Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 21:23, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.
Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности воздействия на него производителем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….……….2
Контрольный теоретический вопрос:
Кривые безразличия………………………………….…………….3
Бюджетная линия……………………………………….……………6
Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений…………………………………………………………….8
Вывод……………………………………………………………………………….………10
Контрольные тестовые задания……………………………………………..11
Задача………………………………………………………………………………………12
Список используемой литературы………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

контрольная работа..docx

— 740.82 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

Контрольная работа

 По микроэкономике.

«Теория потребительского поведения»

 

 

 

 

Проверил:

Работу выполнил:

Факультет:

Группа: Личное дело:

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………………….…….……….2
  2. Контрольный теоретический вопрос:
      1. Кривые безразличия………………………………….…………….3
      1. Бюджетная линия……………………………………….……………6
      2. Равновесие потребителя в условиях бюджетных ограничений…………………………………………………………….8
  1. Вывод……………………………………………………………………………….………10
  1. Контрольные тестовые задания……………………………………………..11
  2. Задача………………………………………………………………………………………12
  3. Список используемой литературы………………………………………….15

 

 

Введение:

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так  и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической  системы.

Цель работы: определить факторы, влияющие на выбор  потребителя.

Задачи работы состоят в определении особенностей потребительского выбора и возможности  воздействия на него производителем.

Теория потребления  изучает принципы рационального  поведения покупателей на рынке  товаров и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

Потребители товаров и услуг - это люди, группы людей, а также организации различного масштаба и профиля деятельности, использующие товары и услуги. Избиратели, домашние хозяйки и домохозяйства, малые фирмы и глобальные компании, страны или нации, международные организации и даже мировое сообщество в целом – все они могут рассматриваться как потребители конкретных товаров в материальной форме и услуг.

Нарастающая интенсивность конкуренции глобализующихся  рынков закономерно обращает интересы производителей товаров и услуг  в разных странах к исследованию механизмов поведения потребителей и к возможностям использования  этих механизмов для достижения своих  целей.

Основными агентами на рынке готовой продукции являются домохозяйства и фирмы. Поведение  домохозяйств определяет спрос на товары и услуги. Поведение фирм-производителей характеризует предложение товаров  и услуг. В данной работе будут рассмотрены факторы, обусловливающие спрос.

Эта проблемы представляет не только теоретический, но и практический интерес. Как потребителю  сориентироваться среди обилия товаров  и услуг, как сделать выбор, при  котором полезность была бы максимальной, а затраты – минимальными? Потребители  чаще всего ищут ответы на эти вопросы  интуитивно, на основе опыта, методом  проб и ошибок. Предприниматели расходуют  на изучение спроса немало средств, пытаясь  понять особенности потребительского выбора и воздействовать на поведение  домохозяйств.

1. Кривые безразличия:

В маржиналистской  теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. В  каких единицах будут оцениваться  и сопоставляться предельные полезности благ? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности. Однако эти поиски не увенчались успехом  и чаще всего при сравнении  использовались денежные оценки полезности. Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы  и предложили иной подход — измерять субъективную полезность с помощью  не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя  или ранг потребляемого блага[1.]

Кривая безразличия  — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджворту1 и Вильфредо Парето2.[2.]

1, 2). Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой) полезности внесли Ф.Эджуорт, В. Парето, Е. Слуцкий, Р. Аллен и Дж. Хикс. Эти ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистская теория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя (ординалистская теория). При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ (2 блага рассматриваются в целях упрощения). Кривая безразличия показывает различные комбинации 2-х экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя. [3.]

Итак, Кривая безразличия – это изображение  на плоскости множества наборов  товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества  потребителю безразлично, какой  из наборов взять (рис. 1)

Свойства  кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции:

1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).

Предположим, что i – кривая безразличия для  этих товаров. Все наборы товаров, находящиеся  на кривой безразличия i во II и IV квадрантах, идентичны набору А. Все наборы I-го квадранта будут предпочтительнее, чем набор в точке А, а все наборы III-го квадранта будут менее предпочтительнее, чем набор А.

3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

4. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.

Карта безразличия  – набор кривых безразличия, где  каждая кривая безразличия, находящаяся  выше, чем исходная, является более  предпочтительной.

Точка А предпочтительнее, чем С, так как А дает больше х и y (чем больше, тем лучше, по предположению) (рис. 2).

5. Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Предельная норма замещения товаром Х товар Y (MRSХ,У) – количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным [4.]

  1. кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;
  2. абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения3;

Рис.1 Кривая безразличия                                                 Рис.2 Кривые безразличия

3).Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. [5.]

Бюджетная линия:

Карта безразличия  представляет собой графическое  изображение системы предпочтений потребителя. Потребитель стремится  приобрести товарный набор, принадлежащий  наиболее удаленной от начала координат  кривой безразличия. Однако выбор потребителя  зависит не только от предпочтений, но и от экономических факторов. Потребитель старается максимизировать  полезность, но он ограничен бюджетом.[6.]

Таким образом, кривая безразличия показывает, что  потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия показывает, что потребитель может купить. Комбинация кривой безразличия и бюджетной линии определяет, что потребитель вероятнее всего купит, поскольку его желания совпадут с его возможностями.

Бюджетная линия определяет возможности потребителя. Она представляет собой прямую линию с отрицательным наклоном, отображающую множество наборов из двух продуктов, требующих одинаковых затрат на их приобретение. Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя и соотношение цен приобретаемых товаров. (Рис. 3) [7.]

Бюджетная линия  обладает следующими свойствами:

      1. изображается прямой линией;
      2. имеет отрицательный наклон;
      3. наклон равен обратному соотношению (взятому с отрицательным знаком) цен двух товаров;
      4. при различных расходуемых суммах Б. л. параллельны.

Уравнение этой линии имеет простую форму (q1 и q2 — количества товаров вида 1 и 2; p1 и p2 — их цены; Z — общий расход):

Z = q1p1 + p1p2 =∑ qipi (i=1,2)

Рис 3. Бюджетные  линии, соответствующие разным уровням  дохода

3. Равновесие потребителя в условиях  бюджетных ограничений:

Равновесие  потребителя - точка, в которой потребитель  максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель  хотел бы купить, а бюджетная линия - что потребитель может купить, то в своем единстве они могут  ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки  при ограниченном бюджете. Кривые безразличия  и бюджетная линия используются для графической интерпретации  ситуации, когда потребитель максимизирует  полезность, получаемую им от покупки  двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

  1. находиться на бюджетной линии;
  2. предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия  и их реализация обеспечивают оптимальный  выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную  линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис.4

Потребитель может свободно выбрать любую  точку на линии NM. Точки, расположенные  правее и выше М, недоступны, ибо  им соответствует доход больший, чем тот, которым располагает  потребитель. Точки, расположенные  левее и ниже NM, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.

Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена  на кривой безразличия наиболее высокого из возможных уровня. На рис. 4 такой  точкой является точка В. В точке  В бюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания норма замещения  равна отношению цен PF/ Pc. Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно в точке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительный из доступных для потребителя набор находится в точке В.

Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия  касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения  потребителя точно равна наклону  бюджетной линии. [8.]

Рис. 4. Равновесие потребителя

 

 

Вывод:

Итак, количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно  индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода  лежит не объективное измерение  полезности, а субъективные оценки потребителей. Относительно способности  индивида количественно оценивать, хотя бы только для себя, полезность приобретаемых им благ высказывались  сомнения с момента появления  этой теории. [9.]

Согласно  количественной теории потребительского поведения, рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет  максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы  соотношения предельных полезностей  потребляемых им товаров в расчете  на цену этих товаров были равны.

Информация о работе Теория потребительского поведения