Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
Самодержавие во 2 пол. XVII в.
Со
2 пол. XVII в. значение Земских соборов и
Боярской думы начинает падать. В правление
Алексея Михайловича (1645 - 1676) четко обозначается
новая тенденция в развитии политического
строя страны - постепенный переход от
сословно-представительной монархии к
абсолютной. Абсолютизм -
это форма правления,
при которой верховная
власть в государстве
полностью и безраздельно
принадлежит монарху.
Власть достигает высшей степени централизации.
В России абсолютная монархия окончательно
складывается в ходе петровских преобразований.
Однако уже с сер. XVII в. отчетливо прослеживаются
мероприятия, направленные на укрепление
самодержавной власти монарха. В 1649 г.
на Земском соборе было принято знаменитое
Соборное Уложение. Впервые была предпринята
попытка создать свод всех действующих
правовых норм, включая судебники и новоуказные
статьи. Материал был сведен в 25 глав и
967 статей. Наметилось разделение норм
по отраслям и институтам. В Соборном Уложении
определялся статус главы государства
- царя, самодержавного и наследного монарха.
Утверждение (избрание) его на Земском
соборе не колебало установленных принципов,
напротив, обосновывало, легитимировало
их. Преступный умысел, направленный против
персоны монарха, жестоко наказывался. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли
государственного управления. Эти нормы можно условно отнести к административным. Соборное Уложение 1649 г. обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV -XVII вв. Вместе с тем оно закрепляло новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства, открыта дорога для построения новой, более рациональной и современной правовой системы. Во 2 пол. XVII в. перестают созываться Земские соборы (последний Собор полного состава - в 1653 г.). Т. о. отмирал важнейший сословие-представительный орган Российского государства. В конце XVII в. изменилось положение и Боярской думы. Из постоянно действующего государственного органа, каковым она являлась в 1 пол. и сер. XVII в., Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение. Фактически ее место заняла т.н. Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц. После принятия Соборного Уложения в законодательной практике Российского государства появились именные указы, т.е. правовые акты, изданные от имени монарха и без участия Боярской думы. (Из 618 указов Алексея Михайловича 588 являлись именными). В 1682 г. в правление Федора Алексеевича, было ликвидировано местничество (как в военной, так и в гражданской службе). Эта мера была осуществлена в интересах среднего дворянства. Отмена местничества нанесла сильный удар по позиции боярско-княжеской аристократии в государственном управлении. На местах функционировали губные и земские учреждения, подчинявшиеся назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления.Воеводы назначались из числа бояр, дворян и детей боярских Разрядным приказом и утверждались в должности царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Срок службы длился от 1 до 3 лет, за нее он получал поместный и денежный оклады. В большие города назначались сразу несколько воевод, один из которых считался главным. При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба, в которой делопроизводство вел дьяк. Приказная изба имела структурные подразделения - столы, возглавлявшиеся подьячими.//Система воеводского управления, позволившая усилить государственную власть на местах сразу после смуты, к концу XVII в. нуждалась в существенном обновлении. Т.О. к концу XVII в. в России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства к установления самодержавного строя, т. к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности; необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической; характерно наличие сильного, профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. У российского абсолютизма были свои особенности: Абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а российский абсолютизм совпал с развитием крепостничества; Социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а в России абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.
.
Расселение населения — это процесс распределения и перераспределения населения на определённой территории и результат этого процесса — сеть поселений. В свою очередь, размещение населения - пространственный рисунок распределения населения на определённой территории, т.е. расселения. Размещение населения исходит из множества исторических, географических, политических и других факторов, наиболее серьёзное неоспоримое влияние на географию населения мира оказывают следующие: 1. Природный фактор (географический);
2. Социально-экономический (существует зависимость в размещении по удалённости от побережья, наиболее благоприятной зоной для развития хозяйства. Выделяют зоны непосредственного прибрежного расселени, опосредованного и независимые зоны); 3. Общеисторический (наступление и сход ледников, массовые миграции животных и племён, набеги кочевников и многочисленные войны и эпидемии, великое переселение, эпоха Великих географических открытий); 4. Демографический (математическую зависимость естественного прироста населения и миграций от плотности заселённости территории); 5. Случайный (основан на теории вероятности и оттого не подлежит какому-либо достоверному анализу). Заселенность складывается в процессе хозяйственного освоения территории. Она выступает как фактор развития экономики страны. Плотность населения является показателем освоенности территории. Плотность населения — это степень населённости конкретной территории; показатель, характеризующий особенности размещения населения. Выражается в количестве человек, проживающих на площади 1 км².
Средняя плотность населения России в пять раз ниже мировой (8,4 чел/ кв.км). Однако есть очень густонаселенные регионы (Центральная Россия), где приходится более 100 человек на 1 км2, и обширные северные таежные районы, где населения практически нет. Так, на огромной территории России, расположенной за Уралом, проживает всего около 30 млн человек, и средняя плотность населения составляет 2,5 человека на 1 км2. Среди субъектов РФ самая большая плотность в Московской области вместе с Москвой. Основная часть населения России сосредоточена в пределах главной полосы расселения. Территория страны заселялась с запада на восток, поэтому и главная полоса расселения протянулась, постепенно сужаясь, в этом направлении. Наиболее заселенную зону России В.П. Семенов-Тян-Шанский назвал Главной полосой расселения. Только в ее пределах освоение территории имеет сплошной характер, вне этой полосы (в основном на севере) и освоение, и расселение очаговое, освоенные участки разбросаны среди незаселенных и неиспользуемых территорий. Северная граница Главной полосы расселения проходит по линии Петрозаводск — Киров — Пермь — Красноярск, на юге — Астрахань — Красноярск. В этой зоне наиболее благоприятные природные условия, для нее характерна высокая (в среднем 5 человек на 1 км2) плотность населения, большое количество городов. Севернее расположена северная зона с суровым климатом, низкой плотностью населения, малым числом городов. Население страны размещено по территории неравномерно. На его размещение повлияли природный, исторический и экономический факторы: гуще заселены районы с благоприятными природными условиями и территории, освоение которых происходило раньше, сейчас население продолжает сосредоточиваться в районах с развивающейся экономикой, вдоль транспортных магистралей. Из всех природных условий жизни человека климат играет важнейшую роль, тем более в России, где свыше 2/3 населения страны живет в районах со средними температурами января ниже минус 10 градусов. Продолжительность отопительного периода меняется от 90 дней в Сочи до 365 дней на побережье Северного Ледовитого океана. Холодный климат дополняется наличием вечной мерзлоты - замерзшего слоя грунта глубиной от 25 м (на Кольском полуострове) до 1500 м (в Якутии), ею занято более половины территории страны. Заселяя просторы России, сельское население выбирало наилучшие для жизни (они же - и лучшие для сельского хозяйства) места. Но для городского населения связь была гораздо меньше: исторически сложилось так, что города России "сдвинуты" к северу по сравнению с зоной наилучших природных условий. Поэтому и общее распределение населения России по природным зонам дает максимум плотности в зоне смешанных лесов. Освоенность территории и плотность населения зависят от природных условий, но и сами становятся фактором социально-экономического развития: в зонах с разной освоенностью различаются доступность услуг, обеспеченность социальной инфраструктурой и расходы на ее содержание Среди Федеральных округов Европейской части России наименьшую плотность занимает СЗФО - 4,0 человека на 1 кв. км, что объясняется суровыми климатическими условиями и недостаточной развитостью промышленности и транспорта. Основная часть населения СЗФО сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (73,2 человек на 1 кв. км). В Калининградской области плотность населения составляет 63,1 человек на 1 кв. км. Северная часть округа отличается слабой заселенностью. Наименее заселен Ненецкий автономный округ (0,24 человека на 1 кв.) Система расселения, существующая на территории Северо-Западного федерального округа, структурируется на три части:
К первому типу традиционно промышленно-аграрного расселения с высокой хозяйственной освоенностью территории относятся Ленинградская, Псковская, Новгородская и большая часть Вологодской области. Эти территории не отличаются большими запасами природных ресурсов. На их территории располагается большая часть центров обрабатывающей промышленности Северо-Запада и достигается наибольшая плотность экономически активного населения. Для систем расселения это означает сосредоточение вплоть до уровня районных центров полного комплекса объектов периодического обслуживания: библиотека, поликлиника, больница, универмаг, аптека, дом культуры, стадион, спортивная школа, комбинат бытового обслуживания и другие объекты районного значения. Ко второму (сырьевому) типу систем расселения можно отнести Мурманскую, Архангельскую области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия. На территориях этих регионов сосредоточена ресурсно-сырьевая база Северо-Западного округа. Сворачивание ряда производств и размывание оборонных функций данных территорий приводит к усилению их сырьевой специализации и уменьшению численности населения. В отдельную (третью) категорию можно отнести Калининградский эксклав. Особенностью данного региона является то, что он полностью находится в окружении иностранных государств, что накладывает серьезный отпечаток га его внутреннюю политическую и экономическую ситуацию. На данный момент правительством Российской Федерации принята концепция развития региона, в рамках которой Калининградскую область предполагается сделать "экспериментальной площадкой", на которой будут отрабатываться механизмы интеграции России и европейских государств. Формирование единой системы расселения обеспечивает взаимосвязь населенных пунктов страны и ее отдельных регионов. В каждом из них данный процесс является важнейшей предпосылкой более эффективного развития экономики. При развитых средствах сообщения внутри системы расселения, обеспечивающих доступность любого ее элемента, она становится социально и экономически более эффективной формой расселения по сравнению с обособленными городами. В качестве критериев определения городских поселений служат такие как: людность, образ жизни, функции поселения.
Город рассматривается как населенный пункт, большая часть населения которого занята в промышленном производстве и ведущего городской образ жизни. На современном этапе в городах России проживает более 73 % населения С экономическим развитием современного государства тесно связаны процессы урбанизации как естественного средства уменьшения затратности хозяйства путём максимальной концентрации производства. Издавна эта функция была возложена на города. Урбанизация как таковая шла всегда, но только с новейшего времени, когда до 48% всего населения мира стало жить в городе, проявились недостатки этого явления. Под урбанизацией понимается распространения городов и городского образа жизни. Город рассматривается как населенный пункт, большая часть населения которого занята в промышленном производстве и ведущего городской образ жизни. На современном этапе в городах России проживает более 73 % населения. Начинают образовываться агломерации. Под агломерацией понимается территориальная группировка городских поселений (спутников) вокруг крупных городов-ядер. Например, Московская агломерация, Петербургская, Нижегородская, Самарская и др.
СЗФО
характеризуется высоким
Наименьшая
доля городского населения отмечается
в Псковской, Архангельской, Вологодской
областях и респ. Коми.
.
Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нащло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику. Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства. Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает: • пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни;• экономический потенциал страны;• национальный рынок, место страны в мировой экономике;• специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости изделий);• повышение доли сбережений по мере роста доходов;• воздействие экспорта и импорта на экономический рост;• степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления);• создание национального экономического порядка;• традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие реакции членов общества.Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность. Американская модель Становление и развитие американской экономической модели сопровождалось чередованием периодов усиления рыночного конкурентного механизма с периодами государственного регулирования экономики. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство американцев разделяло в период кейнсианства многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия. С начала 80-х гг. стало очевидным, что роль государства в рыночной экономике имеет пределы, что оно не должно подавлять основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать оправданные пропорции между накоплением и потреблением. Теоретическим обоснованием ограничения социально-экономических функций государства стали исследования М. Фридмена, который, признавая особую природу общественных благ и ответственность государства за их обеспечение, исходил из того, что государство должно реадизовывать свои обязательства с помощью частных институтов через рыночные механизмы. К рубежу 80-х гг. стали явственными негативные проявления государственных функций. Это вызвало неолиберальную революцию, которая в своих основных проявлениях была поддержана не только республиканцами, но и демократами. В последние десятилетия, и особенно в 90-е гг. XX в., можно было констатировать снижение доли государственных расходов в экономическом росте, обусловленное, с одной стороны, усилением рыночных сил в экономике, упором на всемерное развитие и поощрение предпринимательства, а с другой — факторами геополитического плана (окончанием «холодной войны», возможностью уменьшения расходов на военные нужды). При этом государственный сектор в США с точки зрения его отраслевой структуры концентрируется помимо военно-силовых направлений больше всего в инфраструктурных отраслях (транспортная сеть — мосты, дороги, трубопроводы; отдельные подразделения энергетики — атомные электростанции; наука; а также отрасли, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы — образование и здравоохранение). Государственная собственность в США практически полностью отсутствует, что заметно отличает американскую экономику от экономики других развитых стран. Тем не менее некоторое государственное вмешательство в экономику продолжает сохраняться: эмиссия денег и денежное регулирование; создание и поддержание правовой базы рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей; поддержание конкурентной среды и меры, направленные на недопущение монополизации экономики; производство общественных благ, включая услуги образования, фундаментальной науки, реализацию задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и т.д.; минимизация негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности деятельность по охране окружающей среды; преодоление чрезмерной социальной дифференциации в обществе, поддержка социально уязвимых групп населения. Признается роль государства в реализации следующих национальных приоритетов XXI в.:• дальнейшая стабилизация роста экономики, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом экологических и социальных требований;• содействие росту производительности труда в осуществлении инновационной политики, прежде всего по ускоренному развитию НТР и в первую очередь фундаментальной науки, поддержки информационных технологий;• всемерное содействие развитию образования и повышению квалификации рабочей силы, усилению его влияния на экономический рост и уровень жизни американцев;• обеспечение социальной функции государства посредством оптимизации программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;• реализация позитивного эффекта от глобализации американской экономики. Принципиально важным является повышение степени приоритетности в бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. в образование, профессиональную подготовку и переподготовку специалистов, а также в здравоохранение. Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха. Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование законодательной базы, ограничивающей увольнения. Это объясняется в основном быстрым ростом сектора малых предприятий, создающих новые рабочие места. Законодательство США защищает работников от дискриминации. Об увольнении или необходимости переподготовки работники извещаются за 60 дней, причем закон не требует предварительных консультаций с профсоюзами. В правовом регулировании трудовых отношений суд исходит из признания банкротства периодом экстремальной ситуации, а также из того, что является высшей целесообразностью в этой ситуации: расторжение трудового договора, ликвидация самой организации, попытка сохранения производственной деятельности организации-должника. Законодательством предусмотрены процедуры выплат работникам, увольняемым из организации-должника. Джордж Буш сменил практически весь экономический блок своей администрации. Спустя два года после своего избрания он всерьез занялся модернизацией экономической модели США. Доллар — главная резервная валюта планеты, поэтому весь мир с тревогой наблюдает, что происходит в Америке. Если президент и его новые советники сделают ставку на американский экспорт, им неизбежно придется ослабить курс национальной валюты. От того, как поведет себя доллар, напрямую зависит экономический баланс мира. Учитывая войну в Ираке, претензии США на полный контроль за нефтеносным Ближним Востоком, интрига становится более запутанной. Мало хороших новостей и из сектора высоких технологий. Слабые показатели демонстрирует розничная торговля — главный двигатель американской экономики. В ноябре 2002 г. безработица охватила 6% активного населения — это самый высокий уровень за последнее десятилетие. Экономическую модель США сильно деформировала война в Ираке, изменившая характер распределения рисков: не частный капитал, а именно государство, призванное представлять публичные интересы, станет наиболее активным агентом в рыночных операциях. Активные военно-политические интервенции потребуют увеличения федеральных расходов, а следовательно, увеличения налогового бремени и более активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Противоречивость такой позиции отражает колебания внутри политической элиты. Однако международный успех Обамы сопровождается жесткой критикой, звучащей в его адрес на родине. Предложенный президентом план спасения кредитных учреждений на общественные деньги вызвал в равной степени недоумение и одобрение, тогда как проект по созданию государственного медицинского страхования заставил подозревать в Обаме «социалиста». Все эти процессы служат, как кажется, свидетельством того, что Обама вынужден проводить политику «Горбачева по-американски». Советский лидер должен был управлять распадающейся страной в условиях экономического коллапса, и искоренять систему международного контроля, установленного Москвой над Центральной Азией и странами-спутниками в Восточной Европе. От Обамы требуется разрешать огромные социально-политические трудности в собственной стране, а за рубежом — признать тупиковой ситуацию, порожденную прежним американским руководством. Политика примирения, проводимая сейчас Обамой, подсказана, скорее, осознанием этого тупика, чем добровольным выбором. В самом деле: на какой кредит доверия могла бы рассчитывать сегодня Америка, предлагая безоговорочную политическую программу по решению кавказского и азиатского юго-восточного кризисов? Единственный путь для США—сотрудничество и кооперация. Германская модель Благодаря мудрой исследовательской стратегии, своевременным и плодотворным реформам, проведенным Л. Эрхардом, современная Германия по величине ВВП является лидером среди стран ЕС и занимает одно из ведущих мест в мире. Для германской модели характерна рыночная экономика с высокой долей свободы выбора предпринимательской деятельности, профессии, распоряжения частным имуществом (включая средства производства), стиля потребления и т.д.Государственный контроль сводится в основном к контролю за сохранением конкуренции, опасность подавления которой возникает при сосредоточении в одних руках производства какого-то вида изделий. Неблагоприятное положение мировой экономики, трудности перехода бывшей ГДР от командной экономики к рыночной в условиях слабой конкурентной способности предприятий обнажили слабые места в экономике Германии, которая стала отставать в информационных технологиях, в тех отраслях, где была традиционно сильнее других европейских стран. Традиционно высокая средняя зарплата рабочих обусловливает дороговизну немецких товаров на мировом рынке. В связи с этим предполагается реформация дорогостоящей системы социального обеспечения и народного образования, отступление государства из многих областей частной экономики, сокращение бюрократического аппарата.Необходимо найти оптимальный компромисс между большими социальными гарантиями и свободой действия предпринимателей.В экономическом плане Германия является классическим государством-экспортером: практически не имея природных ресурсов, она занимает второе место в мире (после США) по экспорту товаров и услуг, и прежде всего по экспорту автомобилей и станков. Стабильность германской экономики обеспечивают мелкие и средние фирмы, которых насчитывается около 3 млн.После объединения Восточной и Западной Германии пришлось уравнять их системы социального обеспечения. Огромное количество восточных немцев (до 20%) осталось без работы, а значит, без средств к существованию; пособия по безработице едва хватает на самое необходимое. Часто можно слышать мнение, что ФРГ взвалила на себя груз объединения, не просчитав многих последствий этого процесса. В последнее время благодаря усилиям федерального правительства безработица уменьшилась на 11—12%. В Германии очень развита система тарифных соглашений: за круглым столом собираются представители руководства предприятия, всех организаций — как общественных, так и политических, которые рассматривают вопросы заработной платы, отпусков, социальных страховок, пособий. Социальная политика основана на предоставлении всем формам хозяйства (крупным, мелким, средним) возможностей устойчивого развития. Особым покровительством пользуются мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. На одной из встреч министров финансов стран ЕС было решено, что Германия и другие страны должны увеличить экспорт в страны Азии, Америки, чтобы обеспечивать появление новых рабочих мест, выполнять требования профсоюзов об открытости вопросов зарплаты. Принятый во Франкфурте европейский пакт устойчивости европейских национальных валют должен способствовать стабилизации в экономике и уменьшению социальных проблем. Но при этом рекомендовано учитывать следующее: а) в области занятости нельзя руководствоваться только конъюнктурой рынка; б) стоимость работы не должна быть слишком высокой. Шведская модель Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. В конце 60-х гг. в экономической модели Швеции стало наблюдаться успешное сочетание экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. На протяжении многих десятилетий в Швеции использовалась централизованная система переговоров мощных организаций профсоюзов и предпринимателей о заключении коллективных договоров в области заработной платы. Шведская модель преследует две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активность на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Доминирование указанных целей шведской модели может быть объяснено уникальной активностью рабочего движения. Начиная с 1932 г. (за исключением 1976—1982 гг.) у власти находится Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), с которой в течение десятилетий тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран главной и неизменной целью экономической политики - полная занятость населения, что, естественно, вызывает активную поддержку и одобрение народа. Перечислим принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений и глубоких политических конфликтов при одновременном наличии высокого уровня жизни и социальных гарантий: • в политической сфере — высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и политическими партиями на основе взаимного понимания коренных интересов, социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура); • в экономической сфере — высокая конкурентоспособность в промышленности, основанной на интеграции науки, образования и производства; взаимодействие государственных институтов с частным бизнесом; интеграция различных сфер деятельности, от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и создания инновационного климата; • в социальной сфере — возрастание значения человеческого фактора — высококвалифицированного и творческого труда, социальной направленности государства и экономической стабильности общества. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главный фактор данной модели — сохранение основных средств производства в частном владении. Доля государственных расходов составляет около 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Шведская модель организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за счет высокого качества продукции. Французская модель Особенность экономической модели Франции — высокая доля государственного сектора, сформированного в результате троекратной (1936, 1945, 1982 гг.) национализации. Даже после реализации двух масштабных программ приватизации (1986—1988 и 1993—1997 гг.), проводившихся правыми правительствами, доля государства в ВВП остается одной из наиболее высоких. После победы на президентских выборах 1995 г. Жак Ширак начал проводить политику ослабления хозяйственной деятельности государства. Однако проведение правительством реконструкции и оздоровления государственных предприятий только усилило позиции государства в экономике. В 1997 г. изменилась концепция приватизации: произошел отказ от универсальных для всех компаний моделей разгосударствления; государство взяло на себя реструктуризацию приватизируемого предприятия, его подготовку к выходу на рынок акционерного капитала; сохраняется высокая степень контроля государства над приватизированными объектами. Государственные предприятия Франции традиционно разделяются на две группы: административные учреждения и акционерные компании. Статус административного учреждения (государственного предприятия общественной службы) содержит отдельные элементы административного права, хотя в целом деятельность этих учреждений регулируется нормами коммерческого права. Таковыми являются предприятия, выполняющие функции общественной службы и, как правило, являющиеся монополиями. Государственное предприятие может быть также юридическим лицом частного права и иметь статус акционерной компании (промышленные предприятия коммерческого сектора, крупные банки и др.). В этом случае большая часть капитала компании должна принадлежать либо государству, либо другому государственному предприятию. Государственными считаются также предприятия, в правлениях которых государство имеет большинство голосов, не обладая при этом большинством в капитале, что позволяет ему контролировать управление. Правительство, местные власти в ряде районов страны предоставляют компаниям значительные средства из специальных фондов финансирования программ профессионального обучения и подготовки кадров. Важной целью структурной политики стало содействие внедрению на малых и средних предприятиях новейших научных и технологических разработок. Основная роль в осуществлении этого курса принадлежит Национальному агентству по внедрению изобретений «АНВАР». Оно было организовано в 1970 г. с целью популяризации и распространения технологических разработок в области промышленного производства и сначала выполняло лишь функции обычной консалтинговой и посреднической фирмы при правительстве и министерстве исследований и технологии. Франция отличается от других стран ЕС тщательной проработкой страхования рисков, связанных с предварительным изучением рынка, изменением курсов иностранных валют, организацией за границей ярмарок, выставок, складов, зарубежных инвестиций, непредвиденным повышением цен в период изготовления экспортной продукции. Социальная политика позитивно решается за счет наличия во Франции отличных от общепринятой западной практики критериев градации кредитов по срокам: ссуды от двух до четырех лет считаются среднесрочными, а свыше четырех лет — долгосрочными. В рамках предупреждения потребительских рисков во Франции ' действуют жесткие санитарные требования к ввозимым растительным и животным продуктам, медикаментам, отдельным продуктам химической промышленности. Для сдерживания импорта сельскохозяйственных товаров во Франции наряду с таможенными сборами используется система компенсационных сборов, которые представляют собой разницу между высокой, как правило, ценой сообщества на конкретный вид сельхозпродукции и ее мировой ценой. Единые цены устанавливаются Комиссией ЕС и ежегодно пересматриваются. Разница между едиными и мировыми ценами может колебаться в зависимости от товара от полутора до пяти раз. Пример Франции демонстрирует высокую степень политического воздействия на реализацию отдельных элементов политики дерегулирования (например, приватизации), непосредственно связанных с циклической сменой правящих коалиций левых и правых сил. Большую долю социальной ответственности при проведении реструктурирования принимает на себя деловая среда Франции. Процедуру высвобождения рабочей силы здесь жестко регулирует закон о коллективных увольнениях. Суть этого документа — оказание помощи служащим в поиске новых рабочих мест. О сокращении работодатель обязан проинформировать как представителей трудового коллектива и профсоюзов, так и органы власти и государственного управления, обсудив в ходе переговоров и консультаций социальные вопросы. Если компания вступила в стадию банкротства, то процедура увольнения, как правило, упрощена. Общим принципом является сведение увольнений к минимуму за счет сокращения рабочей недели, выплат компенсаций работникам в связи с переездом на новое место жительства, профессиональной переподготовки, финансового стимулирования досрочного выхода на пенсию, займов по льготным процентным ставкам для желающих открыть собственное дело. Средняя стоимость увольнения работника во Франции составляет около 40 тыс. долл. Правительство оплачивает от 20 до 80% стоимости процедуры увольнения, а компания покрывает остальные расходы. При этом правительство оплачивает расходы по переподготовке (до 100%), зарплату служащим, проходящим профподготовку (до 70%), расходы при реформировании предприятия (до 50%), а также транспортные расходы. Кроме того, правительство оказывает помощь, сокращая размер налогов, взимаемых с фонда оплаты труда. Итак, экономическая политика Франции ориентирована на долгосрочную конкурентоспособность, гарантированность занятости населения при ведущей роли государства, особенно государственных предприятий, в реструктурировании. Оно инвестирует автоматизацию производственных процессов и, допуская существенные издержки, сохраняет высокий размер минимальной заработной платы. Несмотря на возрастание экономической напряженности, по мнению экспертов международной организации труда (МОТ), французская модель экономики нацелена на решение двуединой задачи: поддержание мировой конкурентоспособности и проведение в жизнь политики социальной ответственности, что в итоге приводит к общественному согласию. Китайская модель Одним из важнейших событий мировой экономики последней четверти XX в. стали беспрецедентные успехи Китая. Сотрудники института экономического анализа сформулировали нескольких гипотез, объясняющих «китайское чудо»: гипотеза первая: уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран опережают темпы роста развитых стран. Исследования показывают, что такой закономерности не существует. Темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики; гипотеза вторая: ускорение экономического роста было обусловлено низкой долей промышленности и высокой долей сельского хозяйства. Вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в современной России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста, и наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией; гипотеза третья: высокий удельный вес сельскохозяйственного населения в начале реформ. Темпы экономического роста не зависят непосредственно от структуры занятого населения; гипотеза четвертая: уникальные особенности китайского национального характера: трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Однако в условиях той же ментальности в течение первых трех четвертей XX в. отмечались очень низкие темпы роста китайской экономики, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад; гипотеза пятая: успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (так называемая шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный характер. В отличие от России, где государство «ушло» из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Государство активно участвовало в каждом из основных направлений экономической политики (политика занятости, социальная, внешнеэкономическая, денежно-кредитная, бюджетная политика). Именно это является спецификой китайской модели экономических реформ. Общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП, тогда как в России эти расходы не только не уменьшились, но и существенно возросли — с 6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы в Китае сократился почти вдвое — с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении повысилась с 42,3%, что способствовало ускорению экономического развития. Либерализация внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму — импортные пошлины по отношению к общему объему импорта возросли с 0,7% (1992 г.) до 5,3% (1997 г.). Одна из значительных причин успеха китайской модели заключается и в том, что Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979—1997 гг. были весьма умеренными (8,3%) — в отличие от России, где они оказались почти в 12 раз выше. Денежно-кредитную политику китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанно, благодаря чему среднегодовые темпы инфляции составили немногим более 10%. Таким образом, главная причина ускоренного развития Китая — характер проводившейся экономической политики. Вопреки широко распространенным заблуждениям в Китае проводились либеральные экономические реформы, причем степень их либеральности и радикальности, по всей видимости, не имеет аналогов. Результатом стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее рекордные темпы роста китайской экономики.