Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 07:56, дипломная работа

Описание работы

Объектом является процесс формирования педагогической компетентности.
Предмет - педагогические условия развития профессионализма у студентов.
Цель – выявление основных аспектов и направлений педагогической компетентности.
При написании данной работы перед автором ставились задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть различные подходы к профессиональной компетентности;
- проанализировать особенности некоторых видов педагогической компетентности;
- разработать уроки, направленные на формирование профессиональной компетентности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной компетентности. 5
1.1.Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога 5
1.2.Компетентностный подход в сфере общего образования. 17
1.3.Формирование коммуникативной компетентности у студентов. 21
1.4.Формирование этнокультурной компетентности. 31
1.5.Особенности формирования информационной компетентности. 41
ГлаваII.Реализация некоторых основ профессиональной компетентности в практической деятельности. 44
2.1.Конспект урока по народоведению «Русское застолье». 45
2.2.Конспект урока «Золотые россыпи народной педагогики». 53
2.3.Конспект урока «Проблемы обучения детей со специальными образовательными нуждами» 60
2.4.Конспект урока Деловая технологическая игра «Сочетание педагогических воздействий семейного влияния и влияния среды на развитие личности» 55
Заключение. 68
Список литературы 69
Приложение 70

Работа содержит 1 файл

проф_компетентность_дипл.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

     Первые  шаги к построению компетентностной модели образования необходимо делать уже сегодня. В качестве первоочередных мер обозначим три основные. Первая – расширить в структуре учебных программ по общеобразовательным дисциплинам межпредметный компонент, т.е. включить в содержание данного предмета учебный материал из других областей знания и практики с указанием возможностей использования.

     Следующий шаг означает создание принципиальной схемы введения компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана. Это будет своего рода набор требований, т.е. образовательный стандарт для построения учебного предмета, ориентированного на компетентность, а не на «воспроизведение материала». Одновременно с такой корректировкой образовательных программ должна проводиться работа и по координации, согласованию «вкладов» различных образовательных областей в общий набор ключевых компетентностей.

     Наконец, реальной организационной формой реализации компетентностной модели образования  должна стать профильная старшая школа, последовательный переход к которой предусмотрен Федеральной программой развития образования. Эта школа создается с учетом дидактических закономерностей компетентностного образования и вариативных путей реализации образовательных возможностей и потребностей граждан.

     Выполнение  этих первоочередных задач невозможно без творческого сотрудничества профессионалов, разрабатывающих содержание образования, с педагогами-практиками, от инновационных поисков которых  и их встречных инициатив в  значительной мере зависит успех модернизации российской образовательной системы. 

     1.3.Формирование  коммуникативной компетентности  у студентов 

     Актуальным  стал вопрос коммуникативной компетентности специалиста, способствующий успешному самоопределению молодежи в мире труда, непрерывного образования, межличностных общественных отношений, но самое главное - это одно из основных условий действительного развития и самореализации личности. Поэтому задачей образовательного процесса является формирование коммуникативной компетентности как части профессиональной подготовки специалиста.

     В последнее время все более  пристальное внимание ученых стала  привлекать проблема взаимоотношений  специалистов в профессиональной деятельности, а также взаимоотношений субъектов  образовательного процесса. Исследования показывают, что около 70 % различных решений, в том числе и управленческих, принимаются в устной форме, в процессе делового взаимодействия, эффективной коммуникации. Характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, в частности учебной, в случае образовательного процесса.

     Обновление  системы образования связывают  с идеями гуманизации. Это влечет за собой изменение моделей обучения, упор делается на личностно-ориентированную  модель, которая традиционные формы взаимодействия обучаемого и обучающегося переводит на субъект - субъектную основу. И.С. Якиманская считает субъектный опыт основанием для формирования траектории индивидуального развития, определяет функции, содержание и источники субъектного опыта. Субъектный опыт определяют: предметы, представления, понятия, операции, приемы, правила выполнения действий, эмоциональные коды (личностные смыслы, установки, стереотипы), что особо значимо для установления эффективных коммуникаций.

     Субъект - субъектные отношения в педагогическом училища имеют особенности по сравнению с субъект - субъектными отношениями в школе. Этими особенностями являются содержательные характеристики субъектов: разновозрастной состав студентов, единые целевые установки (получение профессии), наличие социального опыта, опыт коммуникативной деятельности, содержание коммуникативного, материала, предназначенного для усвоения в процессе взаимодействия, коммуникативная компетентность как компонент профессиональных знаний.

     Прежде  чем рассматривать способы формирования коммуникативной 
деятельности субъектов образовательного процесса, необходимо сформулировать, что же включает в себя такие понятия, как «коммуникация», «коммуникативные способности», «коммуникативные умения», «коммуникативная компетентность», и как они отражаются в образовательном процессе.

     Анализ  литературы позволил определить следующие  подходы к формулированию «коммуникаций»:

     - сообщение, общение;

     - общение, специфическая форма  взаимодействия моделей в процессах  их познавательно-трудовой деятельности;

  • процесс обмена информацией;

     - смысловой аспект социального  взаимодействие.

     Таким образом, коммуникация представляет собой  самостоятельную часть процесса общения и специфическую форму  взаимодействия субъектов.

     В педагогическом процессе коммуникация выступает как полифункциональное условие общения и выполняет ряд функций: информационную, мотивационную, социальную, регулятивную, развивающую, воспитательную и конфликтологическую. В социально-психологическом смысле коммуникация - это процесс передачи информации от респондента к реципиенту.

     Для полноты коммуникации важно знать  эффект - изменения в поведении  коммуниканта, которые происходят в  результате приема сообщения. Выделяют различные варианты коммуникаций. Наиболее распространяемым является подход, учитывающий три типа результатов:

     а) изменение в знаниях;

     б) изменение установок;

     в) изменение поведения получателя; 
Эффективность коммуникации установлена:

     а) природой источника информации; 

     б) особенностями форм общения и содержания самих сообщений;

     в) обстановкой, в которой люди получают информацию.

     В исследованиях выделяют различные  виды коммуникаций: педагогическая, деловая, массовая, межличностная, субъектная и  т.д.

     В образовательном процессе особое внимание уделяется педагогической коммуникации, при которой педагог выступает либо непосредственно как источник информации, либо как организатор ее поиска. Коммуникация предполагает обмен различного рода информацией, знаниями, навыками и умениями в ходе взаимодействия людей. Тем не менее, зачастую приходится сталкиваться с ситуацией, когда в процессе речевого взаимодействия обмена информацией не происходит. Причиной этого является несформированность коммуникативной компетенции участников общения, которая рассматривается современными исследователями коммуникативного подхода (К.Морроу, Е.И. Пассов и др.) в качестве главной цели обучения.

     В соответствии с коммуникативным  подходом обучения должно учитывать  особенности речевой коммуникации, а в основе процесса обучения должна лежать модель реального общения. Такое понимание коммуникативного подхода позволило выделить его основные принципы:

     - речевая направленность процесса  обучения;

      - ориентация не только на содержание, но и на форму высказывания;

     - использование подлинно коммуникативных  заданий;

     - использование  аутогенных материалов;

     - использование личностно-ориентационного  подхода к обучению, что включает  в себя учет потребностей студентов  при планировании и организации  урока, опору на индивидуальные  когнитивные стили и учебные  стратегии обучаемых, перераспределении ролей педагога и студента в учебном процессе, использование личного опыта и их самостоятельности в решении учебных задач.

     Перечисленные принципы коммуникативного подхода  реализуются в системе приемов, отбор и организация которых  определяют эффективность процесса обучения.

     Приведем  описание некоторых групп обучающих  приемов и типов упражнений.

     1.Приемы  драматизации или игрового моделирования  – ролевые игры, воображаемые  ситуации, сценарии, обучающие игры.

     2.Приемы  вопросно-ответной работы – дискуссия, интервью, верные - неверные утверждения.

     3.Приемы  стимулирования речемыслительной  деятельности – вопросно-ответная  работа, решение проблемных задач,  направляемая и свободная дискуссия.

     Эти приемы и виды упражнений эффективны при использовании типов взаимодействия, адекватных условиям реальной коммуникации – групповой и парной работы, когда студенты осуществляют совместную деятельность для решения поставленной задачи.

     Педагогическое  общение – важнейшее средство педагогической коммуникации общения. В педагогическом общении большое значение имеет тон речи и ее громкость, темп и выразительная насыщенность. По данным некоторых специалистов по речевому общению, в процессе коммуникации до 40 % информации передается именно интонацией. При общении педагога со студентами воздействие интонации еще более усиливается.

     Громкость голоса – общий показатель жизненной  энергии и уверенности в себе. Обычно громко говорят люди, которые  желают быть уверены, то окружающие обязательно  услышат их слова и примут к  сведению. Характерно, что большинство педагогов отмечают склонность к повышенной громкости речи даже в будничной обстановке.

     Малая громкость голоса свидетельствует  о том, что это человек сдержанный, скромный, вероятно хорошо воспитанный. Тихий голос может быть твердым, даже жестким.

     Сильные и внезапные колебания громкости  голоса свидетельствуют об общей  повышенной эмоциональности. Хорошие  педагоги знают, что речь, произнесенная  в одном тоне не может увлечь слушателей. Поэтому они сознательно варьируют  громкость речи, придавая сказанному сильный эмоциональный аспект.

     Но  самое важное в речи – это произнесенные  слова. Умение построить развернутое  высказывание – показатель довольно высокого интеллекта.

     Общение занимает ведущее место в педагогической деятельности, поэтому необходимо формировать у студентов навыки педагогического взаимодействия с учащимися и их родителями.

     Получатель  в педагогическом процессе всегда обучаемый, задача которого не только принять  сообщение, но и усвоить его, превратить в знания, что совсем не обязательно при других видах коммуникации, ибо характер обратной связи у них иной.

     Важную  роль в профессиональной деятельности, особенно в педагогическом искусстве, играют коммуникативные способности, они являются одним из факторов эффективности  коммуникации.

     Коммуникативные способности, по мнению В.Д. Шадрикова, выступают как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладение ею, т.е. индивидуальные качества, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся  в успешной деятельности.

     Развитие  коммуникативных способностей необходимо совершенствовать через формирование коммуникативных умений, лежащих  в основе профессиональной деятельности. Стихийное формирование коммуникативных  умений приводит нередко к авторитарному стилю поведения, возникновению частных конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между педагогом и обучаемыми, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании, а нередко и к асоциальному поведению обучаемых.

     Содержание  понятий «коммуникативные умения»  отражено на схеме 1.

     

     

       

     

       

       
 
 

     

        
 

       

       
 

       
 

     Схема 1. Определения коммуникативных умений
 

     Анализ  исследований этой проблемы определяет рассмотрение коммуникативных умений в контексте других умений. Подходы к понятию «коммуникативные умения» представлены в табл. 1.

Информация о работе Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога