Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач: рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории; изучить основные модели поведения потребителей в экономике.
Введение
1. Потребительское поведение как объект экономической теории
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме
Заключение
Поэтому Парето обосновывает, что
общество должно осуществлять
выбор, что в соответствии с
принципом общей выгоды и
Парето одним из первых
Он исследует распределение
Парето выводит кривую
Парето исходит из того, что
распределение доходов
В связи с этим Парето делает
вывод о том, что невозможно
изменить систему
Впоследствии была доказана
Понятие оптимума Парето
При анализе поведения
По вопросу количественного
Ординалисты, отказавшись от
РАЗВИТИЕ
ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
2.1. Эффект
дохода и эффект замещения
для различных категорий
На структуру потребительского
спроса влияет личный доход,
а также общее или частичное
изменение цен товаров.
Изменение цен товаров меняет
не только суммы затрат на
приобретение каждого из них,
но и реальное благосостояние
потребителя: при данном
Снижение цены на один вид
товара из общего
1.
появляются «свободные
2.
вслед за возрастанием
3.
возникает соблазн больше
Эффект замещения
– это изменение объёма спроса,
вызванное исключительно
Реакция покупателей на
Во-вторых, снижение цены можно рассматривать как повышение реального дохода потребителя, так как при том же доходе потребитель сможет приобрести большее количество данного товара, и величина спроса на данный товар может возрасти. В данном случае мы наблюдаем эффект дохода – изменение объёма спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при прежних относительных ценах.
Эффекты дохода и замещения
ре6дко наблюдаются отдельно
Рассмотрим отдельно воздействие эффекта замещения и эффекта дохода на величину спроса на простом примере. Допустим, студент тратит весь свой доход на развлечения и пиццу. Обычно он потребляет 20 единиц пиццы в месяц. Если цена пиццы понизится, то величина спроса на неё возрастет, так как студент будет заменять этим товаром относительно более дорогие, а также потому, что при прежнем денежном доходе студент сможет приобрести больше пицц, то есть его реальный доход повысится. Допустим, новое равновесное состояние студента при более высоком реальном доходе будет соответствовать 30 единицам пиццы. Увеличение объёма спроса на пиццу на 10 единиц будет обусловлено общим эффектом. Для выделения эф-
фекта замещения
и эффекта дохода по отдельности
следует уменьшить реальный доход
потребите6ля на величину его роста
вследствие снижения цены пиццы и
определить соответствующий оптимальный
выбор. Оптимальный выбор – 26 единиц
пиццы в месяц – будет
В теоретическом и
Для нормальных благ эффект изменения цены и составляющие его эффекты замены и дохода схематически представлены на рис. 2.1.
Рис. 2.1 Эффекты дохода и замены при изменении цены нормального блага.
Стрелка светлая – эффект замены; стрелка полужирная – эффект дохода.
При повышении
цены на благо В эффект замены
выражается в сокращении
равлении (рис. 2.1, б).(ор.84) Рассмотрим это на простом примере. Так, при увеличении цены на крем фирмы “LOREAL” эффект замены будет выражаться в сокращении потребления данного товара на крем другой марки с более приемлемой ценой. Эффект дохода будет выражаться в сокращении потребления данного блага. И наоборот, с ростом дохода потребитель сможет увеличить потребление крема “LOREAL” и сократит потребление крема другой марки.
На рис. 2.2 показаны последствия изменения цены на некачественное благо, роль которого выполняет благо В.
Рис. 2.2 Эффекты дохода и замены при изменении цены некачественного блага.
Стрелка светлая – эффект замены; стрелка полужирная – эффект дохода.
При повышении его цены эффект замены, как и у нормального блага, состоит в сокращении потребления блага В и увеличении потребления блага А, а эффект дохода проявляется в увеличении потребления блага подорожавшего блага В и сокращении потребления блага А (рис. 2.2, а). Соответственно противоположную направленность имеют рассматриваемые эффекты при снижении цены некачественного блага (рис. 2.2,б) (1, 84 с).
Например, роль некачественного
блага у нас будет выполнять
ная колбаса. При повышении цены на данное благо, эффект замены, как у нормального блага, состоит в сокращении потребления ливерной и увеличении потребления варёной колбасы. Эффект дохода будет проявляется в увеличении потребления подорожавшего блага (ливерной колбасы) и сокращении потребления варёной колбасы. И, наоборот, при снижении цены на некачественное благо эффект замены будет проявляться в увеличении потребления ливерной колбасы, а эффект дохода – в сокращении потребления подешевевшего некачественного блага и увеличении потребления вареной колбасы. Действительно, чем выше реальный доход потребителя, тем в меньшей степени он будет склонен к приобретению таких товаров. Вместе с тем для большинства некачественных товаров отрицательный эффект замены превышает положительный эффект дохода. Эффект замены в любом случае проявляется в том, что относительно подорожавшиё товар частично заменяется относительно подешевевшим.
В случае, если при изменении
цены на некачественное благо
эффект дохода окажется
Рис. 2.3 Парадокс Гиффена
Исходное
равновесное состояние
Так, повышение цены на хлеб
проделывает такую большую
Информация о работе Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения