Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
84. Особенности расселения населения России. Урбанизация, соотношение городского и сельского расселения в современной России.
Расселение населения - процесс распределения и перераспределения населения по территории и его результат - сеть поселений. Расселение населения включает размещение населения, функциональные и территориальные взаимосвязи населенных мест и миграции населения (переселение, сезонные и маятниковые миграции). Главная закономерность расселения населения - соответствие форм расселения уровню развития экономики.
Размещение населения зависит от природных факторов (климат, природные ресурсы, рельеф местности), социально-экономических факторов (уровень развития и размещения производства, транспортное обеспечение, уровень доходов населения и др.), этнических, демографических факторов и исторической обусловленности.
По территории страны население размещено неравномерно: 78% россиян проживают в европейской части страны, 22% - в Сибири и на Дальнем Востоке. При этом территория азиатской части России (Сибирь и Дальний Восток) составляет около 75%, а европейской - 25%. То есть плотность населения различается по территории страны. (под плотностью населения понимается численность населения, приходящаяся на единицу площади, как правило, на 1 кв. км). Заселенность территории является и фактором и результатом ее экономического развития.
Городское и сельское население. В зависимости от типа поселения (населенного пункта) - город или село - все население делится соответственно на городское и сельское. К категории городских поселений в России относятся города и поселки городского типа. Критерии отнесения населенных мест к городским поселениям устанавливаются государством, в разных странах они различные. В РСФСР в советский период основными критериями являлись: 1) минимальная численность населения; она должна была составлять не менее 12 тыс. человек в городах и 3 тыс. человек в поселках городского типа; 2) доля занятого населения вне сельского хозяйства в общей численности населения; она должна была составлять не менее 85%. Кроме того, учитывается административное значение населенного пункта, степень развития промышленности, коммунального хозяйства, сети культурно-бытовых учреждений, благоустройство, перспективы развития населенного пункта. В настоящее время единого критерия отнесения населенных пунктов к разряду городских для всей страны не существует, так как каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает для себя такие критерии. За основу, как правило, берется минимальный численный ценз - количество жителей в населенном пункте.
Городское население России составляет 73% от общей его численности. Процесс повышения роли городов называется урбанизацией. Урбанизация влечет за собой субурбанизацию - рост и развитие вокруг крупных городов их городов-спутников, которые формируют агломерации. В настоящее время все более интенсивно идет процесс рурбанизации - распространение городских форм и условий жизни на сельскую местность. В широком смысле слова рурбанизация является составной частью урбанизации.
Сельское население России составляет 27%. Размещение сельских поселений зависит от природно-географических факторов, в первую очередь от почвенных и климатических условий. Наиболее высокая концентрация сельского населения в Северо-Кавказском (45,1%) и Центрально-Черноземном (37,4%) экономических районах, где имеются наиболее благоприятные условия для сельскохозяйственного производства.
Городское
и сельское население различается
по демографическим
.
Распад СССР, переход без достаточной подготовки к новой модели политического и экономического устройства и дестабилизирующие факторы унаследованной экономики (как следствие директивного планирования, сыгравшего прежде огромную положительную роль, но превратившегося в тормоз развития) породили в России жесточайший экономический кризис. Он выразился в глубоком падении производства и резкой деформации его структуры (повышение доли торгово-посреднических и других услуг, топливно-энергетического комплекса, снижение доли промышленности и строительства, машиностроительной и легкой отраслей и т. д.), что вызвало серьезное ухудшение социальной обстановки. Разрушительные процессы в экономике превалировали над созидательными. В самом конце 90-х годов наметились тенденции улучшения экономической обстановки. Под воздействием роста экспорта, ускорения импортозамещения, относительного сокращения производственных издержек и т. д. установилась положительная динамика промышленного производства и ВВП, улучшилось финансовое состояние реального сектора экономики. Наиболее объективное представление о сложившейся ситуации, анализ которой используется при выработке региональной политики, дают характеристики региональных уровней экономического и социального развития. Уровни регионального развития экономики принято определять по показателям среднедушевого производства национального дохода, валового внутреннего продукта, валовой промышленной и сельскохозяйственной продукции и соответствующими территориальными индексами, где базой является среднероссийский уровень. Западная Сибирь и Европейский Север лидируют главным образом из-за форсированного роста нефтяной и газовой отраслей, ориентированных на экспорт, Северный Кавказ попал в разряд сильно депрессивных и отсталых регионов в результате острых межнациональных конфликтов, дестабилизировавших хозяйство. Экономическое положение «благополучных» регионов связано во многом с использованием выгод их специализации, позволяющих повышать цены на выпускаемую продукцию, а не с улучшением хозяйственной деятельности. Бедствующие регионы испытывают влияние сложных условий адаптации к рынку из-за низкого стартового уровня и малоресурсности. Экономическое состояние регионов определяет их социальное положение. Обобщающее представление об этом дает сопоставление полученных доходов с прожиточным минимумом, т. е. покупательная способность денежных доходов. К «богатым» относятся 4 региона - субъекта Федерации с высокой обеспеченностью населения доходами (более 5 прожиточных минимумов в среднем на человека) — Москва, Тюменская область и входящие в нее Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (главные нефтегазодобывающие районы России). Регионы относительно «благополучные» (2-3 прожиточных минимума) включают крупные индустриальные районы на Северо-Западе и Европейском Севере - Санкт-Петербург, Новгородская,
Мурманская, Вологодская области, республики Карелия и Коми; в Центре и на Волго-Вятке — Смоленская, Калужская, Тульская, Орловская области; в Центральном Черноземье — Липецкая, Белгородская области; на Урале и в Сибири - Пермская, Свердловская, Омская, Томская, области, Красноярский край, а также 2 региона Северного Кавказа — Ростовская область и Ставропольский край. Большая часть регионов принадлежит к «неблагополучным». Особенно в тяжелом положении находятся «бедные» регионы (менее 1,5 прожиточного минимума на человека), к которым относятся республики Северного Кавказа; приволжские — Калмыкия и Марий Эл; ряд районов Южной Сибири - Алтайский край, Хакасия, Тыва, Бурятия, Читинская область, а также Дальнего Востока. Все остальные регионы образуют группу «малой обеспеченности» (от 1,5 до 2 прожиточных минимумов), среди которых оказались индустриальные районы, во многом пострадавшие из-за свертывания ВПК — Московская, Ленинградская, Брянская, Воронежская, Волгоградская и др. Две последние группы регионов особенно испытали удары инфляции и социального расслоения.
К важным индикаторам региональных социальных условий относятся еще два показателя. Первый — состояние экологии (загрязненность воздуха и воды). Наибольшие выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдаются прежде всего в крупнейших промышленных центрах, сосредоточивающих мощные тепловые электростанции, металлургические и химические заводы. Так, по загрязняющим выбросам на первом месте находятся районы Урала, Восточной и Западной Сибири, на втором - районы Европейского Севера, Центра и Поволжья. Второй показатель — криминогенная обстановка. По числу зарегистрированных преступлений на 100 тыс. жителей первые пять мест занимают районы Дальнего Востока и Забайкалья — Сахалинская область, Бурятия, Еврейская автономная область, Магаданская область и Хабаровский край. Повышенный уровень преступности наблюдается в некоторых районах Сибири и Урала, а также в Приморском крае. Растущая трансформация экономического пространства в период реформ - усиление его социально-экономической неоднородности (разрывов региональных уровней) и ослабления межрегиональных связей — представляет серьезную угрозу территориальной целостности России, ее экономической и национальной безопасности. Преодоление этих разрушительных процессов возможно на путях сближения регионов (прежде всего на основе укрепления экономической базы и активного включения в рынок отстающих регионов), а также форсирования мер интеграции в рамках новой стратегии территориального развития (среди них уже реализованная - создание макрорегиональных комплексов в виде федеральных округов). В новой обстановке сильно сказываются и еще долго сохранятся влияние различных стартовых условий регионов при вхождении в рынок и неоднозначные возможности адаптации к нему. Отсюда необходимость дифференцированного подхода в региональной политике. Для выработки и реализации целенаправленной региональной политики и территориального хозяйственного механизма, в частности, бюджетных трансфертов и государственных региональных программ, а также. проведения регулярного мониторинга социально-экономического состояния возникает потребность в определении различных типов проблемных регионов, т. е. регионов, требующих особого внимания государства ввиду стратегической важности или бедственного положения.
По
признакам масштабности и периодичности
решения проблем различается интегральная
типология тактического и стратегического
характера. Первая может быть использована
для разработки практических мероприятий,
включая механизм регулирования по выходу
из кризисных ситуаций, стабилизации экономики
и социальной сферы и т. д. на ближайшие
годы. В этой связи целесообразно выделить
районы опорные, депрессивные, слаборазвитые,
самообеспечивающие и т. п. Стратегическая
типология регионов предназначена для
разработки долговременной политики их
социально-экономического развития. В
указанных целях следует различать регионы
старопромышленного (постиндустриального),
переходного («среднего поколения») и
осваиваемого типов. Не исключено использование
смешанной — тактическо-стратегической
типологии. Могут выделяться регионы и
по другим признакам, в зависимости от
целей типологии. Важное направление типизации
— определение регионов применительно
к решению отдельных задач экономической
реформы. Например, по формам ресурсно-товарного
обмена выделяются регионы, осуществляющие
преимущественно бартерные связи сплошного
и выборочного характера, или по состоянию
финансово-бюджетной базы регионы с достаточными
и стабильными в основном финансовыми
ресурсами и дефицитом их, особенно бюджетных
средств. Таким образом, универсальной
типологии регионов нет, есть целевая
типология. С учетом территориальной
дифференциации социально-экономического
положения целесообразно проводить региональную
политику применительно к 5 группам
достаточно выраженных проблемных
регионов России: развитые, депрессивные,
слаборазвитые, особые и нового освоения.
Кроме того, отдельный тип представляют
регионы особо важного стратегического
значения. Каждый из названных типов
регионов отличается своим, свойственным
ему, комплексом проблем, решение которых
требует от федеральных и территориальных
органов власти применять дифференцированные
подходы к стимулированию экономической
активности и оказанию государственной
поддержки.
Основой
типологии является уже рассмотренная
трехзвенная группировка
Первый этап (2000—2003 гг.) экономический курс нацеливается на углубление структурных реформ, укрепление рыночного начала в экономике, преодоление диспропорций и завершение переходного периода. Одним из важных направлений курса - активное содействие социально-экономическому развитию регионов, в том числе снижению дифференциации уровня жизни населения в региональном разрезе.
Второй этап (2004—2007 гг.) характеризовался ускоренным развитием на основе достигнутых структурных сдвигов в экономике. Прежде всего максимально возможном ускоренном обновлении материально-технической базы, резком повышении эффективности и конкурентоспособности производства. Для выхода России на адекватные ее потенциалу позиции в мировой экономике необходимо достижение темпов экономического развития, по крайней мере вдвое превышающих среднемировые.
На
третьем этапе (2008-2015 гг.) приоритетом
устанавливается обеспечение долгосрочного
экономического равновесия, характеризующегося
стабильными темпами роста и постоянным
обновлением технологической и производственной
структур экономики. Предполагается, что
это станет основой достижения главной
цели — ускоренного роста уровня жизни
всех слоев населения. Реализация указанных
радикальных установок, несомненно, потребует
сочетания традиционных, «постепенных»
рыночных механизмов с активными «прорывными»
методами государственного регулирования
экономики, в том числе на региональном
Уровне. Под региональной
политикой понимается система
целей и задач органов
государственной власти
по управлению политическим,
экономическим и социальным
развитием регионов
и всей региональной
системы, а также механизм
их реализации.