Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач: рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории; изучить основные модели поведения потребителей в экономике.
Введение
1. Потребительское поведение как объект экономической теории
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме
Заключение
Формы органической и ограниченной рациональности дополняют друг друга, но используются разными школами для достижения различных целей, хотя изучение институтов как способов сократить трансакционные издержки неоинституционалистами и выяснение жизнеспособности институтов Австрийской школой тесно связаны.
Ориентация на собственный интерес.
1) Оппортунизм.
Под оппортунизмом в новой
институциональной экономике
В идеале должна существовать гармония в процессе обмена информацией - открытый доступ с обеих сторон, немедленное сообщение в случае изменения информации и т.д. Но экономические агенты, действуя оппортунистически, проявляют это в разной степени. Кто-то больше склонен к преднамеренному обману, кто-то меньше. Это создает информационную асимметрию, которая значительно усложняет задачи экономической организации, потому что в случае отсутствия оппортунистического поведения любое поведение могло бы подчиняться некоторым правилам.
Нейтрализацию оппортунизма можно осуществить такими же упреждающими действиями или, как было сказано выше, заключением такого контракта, в котором обе стороны согласовали бы все моменты, по которым они не доверяют друг другу.
2) Простое
следование своим интересам -
это тот вариант эгоизма,
3) Послушание.
Последняя, слабая форма
2.3 Поведенческие
предпосылки, принятые в
Прежде всего,
под большой вопрос была поставлена
возможность отвлечения от системы
предпочтений, которая формируется
внутри человека. Это система ценностей,
целевых установок, стереотипов
поведения, привычек индивидов, психологического
и религиозного типов, что напрямую
говорит о том, что индивид
осуществляет выбор сам. То есть институционалисты
определяют скорее характер ситуации,
в которой выбор
Следующая особенность
институциональной теории вытекает
из предыдущей: так как предположение
об экзогенности системы ограничений
неверно, то, следовательно, если человек
не имеет полный объём информации,
необходимой для свободной
Для решения этих вопросов в рамках современной неоинституциональной экономики используются две поведенческие предпосылки - ограниченная рациональность и оппортунизм.
Более радикальный подход содержится в работах Герберта Саймона. Саймон [12, с.41] предлагает заменить принцип максимизации - принципом удовлетворенности, так как в сложных ситуациях следование правилам удовлетворительного выбора выгоднее, чем попытки глобальной оптимизации.
Это положение
может согласовываться с
Саймон отмечает, что в экономической теории понятие удовлетворённости не играет такой роли, как в психологии и теории мотивации, где оно является одним из самых важных. Согласно психологическим теориям, побуждение к действию происходит из неудовлетворенных стремлений и исчезает после их удовлетворения. Условия удовлетворённости, в свою очередь, зависят от уровня устремлений, который зависит от жизненного опыта.
Придерживаясь этой теории, можно предположить, что целью фирмы является не максимизация, а достижение определённого уровня прибыли, удержание определённой доли рынка и определённого объёма продаж.
Это подтверждается статистическими данными. Это также согласуется с исследованиями Холла и Хитча (ценообразование по формуле издержки плюс стандартная надбавка), а также Сайерта и Марча (фирмы, положение которых на рынке стабильно, действуют менее энергично).
В рамках старого
институционализма
Во-первых, старые институционалисты говорят о том, что необходимо учитывать влияние процесса обучения на формирование поведенческих предпосылок индивидов. Обучение в самом широком смысле представляет собой нечто большее, чем просто открытие или получение информации; обучение - это преобразование индивидуальных качеств и предпочтений, что равносильно изменению отдельной личности. Сегодня нам не нравится какое-то произведение искусства, но после выставки мы можем почувствовать к нему вкус. Обучение способно преобразовать индивида. Иными словами, обучение может повлиять на предпочтения, цели, качества, умения и ценности. Строго говоря, сам акт обучения подразумевает неполноту располагаемой информации, тем самым исключая совершенную рациональность. Чтобы включить обучение в рамки концепции максимизирующего полезность, рационального агента, границы этой концепции должны быть значительно сужены. Наконец, обучение - это развитие способов и средств познания, расчёта и оценки. Если методы и критерии "оптимизации" сами являются объектом изучения, то как обучение само по себе может быть оптимальным? [21 с.159]
Во-вторых, при
анализе экономического поведения
важно учитывать роль привычек. Привычки
сами по себе формируются посредством
повторения действия или мысли. Они
обусловливаются предшествующей деятельностью
и обладают устойчивыми, самоподдерживающими
свойствами. Посредством привычек индивидуумы
выносят оценки их собственной уникальной
истории. Привычки являются основой
и рефлексивного, и не рефлексивного
поведения. Для человека привычки сами
по себе являются средствами более
глубокого обдумывания и
Однако привычка
не означает поведение. Существует склонность
к определённому типу поведения
в ситуациях определённого
Приобретение
и видоизменение привычек - центральный
момент существования отдельного человека.
Скажем, в значительной степени мышление
зависит от приобретённых языковых
привычек, к тому же становясь при
этом более красочным. Кроме того,
чтобы осознать сущность мира, нам
нужно приобрести привычку к классификации
и к нахождению обычно связываемых
значений. Важно то, что все действия
и размышления зависят от первичных
привычек, которые мы приобретаем
в процессе индивидуального развития.
Следовательно, привычки во временном
аспекте и онтологически
Соответственно,
поскольку мы можем объяснить, как
институциональные структуры
В-третьих, важность
привычек реализуется при принятии
предпосылки о нисходящей причинной
связи. Понятие "нисходящей причинной
связи" впервые появилось в
психологии, в работе лауреата Нобелевской
премии, психолога и биолога Роджера
Сперри. Наряду с другими учёными,
этой теме уделял внимание К. Поппер. В
этой литературе понятие "нисходящей
причинной связи" имеет слабую
и сильную формы. Относительно слабаяформа
проявляется в действии эволюционных
законов на популяции. Все процессы
на низших уровнях онтологической иерархии
действуют в соответствии с законами
высших уровней и сдерживаются ими.
Другими словами, если системе присущи
определённые свойства и тенденции
развития, то отдельные компоненты
системы функционируют в
Более широкое понятие нисходящей причинной связи - "преобразующая нисходящая причинная связь" (по Ходжсону) - охватывает и индивидов, и население, не только ограниченных определёнными факторами, но также изменившихся в результате действия сил причинных связей, связанных с высшими уровнями [22, с.159].
Представитель
старого институционализма Дж. Дьюзенберри
разработал модель потребительского поведения,
основанную на эффектах привычек и
обучения. В соответствии с этой
моделью, с ростом доходов у индивидов
появлялись новые привычки потребления,
которые сохранялись даже после
того, как доходы через некоторое
время снижались. Их вкусы и предпочтения
изменялись, как только они начинали
вести новый образ жизни. Эта
модель совокупного поведения
Как справедливо заметил Дж Ходжсон, акт размышления в пределах запутанной совокупности наслаивающихся друг на друга привычек, в конечном счёте, предполагает не большую свободу индивида, чем та, которой обладает максимизирующий полезность робот в экономике мэйнстрима. В самом деле, это миф, что индивид, запрограммированный на максимизацию своей полезности согласно какой-то заданной функции предпочтения, свободен. Экономика мэйнстрима стремится объединить обе вещи: идеологию индивидуальной свободы с моделью прогнозируемого человеческого выбора. Традиционные институционалисты, напротив, утверждают, что, с одной стороны, выбор есть в значительной степени непредсказуемый результат функционирования сложной нервной системы человека, на которую оказывает влияние комплексная, открытая и изменяющаяся окружающая среда. С другой стороны, на наш выбор влияет наследственность, воспитание и обстоятельства.
Итак, потребительское поведение не является ни беспричинным (необусловленным), ни абсолютно предсказуемым.
Заключение
Проведя данное исследование можно отметить следующее:
Большая часть
современных исследований поведения
рыночных субъектов посвящена проблемам
фирмы-производителя, т.е. рассмотрению
на микроуровне проблем
Потребительское поведение как объект экономической теории представляет собой сложную экономическую категорию, по сути, отражающую целую совокупность экономических отношений, процессов и явлений. Эта совокупность объединена системой причинно-следственных связей и может быть представлена в виде схемы.
Поведение потребителя складывается из нескольких фаз:
фаза "преддействия" - формирование настроений, оценок, предшествующее конкретным потребительским решениям и действиям;
фаза потребительского действия по обретению благ - покупка рыночных благ или обретение их каким-либо другим способом;
фаза получения потребительского удовлетворения (эффекта), включающая процесс производства базовых потребительских благ (подготовка рыночных благ к потреблению и их потребление).
Экономическое поведение потребителя имеет специфику не только по формам реализации и факторам формирования, принадлежащим разным уровням, но и по своему характеру и закономерностям, проявляющимся в условиях различных экономических систем.
Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов.
Согласно классификации О. Уильямсона, в экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения
1) рациональность (как таковая);
2) следование своим интересам.
Отсутствие каких-либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки.
Список литературы
1. Автономов
В. Модель человека в
2. Беккер
Г. Человеческое поведение:
3. Брунер
К. Представление о человеке
и концепция социума: два
Информация о работе Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения