Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач: рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории; изучить основные модели поведения потребителей в экономике.

Содержание

Введение
1. Потребительское поведение как объект экономической теории
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 388.47 Кб (Скачать)

 

                            P

 

                                                                                          D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4 Кривая спроса Гиффена

 

В данном случае положительный эффект дохода превышает  отрицательный эффект замены.

 

 

2.2. Нестандартное  поведение потребителей на рынке

 

 

          Многовековой опыт функционирования  рыночной  экономики показывает, что в повседневной действительности  закон спроса не имеет абсолютного  значения. Поведение потребителя  не всегда вкладывается в данные  рамки. Необходимо знать о наличии  нескольких и весьма поучительных  отклонений.

 

          Первое отклонение касается так  называемых «низших товаров». Как  правило, это товары первой  необходимости или «товары для  бедняков». Применительно к данной  группе товаров при повышении  цены величина спроса на них  не сокращается, а наоборот, даже  возрастает. В экономической литературе  такое отклонение получило название  «парадокса Гиффена» (по имени  американского экономиста Роберта  Гиффена), которое мы начали рассматривать  в предыдущем пункте данной  главы (4, 66 с).

 

          Так, вряд ли мы сократим  потребление, допустим, картофеля,  если цены на него возрастут,  так как данный продукт относится  к товарам первой необходимости.   Если к тому же произойдёт  повышение цен и на другие  продукты питания (мясо, бакалея), то спрос на картофель даже  повысится, так как здесь в  известной мере скажется действие  эффекта замещения. Кривая спроса  будет иметь возрастающий вид  (см. рис. 2.4).

 

          К товарам высшей категории  относятся, как правило, такие  товары, снижение цен на которые  ведёт к снижению величины  спроса на них. Это преимущественно  предметы роскоши. Оказывается,  что данные товары покупают  не только ради их высоких  потребительских свойств. Дело  в том, что через обладание  такими особыми и престижными  экономическими благами потребитель  стремится подчеркнуть достижение  им высокого социального статуса.  Из-за высокой цены такие экономические  блага недоступны для широкой  публики, и в этом заключается  их основная привлекательность  для потребителя. В итоге, чем  ниже цена, тем ниже объём спроса. (6, 77 с).

 

          Для рассмотрения данного эффекта  в качестве примера можно взять  дорогие ювелирные изделия с  бриллиантами. Данные украшения  будут приобретать люди определённого  статуса, которые таким образом  хотят подчеркнуть его. При  снижении цен на данное благо                          будет наблюдаться снижение спроса  на него, так как данный товар  смогут прибрести так же люди  с более скромными доходами  и это уже не будет таким  престижным , как было до снижения цены. В данном случае кривая спроса будет иметь следующий вид:

 

 

                              P                                                     D     

 

 

 

 

         

 

                                                    

 

                                                       

 

 

 

 

 

                                O                                                            Q

 

Рис. 2.5 Кривая спроса предметов роскоши

 

Данный эффект в экономической литературе получил  название «эффекта сноба» или «эффекта Веблена» (по имени известного американского  эконо-

 

миста и социолога  Торстена Веблена).

 

К нестандартному поведению потребителя так же относится ситуация «инфляционных  ожиданий». Покупатели психологически настроены на хронический рост цен. Увеличение спроса имеет место даже при постоянном  росте цен. Люди на строены на дальнейшее повышение  цен и пытаются как можно скорее «избавится» от своих денег. Подобная ситуация наблюдалась в Республике Беларусь в 1993 – 1994 годах. Если до этого  периода, например, на 22 тысячи рублей можно было купить две машины «Москвич», то после – 3 буханки хлеба. И не смотря на это, мы наблюдаем рост спроса в этиот период. Люди боятся, что все их сбережения «сгорят».Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий. Население опасается, что завтра последует очередной скачок рыночных цен и денежные средства, имеющиеся в его распоряжении заметно обесценятся. Так как ожидается, что завтра станет ещё хуже, поэтому сегодня многие предпочитают делать те покупки, которые на самом деле не являются столь необходимыми. Кривая спроса будет иметь вид, указанный на рис. 2.5.

 

В качестве нестандартного поведения потребителя  можно также рассматривать ситуацию «эффекта присоединения к большинству» или «эффект вагона». В данном случае цена на товар не изменяется, но товар престижный, поэтому постоянно  увеличивается объем спроса. Покупатель стремится быть не хуже других, то есть отличаться от других. Стремление присоединиться  к большинству приводит к тому, что круг покупателей расширяе6тся, а объём спроса при той же цене непрерывно увеличивается. Чем больше данный товар приобретают другие люди (соседи, знакомые, друзья и т. д.), тем больше покупает и наш знакомый потребитель(4, 67 с).добная ситуация связана с модой. Допустим, в этом сезоне в моде сапоги и туфли с круглыми носами и кондовыми каблуками и все женщины стремятся приобрести данную обувь, что бы не быть хуже других модниц.

 

Все вышеприведённые  примеры нестандартного поведения  потребителей  ни в коем случае не ставят под сомнение закон спроса. Они лишь обращают наше внимание на то, что объём спроса зависит не только от цены, но и от других факторов, включая денежные доходы, вкусы и  предпочтения потребителей.                     

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

         Написав курсовую работу, я пришла  к следующим основным итогам  и выводам: зарождение учений  о потребительском поведении  носят не стихийный, а поступательный  характер.   Зарождение теории  потребительского поведения связано  с двумя теориями: ординалистской  и кардиналистской. Они рассматривают  потребительский выбор с точки  зрения полезности блага. 

 

         В соответствии с количественной  теорией полезность от потребления  зависит лишь от количества  потребляемых единиц данного  товара. Здесь обнаруживается стремление  измерить полезность вещи подобно  весу в неких условных единицах. При порядковом подходе главное  – не измерение полезности, а  упорядочение различных наборов  товаров с точки зрения их  предпочтительности.

 

         Поведение потребителя зависит  от уровня цен и доходов.  Это можно рассмотреть с помощью  эффекта замещения и эффекта  дохода, которые могут изменяться  в разных направлениях в зависимости  от типа товара. Прежде всего  отмечу, что эффект замены всегда  отрицателен: снижение цены товара  ведет к увеличению его потребления,  и наоборот. При этом потребление  другого товара или группы  товаров характеризуется обратным  движением. Эффект дохода может  быть отрицательным для нормальных  товаров и положительным для  некачественных товаров (чем выше  реальный доход потребителя, тем  в меньшей степени он будет  склонен к приобретению таких  товаров). Вместе с тем для большинства  некачественных товаров отрицательный  эффект замены превышает положительный  эффект дохода, так что общий  эффект замены цены будет все  же отрицательным. Лишь в случае  с товарами Гиффена положительный  эффект дохода превышает отрицательный  эффект замены.

 

С давних времен люди заметили, что поведение потребителя  на рынке носит неоднозначный  характер, то есть не всегда оно подчиняется  закону спроса, в котором есть свои исключения, которые необходимо учитывать  при продвижении товара на рынок  во избежание многих ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.     Гребенников Э. И.,Леусский А.  И., Тарасевич Л. С. Микроэкономика / Общ. Ред. Л. С. Тарасевич.  СПб.: Издательство СПб УЭФ, 1996. –  356 с.

 

2.     История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 784 с.

 

3.     История экономических учений: Учебное  пособие / Г. А. Шмарловская,  А. Н. Тур, Е. Е. Лебедько  и др.; Под общ. Ред. Г. А. Шмарловской. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2001. – 340 с.

 

4.     Лемешевский И. М. Микроэкономика (Экономическая теория. Ч.2.) Учебное пособие для вузов. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. – 720 с.

 

5.     Майбурд Е. М. Введение в  историю экономической мысли.  От пророков до профессоров.  – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – 544 с.

 

6.     Микроэкономика: Учебное пособие  / М. И. Плотницкий, А. К. Корольчук, Л. В. Лемешевская, М. К. Радько; Под ред. М. И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. – 427 с.

 

7.     Научитель М. В. История экономических  учений. – Мн.: ИООО «Право и  экономика», 2003. – 460 с.

 

Ординалистская  теория потребительского поведения

 

Ординалистская, или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что  потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления  блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции  их предпочтительности. Принимая этот тезис, необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная  экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

 

1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида.

 

2. Сравнимость  предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага равноценны.

 

3. Транзитивность  предпочтений. Принимая решение  о покупке, потребитель должен  последовательно переносить свои  предпочтения с одних благ  на другие. Если человек предпочитает  благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением X и Z.

 

Каждый потребитель  желает приобрести различные блага, и в реально потребляемых наборах  число видов благ достаточно велико. Однако для изучения закономерностей  процессов потребления можно  ограничиться всего двумя благами.

 

Рассмотрим  графическую интерпретацию ординалистской теории потребительского поведения, которая  опирается на построение кривых безразличия, характеризующих систему предпочтений потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

http://profismart.ru/web/bookreader-102602.php

Поведение потребителей. Шпаргалка

    Настоящее  издание поможет систематизировать  полученные ранее знания, а также  подготовиться к экзамену или  зачету и успешно их сдать.

    Пособие  предназначено для студентов  высших и средних образовательных  учереждений.

 

http://xreferat.ru/53/3205-2-teoriya-potrebitel-skogo-povedeniya-i-sprosa.html

Теория  потребительского поведения и спроса

 

Содержание

 

 

Введение

 

1. Потребительское  поведение как объект экономической  теории

 

1.1 Теория  потребительского поведения

 

1.2 Фазы поведения  потребителей

 

2. Основные  модели поведения потребителей  в экономике

 

2.1 Модель  экономического человека

 

2.2 Типологии  рациональности и следования  своим интересам

 

2.3 Поведенческие  предпосылки, принятые в современном институционализме

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

 

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор  товаров с учетом цен и личного  бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние  прослеживается через особенности  потребительского поведения, которое  учитывает предприниматель в  ценовой политике. Предприниматель  должен достаточно определенно знать, на сколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

 

Поведение покупателей, их выбор в мире товаров имеет  сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну  товаров и иными субъективными  предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим  факторам: общей численности населения  данного региона; распределение  по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости  и образу жизни и т.д.

Информация о работе Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения