Автор: r****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 16:19, шпаргалка
Экзамен 2011
93. Особенности территориальной организации транспортной системы РФ.
Транспорт
- особая сфера материального
Основные виды транспорта - железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный - образуют единую транспортную системы РФ. Современная структура транспортной сети сложилась под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной системы обусловлено некоторыми социально-экономическими факторами: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением основных транспортно-экономических связей, расположением крупных рекреационных и туристических центров. Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.
Для нашей страны с ее огромными пространствами, суровым климатом и масштабными перевозками массовых грузов на большие расстояния преобладающее значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта, в первую очередь, относятся железнодорожный и трубопроводный: именно на них приходится основной объем грузовой работы отечественного транспорта. Внутренний водный и автомобильный транспорт в России имеют значительно меньшее значение, чем в странах Европы, США и Японии. Первый - по причине относительно короткого навигационного периода на большинстве рек страны (из-за их замерзаемости), второй - в результате более слабого развития автодорожной сети и меньшей автомобилизации экономики.
Железнодорожный транспорт занимает одно из ведущих мест в грузообороте и пассажирообороте страны. Это обусловлено рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:1) Он характеризуется довольно свободным размещением, по территории, надежностью, "всепогодностью", регулярностью.
2) Благодаря большой грузоподъемности и относительной дешевизне, позволяет осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров.
3)
Позволяет экономить жидкое
4)
Он наиболее эффективен в
Морской транспорт играет
Речной
(внутренний водный) транспорт играет
относительно небольшую роль в перевозке
грузов, что связано с несовпадением основных
направлений грузоперевозок (восток -
запад) и течение большинства рек (юг -
север) и сезонным характером его работы.
Его достоинством является низкая себестоимость
перевозок. Он эффективен для транспортировки
массовых грузов - минерально-строительных
материалов, леса, нефти и нефтепродуктов,
угля, зерна. Большая часть грузооборота
речного транспорта приходится на европейские
районы страны (Волжско - Камский бассейн).
Большое значение для развития этого вида
транспорта имело создание единой глубоководной
системы страны и строительство Беломоро-Балтийского,
Волго-Балтийского, Московско-Волжского
и Волго-Донского каналов. Это создает
возможности для транзита грузов из европейских
стран в государства Индийского океана
(через Каспийское море). Огромна роль
этого вида транспорта в завозе грузов
в северные районы азиатской части страны
в связи с их крайне слабой инфраструктурной
освоенностью (бассейны Оби и Иртыша, Енисея,
Лены).Автомобильный транспорт используется
преимущественно для перевозки немассовых
("штучных") грузов на короткие расстояния,
что обусловлено довольно высокой себестоимостью
перевозок и его малой грузоподъемностью.
Однако он позволяет доставлять товары
без перегрузок ("от дверей до дверей").
Автодорожная сеть страны развита относительно
слабо: около 1/3 сельских населенных пунктов
не связаны с дорогами общего пользования,
качество автодорог невысокое.Воздушный
транспорт имеет самую высокую себестоимость
перевозок, в связи с чем его роль в грузообороте
и пассажирообороте ограничена. Он используется
для перевозки срочных и наиболее ценных
грузов, а также доставки пассажиров в
отдаленные районы страны.Трубопроводный
транспорт имеет наименьшую себестоимость
перевозок и используется для транспортировки
углеводородного сырья. Его преимуществами
являются также: возможность круглогодичной
работы, минимальные потери при транспортировке,
высокая пропускная способность, возможность
прокладки трубопроводов по кратчайшему
расстоянию вне зависимости от рельефа
территории. Развитие сети магистральных
нефте- и газопроводов связано с географией
добычи соответствующего сырья и районов
их потребления.
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.
Такое разграничение является одним из конституционных принципов федерализма (статья 5). Разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется Конституцией РФ, Федеративным договором, другими договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации 31 марта 1992 года подписан Президентом РФ и главами исполнительной власти субъектов РФ (за исключением Татарстана и Чеченской республики) и включён в действовавшую Конституцию Российской Федерации - России.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, иначе, чем Федеративный договор разграничила предметы ведения РФ (статья 71), совместного ведения (статья 72) и ведения субъектов РФ (статья 73). Действие большинства положений Федеративного договора перекрыто Конституцией РФ, в случае несоответствия Федеративного договора и других договоров между органами государственной власти РФ и её субъектов действуют положения Конституции РФ. Договоры и соглашения подписываются уполномоченными представителями РФ и субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" (1999) и рассматриваются в Совете Федерации, в законодательных (представительных) органах субъекта РФ. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий подписываются уполномоченными представителями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ на основании федеральных законов или при их отсутствии с условием последующего приведения в соответствие с федеральным законом после его принятия. Предметом договора могут быть конкретизация предметов ведения и полномочий, условия и порядок их осуществления, вопросы взаимодействия. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ могут по соглашениям передавать друг другу осуществление части полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам, соглашения подписываются на основании федеральных законов или договоров. Договоры и соглашения не могут перераспределять предметы ведения, установленные Конституцией РФ, в случае противоречия договоров и соглашений Конституции РФ и федеральным законам действуют положения Конституции РФ и федеральных законов. Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения
Предметы ведения РФ — закрепленный в федеральной Конституции круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. П.в. РФ — это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой "в ведении РФ находятся" обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.). Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим.
По П.в. РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ П.в. РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ.
|
Законодательство (статья 74 Конституции РФ).
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (а также в соответствии с ними - подзаконные правовые акты), причём федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы (а также в соответствии с ними - подзаконные правовые акты) и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные (подзаконные) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ и совместного ведения, в случае противоречия действует федеральный закон. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам ведения субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Данное положение не вполне согласуется с верховенством Конституции РФ и федерального закона, но федеральные законы по вопросам ведения субъектов РФ принимаются крайне редко, например, в тех случаях, когда отсутствие надлежащего законодательства субъектов РФ приводит к нарушениям прав граждан.
Наряду с вопросами совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, присутствуют вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. При противоречии федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в области исключительного ведения субъектов Российской Федерации действуют законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. При противоречии федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в области совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации действуют законы и иные нормативные акты Российской Федерации.