Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:21, реферат
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение -полезность, которая субъективна.
Поведение типичного потребителя в рыночной экономике представляет существенный интерес. Необходимо проанализировать, каким образом потребители будут расходовать свои денежные доходы между различными товарами и услугами, которые они могут купить. Чтобы это понять, необходимо рассмотреть факторы, влияющие на поведение потребителя.
Теория потребительского поведения
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение -полезность, которая субъективна.
Поведение типичного потребителя
в рыночной экономике представляет
существенный интерес. Необходимо проанализировать,
каким образом потребители
1. Мах товаров и услуг при min расходов. Такое поведение потребителя рассматривается как разумное поведение. Типичный потребитель стремится получить за свои деньги «все, что можно», или, используя специальную терминологию, максимизировать совокупную полезность.
2. Предпочтения. Средний потребитель имеет достаточно отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Покупатели прекрасно представляют себе, какую предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они надумают купить.
3. Доход потребителя. Иначе этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание». Денежный доход имеет ограниченную величину, поэтому можно купить ограниченное количество товаров. За несколькими исключениями все потребители испытывают на себе сдерживающее влияние бюджета.
4. Цены. На все товары и услуги, предлагаемые потребителю, есть цены, потому, что их производство требует издержек редких и, следовательно, ценных ресурсов. Потребитель должен идти на компромиссы; он должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг.
Вопрос сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, не выходя за пределы своего бюджета, принесет ему наибольшую полезность или удовлетворение? Правило максимизации полезности потребителя заключается в таком распределении денежного дохода, когда последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продуктов, приносит одинаковую добавочную (предельную) полезность. Если потребитель «уравновесит свои предельные полезности» в соответствии с этим правилом, то ничто не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия. Совокупная полезность понизится при любом изменении набора приобретаемых товаров.
Согласно правилу максимизации
полезности потребитель может
Рассмотрим теорию потребительского поведения и потребительского равновесия на основе анализа: 1) бюджетной линии потребителя и 2) кривых безразличия.
Бюджетная линия потребителя показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Бюджетная линия потребителя
Два свойства бюджетной линии заслуживают внимания.
1. Изменение дохода: расположение
бюджетной линии зависит от
величины денежного дохода, т.е.
увеличение денежного дохода
приводит к перемещению
2. Изменение цены: изменение
цен продуктов также приводит
к перемещению бюджетной линии.
Кривая безразличия показывает множество потребительских пар, выбор которых безразличен для потребителя при данном доходе. По определению, кривые безразличия демонстрируют все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равный объем удовлетворения потребности, или полезности. На рисунке 7.3 представлена гипотетическая кривая безразличия, включающая продукты А и В. Субъективные предпочтения потребителя таковы, что он реализует одинаковую совокупную полезность А и В при любой их комбинации, показанной на графике; следовательно, потребителю будет безразлично, какую именно комбинацию продуктов он действительно приобретет.
Рис. 7.3. Кривая потребительского безразличия
Характерные черты кривых безразличия:
1. Нисходящий вид кривой .Кривые безразличия имеют вид нисходящих по той простой причине, что как продукт А, так и продукт В обладают полезностью для потребителя. Следовательно, двигаясь от комбинации j к комбинации k, потребитель приобретает больше продукта В, тем самым увеличивая для себя его совокупную полезность; соответственно для уменьшения совокупной полезности на точно такую же величину потребитель должен отказаться от некоторого количества продукта А. Иначе говоря, чем больше В, тем меньше А, так что между количествами А и В существует обратная связь, а любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид.
2. Выпуклость по отношению
к началу координат. Субъективная готовность потребителя
к замещению продукта А продуктом В (или
наоборот) зависит от начальных количеств
продуктов
А и В. В общем, чем больше количество продукта
В, тем меньше предельная полезность его
дополнительных единиц. Аналогичным образом,
чем меньше количество продукта А, тем
больше его предельная полезность. Это
значит (рис. 7.3), что при перемещении вниз
по кривой потребитель будет готов отказаться
от все меньшего и меньшего количества
продукта А в порядке компенсации на приобретение
каждой дополнительной единицы В. В результате
получаем кривую с убывающим наклоном,
т.е. выпуклую по отношению к началу координат.
Карта безразличия представляет собой набор кривых безразличия (рис. 7.4). Каждая следующая кривая, дальше отстоящая от начала координат, соответствует большей величине совокупной полезности.
Рис. 7.4. Карта безразличия
Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения линии потребительского бюджета и карты безразличия, как это показано на рисунке 7.5. Согласно определению бюджетная линия показывает все комбинации продуктов А и В, доступные для потребителя при данной величине его денежного дохода и данном уровне цен продуктов А и В. Вопрос заключается в следующем: какая из этих доступных потребителю комбинаций окажется для него наиболее предпочтительной? Ответ: такая комбинация, которая принесет ему наибольшее удовлетворение или наибольшую полезность.
Итак, комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия (рис. 7.5).
Рис. 7.5. Равновесное положение потребителя
Существует одно важное различие
между объяснением
Теория кривых безразличия,
рассуждая о свойствах
- объяснение потребительского поведения с позиций теории кривых безразличия основывается на использовании бюджетной линии и кривых безразличия;
- бюджетная линия показывает
все комбинации двух продуктов,
- кривая безразличия показывает все комбинации двух продуктов, которые принесут потребителю одинаковый объем совокупной полезности. Кривые безразличия являются нисходящими и выпуклыми по отношению к началу координат;
- потребитель выберет
такую точку на бюджетной
- изменение цены одного
из продуктов приводит к
Если цена продукта B повысится с 1 до 1,5 долл. (рис. 7.6,а), положение равновесия переместится из точки X в точку X' при соответствующем уменьшении количества спрашиваемой продукции с 6 до 3 единиц. Кривая спроса на продукт В строится путем соединения между собой точек, соответствующих различным комбинациям цен и количеств, в частности (1 долл. – 6 единиц и 1,5 долл. – 3 единицы).
Рис. 7.6. Построение кривой спроса:
а – два положения равновесия;
б – кривая продукта В