Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Цель написания контрольной работы: изучение теории потребительского поведения. Из цели следуют задачи: раскрыть понятие предельной полезности; сформулировать закон убывающей предельной полезности; объяснить правило максимизации полезности; исследовать положение потребительского равновесия в современных условиях.

Содержание

Введение.
Полезность и ее виды.
Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения.
Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения.
Заключение.
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

    План 

  1. Введение.
  2. Полезность и ее виды.
  3. Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения.
  4. Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения.
  5. Заключение.
  6. Задание №2
  7. Задание №3
  8. Задание №4
  9. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ. 

    В процессе своей жизнедеятельности  человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности.  Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.

          Цель написания контрольной  работы: изучение теории потребительского поведения. Из цели следуют задачи: раскрыть понятие предельной полезности; сформулировать закон убывающей предельной полезности; объяснить правило максимизации полезности; исследовать положение потребительского равновесия в современных условиях. 
 
 
 
 
 

        1.ПОЛЕЗНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ. 

    Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.

    Полезность  блага (U) - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. субъективное его восприятие. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны. Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого товара.

                 

              где U - полезность товара;

                     Q - количество товара.

    В экономической теории различают  предельную и совокупную полезность.

    Предельная  полезность (MU) - это полезность последней единицы блага, имеющейся в распоряжении потребителя. Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, т.к. растет степень удовлетворения потребностей (рис. 1). За пределами оси абсцисс (Q) полезность становится отрицательной. Предельная полезность тем выше, чем меньше имеющееся количество блага по сравнению с потребностью. Если же предельная полезность равна нулю, значит благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить потребность.

          Рис. 1. Кривая предельной полезности

    Падение предельной полезности по мере приобретения потребителем дополнительных единиц определенного  товара известно как закон убывающей предельной полезности. Это первый закон Госсена. Суть этого закона в том, что предельная полезность каждой следующей единицы блага, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы.

    Совокупная  (общая, суммарная) полезность (АU) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ. Совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

                 

    Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику совокупной полезности, приносимой всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 2).

          Рис. 2. Кривая совокупной полезности

    Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь  необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги.

    Дело  в том, что вода имеется в изобилии, а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена, и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено, и их предельная полезность высока, поэтому и цена воды низкая, а алмазов - высокая.

    Всякий  потребитель стремится к получению  максимальной полезности от потребления  блага. Однако, если благо и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность  приобретения блага. Это - цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение).

    Поскольку величины дохода и цены заданы, то потребитель  не может купить все те блага, которые  ему хотелось бы. Бюджетное ограничение  и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляют потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

    Потребитель, который стремится максимизировать  совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения, определяемого уровнем его дохода и существующими ценами, - это рациональный потребитель.

    Таким образом, теория потребительского поведения  предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит  из того, что потребитель ведет  себя рационально, т. е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств).

    Потребительский выбор - оптимальный выбор, обеспечивающий достижение потребителем наибольшей полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

    Существуют  две версии теории потребительского поведения: количественная, или кардиналистическая (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);

    порядковая, или ординалистическая (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.).

    2.КОЛИЧЕСТВЕННАЯ (КАРДИНАЛИСТИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

    Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения опирается непосредственно на понятие полезности и исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "ютиль" (от англ. - utility - полезность).

    Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С (табл.1). Цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части таблицы.

        

                Табл. 1.

    Из  приведенных данных следует, что  первоначально доход распределен  нерационально, так как в расчете  на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20 ютилей), а наименьшую - товар А (10 ютилей). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 ютилям (100 + 80 + 45).

    Если  потребитель откажется от единицы  товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности).

    Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно создаст такие условия, при которых предельная полезность всех товаров по отношению к их ценам будет равна. Допустим, это соотношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезность возрастет и достигнет 255 ютилей (150 + 60 + 45).

    Если  никакое перераспределение дохода не позволит увеличить совокупную полезность, это означает, что достигнуто состояние  равновесия.

    Согласно  кардиналистической теории, рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара равны для всех товаров, приобретаемых потребителем (правило максимизации полезности). В этом случае достигается состояние равновесия.

    Максимизация  полезности заключается в том, что потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности, т.е. не существует потребности, удовлетворенной больше или меньше, чем другие.

    Алгебраически правило максимизации полезности, или условие потребительского равновесия, может быть выражено следующими образом:

              

              где  MU- предельная полезность благ a, b, c;

          P- цена благ a, b, c.

    Покупатель  будет предъявлять спрос до тех  пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

    При заданных ценах и бюджете потребитель  достигает максимума полезности, когда отношение предельной полезности к цене (взвешенная предельная полезность) одинаково по всем потребляемым благам (второй закон Госсена).

    Наравне с общими принципами выбора рационального  потребителя существуют особенности, которые определяют влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист Х. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.

  1. Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
  2. Эффект сноба. В этом случае у потребителя 
    доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный 
    потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения 
    спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если 
    доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все
  3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857- 
    1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное 
    потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), 
    когда товары или услуги используются не по прямому назначению, 
    а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается 
    эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, 
    что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.              
 

    3.ПОРЯДКОВАЯ (ОРДИНАЛИСТИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ.

    Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась критике. В противовес кардиналистической теории некоторые  экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. В соответствии с представлениями сторонников этой теории потребитель делает выбор, исходя из предпочтительности того или иного набора товаров. Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений в данной теории являются кривые безразличия.

Информация о работе Теория потребительского поведения