Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
104. Современные геополитические теории и школы Запада. Развитие атлантизма.
Геополитика мондиализма. Европейские школы геополитики.
Во второй
половине ХХ в. США стали самой
сильной экономической и
Ведущее место в геополитике занял тезис превосходства (предопределенного климатом) западной цивилизации над народами Евразии. Народам России, затем Германии, Ближнего и Среднего Востока приписывалась генетическая агрессивность, неприятие демократии. Утверждалось, что географическое положение континентальных держав диктует им экспансионистские цели.
СССР превращают в «империю зла», страну чуждую либеральным, демократическим ценностям. Американские ученые и политики делали вывод, что в интересах цивилизованных стран надо создать единый центр, из которого осуществлялся бы контроль за всеми процессами, протекающими в любом регионе планеты.
Наиболее
успешно геополитическая мысль
развивалась в русле
Наибольшее развитие европейская геополитическая мысль получила в период президентства Франции генерала Шарль де Голля с 1959 по 1968 гг. Континенталист по убеждениям, он предпринял попытку атлантических шагов: Франция вышла из НАТО, где доминировали США, выработала собственную геополитическую линию, включающую «оборону по всем азимутам». Укреплялись связи с СССР, усиливалось франко-германское сотрудничество, планировалось создать «Европу от Атлантики до Урала». Эта Европа виделась де Голлю как вполне суверенное стратегически континентальное образование. Появилась концепция «европейского континентализма».
1960-е гг.
положили начало созданию
Этот
процесс оказал значительное влияние
на формирование геополитической мысли.
Постепенно работы европейских геополитиков
превратились в самостоятельные
школы – в «региональную
1. Атлантизм.
Атлантизм, являясь политикой моря, не чужд и новых идей. Он связан с НТР, особенно в военной сфере. Появление новых типов оружия – стратегических бомбардировщиков, межконтинентальных, крылатых ракет и т.д. поколебали приоритет Моря и Суши. Потребовались новые доктрины, учитывающие космическое пространство, где предполагалось не только ядерного, но и плазменного, лазерного оружия. Эти новые элементы получили название аэрократии и эфироратии. Освоение двух сред, на которые совершенно не обращали внимание геополитики, оказалось продолжением талассократической теории.
История показала, что атлантизм более динамично использовал все среды, базируясь на номосе (от греч. номос. – закон, порядок) Моря. В сфере аэрократии СССР добился относительного паритета, но в «звездных войнах» не смог устоять, что во многом привело к поражению в «холодной войне», развалу содружества стран (социалистич.) Варшавского договора, распаду СССР.
2. Мондиализм.
Идеи всеединства человечества имеют давние исторические корни. Им отдали дань многие мыслители России. Ф. Достоевский, утверждал, что Россия должна собрать в братском единстве все человечество.
Концепция мондиализма возникла задолго до победы Запада над Востоком. Ее сущностью является утверждение полной планетарной интеграции. Создание единого мира.
Еще О.Конт в 1852 г. утверждал, что человечество – это всемирная родина, призванная объединить в будущем всех обитателей планеты.
К подобным идеям приходил и К.Маркс, Ф. Энгельс: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь». Похожими были концепции Л. Троцкого и Н. Бухарина.
Давнюю историю имеют притязания на американскую исключительность. Начало им положили взгляды первых переселенцев – пуритан, прибывших в Северную Америку еще в 17 веке. Они пытались реализовать библейскую заповедь «града на холме», где все поселенцы свободны. Отсюда обоснование концепции экспансии с помощью принципов свободы и демократии. От этой идеи реформировалась мысль предначертания Америки реформировать весь мир и вести его за собой. В Х1Х в. Американские политики Т. Пеше и Ч. Генн утверждали, что в ближайшем будущем США станут центром, вокруг которого все нации объединяться в единый народ.
С 1945 г. эти идеи стали основным курсом политики США. Президент Г. Трумен сказал: «Хотим мы или не хотим, но мы должны признать, что одержанная победа возложила на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром».
В наиболее жесткой форме особая миссия США была воплощена во внешней политике во время президентства Р. Рейгана и Дж. Буша. В ХХ в. Похожие идеи высказывали и политики Западной Европы, но без эгоцентризма о мировой господстве.
США стали главным идеологическим и политическим центром мондиализма. Был создан своего рода штаб по реализации этой концепции. В нем работали сотни различных советников, аналитиков, политиков. По замыслу американских геостратегов для реализации мондиализма создавались надправительственные структуры – ООН, ЮНЕСКО, их комитеты и комиссии.
Подходы к созданию ООН были намечены во время Тегеранской конференции глав трех держав (США, СССРи Великобритания), воюющих с Германией (28 ноября-1 декабря 1943 г). На Крымской (Ялтинской) конференции 3-11 февраля 1945 г. главы трех держав обговорили основные цели ООН и принципы работы ее важных подразделений.
Постепенно теория мондиализма наполнялась новым содержанием. По мнению специализированного консультанта при высшем военном командовании НАТО А. Стригаса, народы абсолютного большинства стран мира в настоящее время управляются через их политическое и военное руководство согласно распоряжениям двух глобальных центров – Трехсторонней комиссии и Бильдербергского клуба, направляющих планетарную политику ХХ1 века. Эти два центра контролируют, по мнению Стригаса, 93 % международного богатства.
Бильдербергский клуб - международный исполнительный орган, названный по имени гостиницы недалеко от голландского города Оостребеека, где состоялось его первое заседание в 1954 г. Штаб Бильдербергского клуба находится в Гааге (Голландия). В заседаниях клуба принимают участие т.наз. «протагонисты» (руководящие лица) и «супернумерарии» (внештатные работники). Последним позволяют говорить с трибуны несколько минут всегда в первый день заседаний. Руководящий комитет клуба – это обычно бывшие американские и европейские политики, среди них никогда не бывает представителей из стран третьего мира. Этот клуб контролирует 33 % мирового богатства.
Трехсторонняя комиссия была создана в 1973 г. Она образована по решению могущественного клана братьев Рокфеллеров. Комиссия выступает как основной центр мировых исследований и анализа. Она контролирует 60% мирового богатства. Комиссия управляет выборами президентов и премьер – министров.
Исполнительным органом Трехсторонней комиссии является АНБ (Агентство национальной безопасности, организованное Г. Трумэном в 1952 г.).
. УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должна одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня исходя из генеральной цели муниципальной деятельности: повышения качества жизни населения..
Базой для планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования является анализ существующей социально-экономической ситуации, включая внутреннюю и внешнюю среду. Анализ внутренней среды позволяет делать выводы об имеющихся ресурсах, возможностях, направлениях и перспективах социально-экономического развития муниципального образования. Анализ внешних условий развития, включая общую социально-экономическую ситуацию в государстве, состояние нормативно-правовой базы, систему и подходы к управлению социально-экономическим развитием в стране и конкретном регионе, позволяет диагностировать и учитывать те проблемы, которые могут возникнуть при разработке и реализации планов и программ развития муниципального образования.
В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно является действенным инструментом государственного регулирования экономического и социального развития. Управление социально-экономическим развитием России регулируется Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». В нем содержатся положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития, которые используются органами законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики. Наиболее важные положения Закона могут и должны быть использованы при разработке прогнозов, концепций и программ комплексного социально-экономического развития на муниципальном уровне. Необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленности развития страны, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства и регионального планирования могут стать методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований. Региональное прогнозирование и планирование должно предусматривать экологически обоснованное размещение производств, что напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречия между развитием производства и сохранением экологического равновесия говорить об устойчивом развитии муниципальных образований не приходится. Сегодня в стране возрождается система планирования перспективного социально-экономического развития территорий.. Стратегические планы развития — это всегда крайне сложная и ответственная тема... Вместе с тем формирование планов и программ вполне совместимо с рыночными условиями хозяйствования... практически все развитые экономики и крупнейшие бизнес-корпорации вырабатывают такие стратегии развития в рыночных условиях... Критериями состоятельности региональных программ должны быть прежде всего рост объемов производства и доходов консолидированных бюджетов регионов, а также эффективное использование имеющихся финансовых, материальных и людских ресурсов.
Создание и развитие отвечающей современным условиям комплексной системы социально-экономического планирования в стране, регионах и муниципальных образованиях, а также принятие федерального закона об организации разработки и реализации государственной региональной политики в Российской Федерации, которая должна обеспечить взаимосвязь региональных приоритетов страны с разрабатываемыми на региональном и муниципальном уровнях концепциями, стратегиями и программами развития. Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий являются целевые программы. Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации
Федеральный закон № 131-ФЗ относит к полномочиям органов местного самоуправления принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. К вопросам местного значения муниципальных образований разных типов закон относит разработку и утверждение генеральных планов развития поселений и схем территориального планирования муниципальных районов, установление правил землепользования и застройки, территориальное зонирование земель, контроль использования земель, экологический контроль и другие действия органов местного самоуправления, необходимые для реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития. Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития городов, располагающих крупным экономическим и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.
Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя прогнозирование, текущее и стратегическое планирование. Бюджетный кодекс РФ предусматривает обязательную разработку перспективного финансового плана развития муниципального образования на трехлетний (среднесрочный) период. Этот план разрабатывается на основе прогноза социально-экономического развития территории на тот же период. Прогноз разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы муниципального образования. При этом прогноз на первый год служит базой для разработки бюджета, а следующие два года являются плановым периодом, на протяжении которого отслеживаются реальные результаты заявленной экономической политики органов местного самоуправления. Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе сформулированы основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Для большинства муниципальных образований, особенно с моноотраслевым характером экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных отраслей муниципального хозяйства и социальной сферы. Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований становится все больше очевидной для органов местного самоуправления. Одна из важнейших задач стратегического планирования — предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений. Основными документами в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития. В зависимости от стоящих задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Структура этой концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического экономического развития муниципального образования.