развивать, а не поддерживать национальные.
«Глобалисты» лишают народы своей уникальности и неповторимости.
Нужно запретить межэтнические браки, так как это несет угрозу генетическому фонду нации.
Люди никогда не будут жить в мире и согласии.
Обсуждение.
Какие чувства возникли у вас, когда вы
размышляли над этими вопросами? Легко
ли было высказывать свою точку зрения
перед всеми участниками, особенно когда
вы оказывались в меньшинстве? Легко ли
было изменить свою точку зрения?
Дискуссия по теме «Понятие ”национальная принадлежность” – необходимо ли оно в современном мире?».
Цель: выявить представления о понятии «национальная принадлежность» и необходимости его в современном мире.
Вопросы:
- Насколько важно это понятие для современного человека? Может быть, нужно от него отказаться?
- Для кого из них это чувство будет более значимым и почему?
-
Существует ли граница между
национальной гордостью и
- Всегда ли верны национальные стереотипы?
-
Кто должен определять
Мозговой штурм «Ассоциативная сеть»
Цель: определить уровень знаний участников группы по данной проблеме, развитие эмпатии, рефлексии.
Материалы: доска и мел или ватман и фломастер.
Ход. На доске в центре напишите слово «мигрант». Предложите участникам назвать слова, которые приходят им на ум, когда они слышат данное слово. Впишите приведенные слова вокруг центрального, обведите их кружочками и соедините линиями.
Обсуждение: Почему возникли те или иные ассоциации? С чем они связаны? Какие чувства и эмоции может испытать ученик-мигрант, услышав то или иное определение? Что может помочь нам преодолеть негативные стереотипы?
Сочинение-размышление.
Цель: развитие рефлексии, оформление своей собственной позиции в сфере этнокультурных отношений.
Примерные темы. «Когда я был (а) в меньшинстве», «Люди, не принадлежащие к моей культуре: кто они?», «Кто я: русский, россиянин …?».
Совокупная система спецкурсов и факультетов, дополняя в этнокультурном плане базовый учебный курс, призвана служить развитию и углублению усвоения содержащегося в них этнокультурного материала, а также обеспечивать усиление межпредметных связей и интеграцию учебных дисциплин.
Коллективно-творческие дела, проводимые на уроках педагогики «Мудрость родного края», «Всякому мила своя земля», «Гражданин России» вносят в жизнь студентов определенный ритм, упорядоченность, помогают осмыслить историко-культурные ценности родного края, в том числе и России, являются частью воспитательной системы училища, одним из направлений которой является формирование гражданско-патриотического сознания через культурно-исторические традиции.
Помимо этого необходимо предусмотреть проведение мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей учащихся в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей. Например, проведение фольклорных концертов, праздников и театрализованных представлений, празднование памятных дат национально-исторического значения, юбилеев выдающихся деятелей культуры, литературы, науки, являющихся представителями того или иного народа.
Незначительный опыт межнационального общения зачастую является следствием неспособности или нежелания понять культуру и исторические ценности образа жизни другого народа. Поэтому с точки зрения организации педагогически эффективных межкультурных взаимодействий школы и социальной среды особый интерес представляют этнокультурные контакты. Организовать встречи школьников с иными культурами и их представителями возможно, если, во-первых, имеется активная этнокультурная среда, во-вторых, создана система педагогически ориентированных и постоянно развивающихся контактов. Необходимо с должной полнотой использовать потенциал субъектов образовательного процесса. Например, путем непосредственного общения с членами коллектива (одноклассниками, их родителями, педагогами), являющимися носителями разных этнических культур, проведения специальных мероприятий, позволяющих познакомиться с культурой друг друга, организации совместного участия в различных видах деятельности. Этой же цели служат налаживание связей с общественными организациями (диаспорами, национальными культурными центрами), проведение туристско-краеведческих экспедиций, организация обменов культурными делегациями, установление переписки, проведение конференций, встреч с помощью мультимедийных средств.