Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач: рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории; изучить основные модели поведения потребителей в экономике.
Введение
1. Потребительское поведение как объект экономической теории
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме
Заключение
Более широкое понятие нисходящей причинной связи - "преобразующая нисходящая причинная связь" (по Ходжсону) - охватывает и индивидов, и население, не только ограниченных определёнными факторами, но также изменившихся в результате действия сил причинных связей, связанных с высшими уровнями [22, с.159].
Представитель
старого институционализма Дж. Дьюзенберри
разработал модель потребительского поведения,
основанную на эффектах привычек и
обучения. В соответствии с этой
моделью, с ростом доходов у индивидов
появлялись новые привычки потребления,
которые сохранялись даже после
того, как доходы через некоторое
время снижались. Их вкусы и предпочтения
изменялись, как только они начинали
вести новый образ жизни. Эта
модель совокупного поведения
Как справедливо заметил Дж Ходжсон, акт размышления в пределах запутанной совокупности наслаивающихся друг на друга привычек, в конечном счёте, предполагает не большую свободу индивида, чем та, которой обладает максимизирующий полезность робот в экономике мэйнстрима. В самом деле, это миф, что индивид, запрограммированный на максимизацию своей полезности согласно какой-то заданной функции предпочтения, свободен. Экономика мэйнстрима стремится объединить обе вещи: идеологию индивидуальной свободы с моделью прогнозируемого человеческого выбора. Традиционные институционалисты, напротив, утверждают, что, с одной стороны, выбор есть в значительной степени непредсказуемый результат функционирования сложной нервной системы человека, на которую оказывает влияние комплексная, открытая и изменяющаяся окружающая среда. С другой стороны, на наш выбор влияет наследственность, воспитание и обстоятельства.
Итак, потребительское поведение не является ни беспричинным (необусловленным), ни абсолютно предсказуемым.
Заключение
Проведя данное исследование можно отметить следующее:
Большая часть
современных исследований поведения
рыночных субъектов посвящена проблемам
фирмы-производителя, т.е. рассмотрению
на микроуровне проблем
Потребительское поведение как объект экономической теории представляет собой сложную экономическую категорию, по сути, отражающую целую совокупность экономических отношений, процессов и явлений. Эта совокупность объединена системой причинно-следственных связей и может быть представлена в виде схемы.
Поведение потребителя складывается из нескольких фаз:
фаза "преддействия" - формирование настроений, оценок, предшествующее конкретным потребительским решениям и действиям;
фаза потребительского действия по обретению благ - покупка рыночных благ или обретение их каким-либо другим способом;
фаза получения потребительского удовлетворения (эффекта), включающая процесс производства базовых потребительских благ (подготовка рыночных благ к потреблению и их потребление).
Экономическое поведение потребителя имеет специфику не только по формам реализации и факторам формирования, принадлежащим разным уровням, но и по своему характеру и закономерностям, проявляющимся в условиях различных экономических систем.
Экономическая теория со времени своего возникновения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов.
Согласно классификации О. Уильямсона, в экономической теории используются следующие две основные модели рационального поведения
1) рациональность (как таковая);
2) следование своим интересам.
Отсутствие каких-либо предпосылок о возможности влияния решений одних людей на решения других отрывают ортодоксальную теорию от социальности экономической науки.
Теория поведения потребителя
Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например,как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом.
Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги.
Существуют
методы, позволяющие предугадать
возможное поведение
Маркетинговое изучение поведения потребителей ориентируется на запросы и требования потребителей. Маркетинговое изучение опирается на экономическую теорию, научную психологию и социологию.
Системный анализ. Общие принципы и методы исследования опираются на экономическую теорию, объясняют поведение и спрос потребителя.
В рамках системного анализа изучение поведения потребителя начинается с исследования его потребительского выбора, причин, по которым он предпочитает один товар другому.
Обычно анализируют три версии потребительского выбора. Эти версии связаны, во-первых, с изучением концепции предельной полезности, во-вторых, с расчетом эффекта дохода и эффекта замещения, в-третьих, с анализом потребительских предпочтений.
Потребительский
выбор по третьей версии – совмещение
потребительских предпочтений с
бюджетными ограничениями, на основе которых
определяется, какие сочетания товаров
потребители выберут для
От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос – понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос – желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей – носителей спроса на приобретение этого количества товара.
Затраты принято делить на две группы:
денежные затраты, связанные с ценой;
неденежные
затраты, обусловленные
http://www.grandars.ru/
Покупательское
поведение индивидуального
Потребительские рынок — совокупность всех индивидуальных покупателей — как отдельных, так и домохозяйств — приобретающих товары и услуги для личного потребления.
Ежедневно потребители принимают множество решений о том, что купить. Большинство крупных компаний исследуют процесс принятия решения о покупке, чтобы узнать: что, где, как и почему покупают потребители.
Виды потребителей. Индивидуальные потребители
Главная фигура в бизнесе — потребитель. Понять, кто такой потребитель, и кем потребитель является для предприятия — важный вопрос для разработки всей маркетинговой программы. Потребителю на самом деле не нужен товар или услуга предприятия, потребителю надо решить стоящие перед ним проблемы и удовлетворить потребности. Потребитель хочет, чтобы бизнес-профессионалы решили стоящие перед ним проблемы и удовлетворили его желания. Современный потребитель предъявляет и новые желания, не только решить проблему при помощи товаров и услуг предприятия, но ему важен и процесс, как это будет происходить. Для потребителя важное значение имеет доступность предприятия для контактов, желание общения, удобство процесса приобретения товаров и услуг, дополнительные выгоды, которые может дать предприятие в этом процессе.
Термин "покупательское
поведение" можно определить как
поведение, проявляемое покупателями
в процессе поиска, выбора, покупки,
использования, оценки и утилизации
продуктов, услуг и идей, которые
могут удовлетворить
Выделяется
целый ряд принципов анализа
потребителей. Прежде всего, изучение
прикладных поведенческих дисциплин
— это хороший путь к пониманию
поведения покупателей. Поведение
потребителя — сложный
Индивидуальные потребители — отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления. Модель принятия решения о покупке представлена на рис. 6.1.
Рис. 6.1 Модель принятия решения о покупке
Следующим важным моментом понимания потребителя является оценка факторов, определяющих поведение потребителя (рис. 6.2).
Рассмотрим некоторые факторы, оказывающие влияние на поведение индивидуального потребителя, более подробно.
1. Культура
— основная первопричина
2. Субкультура
– это проявление культуры
людей других национальностей,
религиозных групп,
3. Общественные
классы — сравнительно
4. Референтные группы
5. Роли и
статусы потребителей меняются
в соответствии с теориями
ролевого поведения, и это
6. Тип личности
— совокупность отличительных
психологических характеристик
человека, обеспечивающая типы его
ответной реакции на
7. Психологические факторы:
Мотивация (побуждение) — нужда, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снимает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.
Восприятие — процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира. Восприятие одного и того же по-разному разными людьми, восприятие одного и того же одним человеком в разное время.
Усвоение — определенные изменения, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта.
Убеждение — мысленная характеристика индивидом чего-либо. Убеждение, что товар хороший, делает человека постоянным покупателем.
Отношение — сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая благоприятная или неблагоприятная оценка индивидом объекта, идеи, испытываемого к ним чувства и направленность возможных действий.
Рис. 6.2 Факторы,
оказывающие влияние на
Важно также
определить основные типы поведения
индивидуальных потребителей в зависимости
от двух, часто проявляющихся факторов.
Первый фактор — это готовность
потребителя затратить
Рис. 6.3 Типы поведения покупателя при принятии решения
Второй тип
— это покупка с
Покупатели от имени организации
Покупатели от имени организации (корпоративные покупатели) — это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги производственно-технического назначения, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду, поставляемых другим потребителям.
Информация о работе Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения