Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель исследования: выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть теоретические подходы к анализу развития профессиональной компетентности педагогов;
- выявить структуру и содержание профессиональной компетентности педагогов;
Введение
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ 7
1.1 Теоретические подходы к анализу профессиональной компетентности педагогов ДОУ 7
1.2 Структура и содержание профессиональной компетентности педагогов 18
1.3 Основные подходы к выделению критериев, показателей и инструментария измерения профессиональной компетентности педагогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Целевым
ориентиром на современном этапе
реформирования системы общего, профессионального
и дошкольного образования
Решение основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, новые цели и содержание альтернативных программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипулятивный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним.
С
позиции гуманной педагогики на всех
этапах развития педагогической мысли
основными требованиями к профессиональной
компетентности педагога-воспитателя
выдвигаются следующие
Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Несмотря на структурный характер профессиональной компетентности педагога, в процессе обучения будущие учителя, воспитатели и в настоящее время во многих учебных заведениях получают только специальные знания; умения и навыки они приобретают самостоятельно, путем проб и ошибок. Исследования последних лет показывают, что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого человека (В.И. Логинова, Г.Г. Петроченко, П.Г. Саморукова и др. ).
Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются А.М. Виноградова, И.А. Карпенко, В.А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога — на личностное взаимодействие и партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества. Анализируя основные тенденции изменения дошкольного образования, Р.Б. Стеркина — отмечает, что при начавшихся изменениях в образовательных программах и создаваемой среде развития актуальными остаются вопросы взаимодействия педагогов с детьми. Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентации в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и проявления ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной.
При этом нужно отметить, что дефиниция профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения в области воспитания в современной педагогической теории остается не определенной, несмотря на разработку квалификационных требований, предложенных в «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ». Разработка настоящих «Рекомендаций...» обусловлена в том числе и необходимостью осуществления изменений в системе подготовки педагогических кадров. Сейчас существует разрыв между деятельностью ДОУ, с одной стороны, и педагогических вузов и других учебных заведений, с другой стороны, в силу разных механизмов их управления, а квалификационные требования к специалистам должны стать также ориентиром деятельности учебных заведений в подготовке и переподготовке кадров.
Таким образом, следует констатировать существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ, определяемыми новыми целевыми ориентирами в области дошкольного воспитания, и недостаточно разработанной технологией оперативной переподготовки специалистов дошкольных учреждений в современной социокультурной ситуации. Это и обусловило актуальность и выбор темы исследования: Профессиональная компетентность педагога ДОУ как педагогическая проблема».
Объект исследования: процесс изучения педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
Предмет исследования: особенности развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения .
Цель исследования: выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности педагога дошкольного учреждения.
Гипотеза
исследования: развитие профессиональной
компетентности педагога дошкольного
образовательного учреждения.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма.
Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности педагога.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно - способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования.
Современная
наука и практика в поисках
путей совершенствования
"компетентность ", "профессиональная
готовность", «профессиональная компетентность».
Вопрос о том, что такое профессиональная компетентность ставит еще С.Л. Соловейчик: понимание сущности профессиональной деятельности, твёрдость взглядов, знания, творческие способности, личный опыт? В советском энциклопедическом словаре компетентность (от лат. "добиваюсь, соответствую, подхожу") определяется как «знания и опыт в той или иной области».
Н.Л. Васина рассматривает
В.В. Анейчик определяет
В.Ю. Кричевский дополняет её операционными умениями (на основе алгоритмов решения педагогических задач) и рекомендует творческий подход.
Т.Т. Браже включает в нее мотивы деятельности (ценностные операции), стиль взаимоотношений с людьми, базовые знания и умения.
Ю.Н. Кулюткин - систему знаний
и умений в решении
С точки зрения А.П. Алексеевой, Н.С. Шаблыгиной, «профессиональная компетентность - интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию».
Таким
образом, профессиональная компетентность
в конкретном случае включает инвариантные
признаки, которые объединяют различные
точки зрения (знания, умения, опыт,
творческий потенциал) и вариативные,
определяющие специфику профессиональной
деятельности: инструментарий, приёмы
и технологии реализации профессиональных
обязанностей; мотивы и стили взаимоотношений
с людьми; способы решения профессионально-педагогических
задач; деловые и личностные качества,
отражающие нравственную позицию специалиста.
К.А. Абульханова-Славская, Ю.В. Варданян, И.К. Гребёнкина, А.К. Маркова связывают понятие профессиональной компетентности с профессионализмом, педагогическим мастерством учителя.
А.К.
Маркова определила это понятие
как самостоятельное и
Л.К. Гребёнкина определяет профессиональную компетентность как элемент педагогического профессионализма наряду с «профессиональной культурой»(132) и потребностью в профессиональном росте, а педагогическое мастерство рассматривает как высокий уровень профессионализма, проявляющийся в творчестве педагога, его продуктивной деятельности и постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Существующествуют на сегодняшний день и в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» (G.K.Britell, R.M.Jueger, W.E.Blank)
Пугачёв рассматривает. «профессиональная компетентность» как характеристику качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000].
Н.Розов,
Е.В.Бондаревская, профессиональную компетентность
рассматривают как производный
компонент от «общекультурной
Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова отмечают, что «профессиональная компетентность» как «уровень образованности специалиста»
Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную индивидуальную:
Информация о работе Профессиональная компетентность педагога в ДОУ