Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
87. Закономерности и принципы территориальной организации промышленного производства.
Территориальная организация производства - результат действия определенных закономерностей, которые сводятся к следующему:
1)
пропорциональное размещение
2)
приближение производства к
3)
размещение предприятий в
4)
размещение предприятий с
5)
размещение предприятий в
6)
формирование рациональных
7)
специализация производственно-
При определении эффективности территориальной организации производства приходится сталкиваться с двумя категориями закономерностей. С одной стороны, это закономерности, под влиянием которых происходит пространственное обособление отраслей, с другой - закономерности, способствующие возникновению пространственных сочетаний отраслей.
Промышленность - важнейшая часть единого хозяйственного комплекса РФ. На ее долю приходится 3/4 валового внутреннего продукта страны. Это самая крупная и технически совершенная отрасль материального производства. В ней создаются средства производства и большая часть предметов потребления. К основным производственным функциям промышленности можно отнести следующие:
- добыча минерального сырья и топлива;
-
использование
-
эксплуатация природных
- переработка промышленного и сельскохозяйственного сырья.
Ведущая роль промышленности в экономике России определяется тем, что она снабжает все отрасли экономики орудиями труда и новыми материалами, служит наиболее активным фактором научно-технического прогресса и расширенного воспроизводства в целом. Среди других отраслей хозяйства она выделяется комплексообразующими и районообразующими функциями.Промышленность России характеризуется сложной, весьма диверсифицированной и дифференцированной структурой. Структура промышленности дифференцируется по районам под влиянием территориального разделения труда и тех различий, которые существуют в экономических и природных условиях ее формирования.
Непосредственное воздействие на размещение и территориальную организацию промышленных предприятий оказывает сравнительно ограниченный круг факторов: сырьевой, топливно-энергетический, водный, рабочей силы, потребительский и транспортный. Относительное значение отдельных факторов находится в зависимости от технико-экономической и технологической специфики производства: факторы, которые в одних отраслях промышленности выступают на первый план, в других оказываются второстепенными. Более того, один и тот же фактор в определенной отрасли промышленности, но на разных стадиях технологического процесса действует с неодинаковой интенсивностью.
. Тенденции и факторы социально-экономического развития регионов
Под
регионом понимают обычно часть
территории страны,
обладающую общностью
природных, социально-экономических,
национально-культурных
и иных условий. Это территория, отличающаяся
какими-либо функциональными признаками.
Если регион выделяется в качестве административно-
Особую модификацию экономических законов, обусловленную своеобразием сферы действия, составляют объективные законы (закономерности) регионального развития производства. По существу, это законы общественного территориального разделения труда. В условиях организованного рынка управление формированием хозяйства регионов и региональных систем подчинено общим законам (закономерностям) их развития — целенаправленности, взаимоувязанности и результативности. Законы выражают объективную необходимость и складывающиеся тенденции регулируемого развития не только региональных хозяйственных комплексов, но и совершенствования межрегиональных пропорций хозяйства, его комплексной территориальной организации и достижения при этом высокой народнохозяйственной эффективности. Исходя из опыта регионально-хозяйственного развития, его основными конкретными законами (закономерностями), объективными тенденциями и требованиями можно считать: повсеместный территориальный рост производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; специализацию регионального хозяйства, межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков; комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификацию хозяйства регионов; межрегиональную экономическую интеграцию и укрепление экономических основ государственности (федерализма). Законы и принципы развития регионов имеют исторический характер, они выявлялись и уточнялись в ходе экономического строительства. Объективные особенности и требования регионального развития в виде его тенденций — экономических законов — служат первой научной основой региональной политики и механизма регулирования экономики регионов при переходе к рыночным отношениям. Другой научной основой, отражающей те же объективные региональные особенности, являются подлежащие выявлению, изучению и учету разнообразные факторы развития регионов и их систем — экономические, географические, исторические, организационные и другие условия, ресурсные и прочие предпосылки территориального формирования хозяйства. Если условия, предпосылки относятся к предприятиям и отраслям, то они именуются факторами размещения производства. Среди всех факторов некоторые относятся только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства) или только к региональным (например, населенность территории). Весьма разнообразны факторы рыночной среды в регионе: ресурсные — количество населения, масштабы и отраслевой состав хозяйства, формирующие платежеспособный спрос, ресурсы земли, воды, сырья, квалифицированной рабочей силы, финансовый потенциал; инфраструктурные — коммуникационно-информационная сеть, институционально-рыночные структуры (банки, биржи, и т. д.); технопарки и прочие организации, способствующие инновационной деятельности, фонды поддержки предпринимательства и т. д.; внешние — федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат.
Поскольку факторы выражаются количественно, то они используются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности, для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.
В России наиболее богаты топливно-энергетическими ресурсами, где они наиболее дешевы, районы Сибири и Дальнего Востока. Самыми эффективными отраслями обрабатывающей промышленности в Сибири являются энерго- и топливоемкие — цветная и черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, поскольку доля затрат на топливо и электроэнергию в себестоимости продукции у них наивысшая, поэтому целесообразна специализация сибирских регионов не только на добыче дешевого топлива и энергии, но и на их переработке. Такой вывод делается из сопоставления факторов развития регионов (энергообеспеченность) и размещения отраслей (энергоемкость).
Система факторов, наряду с экономическими законами, является неотъемлемой частью методологии и организации социально-экономического развития регионов и формирования региональной структуры народного хозяйства.По существу, вся региональная экономика базируется на теории факторов развития регионов и их систем. Значение факторов меняется с переходом к рыночным отношениям. При становлении в новой России современных форм и методов хозяйствования в исследованиях и планировании регионального развития оценивается влияние не только изменившейся роли традиционных факторов (природного, энергетического, транспортного, социального и др.), но и появившихся новых (геополитического, рыночного, кризисного и т. д.). Отмечается возрастание значения природного и связанного с ним энергетического факторов при определении местоположения отдельных предприятий и структуры региональных хозяйственных комплексов. Повышение значимости природных факторов обусловлено также расширением самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами.
Повысилась роль транспортного фактора. В результате опережающего роста стоимости перевозок по сравнению с издержками производства товаров и цен на них локализуются рынки товаров отечественного производства, осложняется их выход на мировой рынок. С усилением региональных различий в стоимости жизни и рабочей силы, уровне занятости, возросшей и часто не совпадающей с региональными экономическими интересами миграцией населения возрастает и влияние социального фактора на развитие регионов. В новых условиях изменились сами обстоятельства формирования региональных ресурсных предпосылок развития. Так, стоимость топливно-энергетических ресурсов зависит от ценовой и налоговой политики в отраслях ТЭК, размежевания по видам государственной собственности (федеральная, субъектов Федерации), а не только от качественных отличий месторождений топлива и их размещения. В рыночной экономике весьма поднялась роль фактора информационных ресурсов и коммуникационных систем. Оценка воздействия территориальных факторов на условия хозяйствования в регионе выражается в форме качественных и количественных характеристик, прежде всего стоимостных, дающих представление о возможностях результативной социально-экономической деятельности. Сравнительным анализом по регионам этих оценок выявляется их территориальная дифференциация по стране. Требования законов, принципов и факторов регионального развития должны строго учитываться в целевых программах и других механизмах государственного регулирования экономики регионов.
Главная цель
России в предстоящее десятилетие
— стабилизация производства, возобновление
экономического роста в
каждом регионе, повышение на этой основе
уровня жизни населения, создание научно-технических
предпосылок укрепления позиций страны
в мире. Важное регулирующее и определяющее
значение для формирования регионально-хозяйственных
комплексов имеет закон
территориального роста
производства и выравнивания
уровней экономического
и социального развития
регионов. Он предусматривает повсеместное
поступательное развитие производительных
сил на базе научно-технического и организационного
прогресса и других благоприятных факторов,
более равномерное территориальное распределение
производства, сближение различных регионов
по интенсивности хозяйственного и социального
развития, что предполагает ускоренный
подъем отсталых и депрессивных регионов,
а также имеющих особо выгодные предпосылки
развития. В условиях неравномерного роста
производства по территории важным требованием
является выравнивание региональных уровней
социально-экономического развития.
Закон территориальной
специализации, межрегиональных
связей и формирования
региональных рынков
диктует необходимость наилучшего производственного
профилирования регионов и совершенствования
межрегиональных обмена и пропорций. Он
требует обоснования наиболее эффективных
направлений развития каждого региона
в системе общегосударственного разделения
труда, способствует широкому участию
региона во внешнеэкономической деятельности.
С экономическими отношениями специализации
и межрайонных связей сопряжен закон
комплексного развития,
структурных преобразований
и диверсификации хозяйства
регионов. Этот закон требует первостепенного
внимания к решению социальных проблем,
охране и рачительному использованию
природных богатств и всей естественной
среды. Он управляет структурной перестройкой
хозяйства регионов в интересах рыночных
отношений и повышения жизненного уровня
населения, приспосабливая экономику
к конъюнктуре товарного спроса и предложения
(диверсификация). Важное значение для
ускоренного и устойчивого экономического
роста и прогрессивных структурных преобразований
приобретают требования закона
межрегиональной экономической
интеграции и укрепления
экономических основ
государственности (федерализма)
о всемерной разносторонней консолидации
хозяйства взаимосвязанных сопредельных
и отдаленных кооперационных регионов.
Экономические выгоды интеграции определяются
прежде всего масштабностью формируемых
хозяйственно-кооперационных комплексов,
широтой их состава и тесными связями.
Особо важное значение для регионального
развития имеет научно-технический
фактор. Научно-технический
прогресс способствует
более равномерному
и эффективному размещению
предприятий, отраслей
хозяйства, производственных
комплексов и тем
самым - хозяйственному,
социальному и культурному
подъему всех экономических
районов, регионов-субъектов
Федерации, городов
и низовых районов.
Успешное решение регионами социально-экономических
задач требует активного задействования
организационного фактора
— совершенствования
территориального управления.
Функции территориального, как и общего,
управления хозяйством охватывают прогнозирование
(планирование), оперативное регулирование,
координацию (согласование), учет (статистику,
информатизацию) и контроль. Для их успешной
реализации по территории необходимы
организационные формы в виде административно-