Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение моделей поведения потребителей
Цель работы определила характер поставленных и решенных автором задач: рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории; изучить основные модели поведения потребителей в экономике.

Содержание

Введение
1. Потребительское поведение как объект экономической теории
1.1 Теория потребительского поведения
1.2 Фазы поведения потребителей
2. Основные модели поведения потребителей в экономике
2.1 Модель экономического человека
2.2 Типологии рациональности и следования своим интересам
2.3 Поведенческие предпосылки, принятые в современном институционализме
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 388.47 Кб (Скачать)

Основные  факторы отличия покупки корпоративными покупателями:

в процессе покупки обычно принимает участие  несколько человек;

процесс принятия решения о покупке связан с  центром по закупкам предприятия;

обычно требуется  комплексная система продуктов/услуг;

процессы  принятия решения о покупке более  продолжительные и более сложные;

продукты/услуги должны удовлетворять потребности  многих пользователей;

высокий уровень  риска для предприятия и персонального  риска закупщика в случае неудачной  покупки;

следующие за покупкой процессы имеют большее  значение для предприятия, чем для  индивидуального потребителя.

Особенности рынка товаров промышленного  назначения:

На рынке  товаров промышленного назначения меньше покупателей.

Немногочисленные  покупатели крупнее.

Покупатели  часто сконцентрированы географически.

Спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления.

Спрос на товары промышленного потребления неэластичен.

Спрос на товары промышленного назначения резко  меняется.

Покупатели  на рынке продукции производственно-технического назначения являются профессионалами.

Можно выделить несколько вариантов совершения покупок корпоративными покупателями:

первоначальная  закупка, закупка для решения  новых задач;

повторная закупка  без изменений;

повторная закупка  с изменениями.

 

В силу ряда причин и продавцы, и покупатели стремятся осуществлять второй и  третий тип закупок, так как в  этом случае экономятся ресурсы обеих  сторон. Стремление к длительным отношениям между продавцом и покупателем  — это важная особенность корпоративных  рынков, которую надо максимально  использовать в маркетинговых целях. Корпоративный покупатель — это  группа людей, где каждый принимает  субъективные решения и только окончательное решение после обмена информацией становится объективно приемлемым для предприятия.

На рис. 6.5 проведена классификация факторов поведения корпоративных покупателей.

 

 

Можно представить  основные факторы, учитываемые в  процессе закупки товаров и услуг  корпоративными потребителями в  виде рейтинга значимости:

Технические характеристики товара.

Предел цены.

Время и условия  поставки.

Условия технического обслуживания.

Условия платежа.

Размер заказа.

Приемлемые  поставщики.

Комплексность закупки (генеральные подрядчики).

 

Кроме того, для оценки поставщиков используются показатели рекомендации, репутация, надёжность, программы обслуживания и заботы о покупателях, профессионализм, конкурентоспособность  товаров и услуг, соответствие товаров/услуг  потребностям покупателя, гибкость сотрудничества, соотношение стоимость/цена, уровень  обслуживания.

 

 

16. Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия.

 

Потребительское поведение – процесс формирования спроса покупателей, которые осуществляют выбор товаров с учетом цен  на них и личного бюджета, т.е. собственных денежных ресурсов.

 

Предприниматель в ценовой политике учитывает  два обстоятельства:

Денежные  доходы прямо влияют на спрос;

Цены, которые  влияют на количество покупаемых товаров.

 

Предприниматель решает вопросы: Как и на сколько повысить цены на качественные товары и каков их предел? На сколько нужно снижать цены?

Каждый покупатель руководствуется сугубо индивидуальными  интересами (вкусами): мода, дизайн товара и т.д. В субъективных отношениях трудно учесть особенности каждого  покупателя. Есть эффект подражания, эффект сноба, эффект демонстрации исключительности. Большинство этих эффектов не относятся  к ценообразующим и не могут учитываться  при анализе спроса потребителей.

 

Основным  фактором спроса и распределения  потребительских предпочтений является доход. Этот фактор поддается учету  при формировании спроса и влияет на определение цены.

 

 

 

Продукты

Одежда

A

7

3

B

6

4

C

5

5

D

3

7


 

Теория потребительского поведения рассматривает категорию  ресурсных ограничений и возможности  денежного дохода, которые определяют платежеспособность покупателя (речь идёт о категории личного бюджета). А личный бюджет всегда можно подсчитать, т.к. в его основе лежит заработная плата (её годовой размер).

 

Ограниченность  денежных доходов, в пределах которых  могут быть осуществлены расходы  на потребление, называют бюджетными ограничениями. Бюджетные ограничения могут  быть изображены на графике линией бюджетных ограничений. Эта линия  показывает возможность выбора товаров  из различных вариантов, между которыми потребитель будет распределять свои доходы.

 

В экономической  теории есть понятие кривые безразличия. Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного товара может быть представлена с помощью  линий – кривых безразличия. Каждая кривая безразличия – это наборы товаров, обладающих одинаковой полезностью.

 

При покупке  товаров важны моменты:

Полезность  товара (его потребительский эффект) соотносится покупателем с уплатой  денег за товар

Количественно полезность измеряется в единицах –  ЮТИЛЬ

Если покупатель убежден, что полезность товара соизмерима с его ценой, то покупка его  первой единицы приносит наибольшее удовлетворение – закон убывающей  предельной полезности покупаемого  товара – закон Госсена.

 

 

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования «Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»

 

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра экономики  и управления на предприятии

 

 

Курсовая  работа по предмету «Микроэкономика»

 

 

 

ЗАРОЖДЕНИЕ  ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

Специальность «Коммерческая деятельность»

 

 

Автор работы

 

Студентка 2 курса

 

заочного  отделения

 

8 группы                                                                                                 О. А. Гижук

 

 

Руководитель

 

Преподаватель                                                                                      С. С. Балюк

 

 

 

 

 

 

 

Гродно 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………… 3

 

1. ГЕНЕЗИС  ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ  ………………5

 

1.1. Австрийская  школа ………………………………………………………….5

 

1.2. Кембриджская  школа ………………………………………………………10

 

1.3. Лозаннская  школа …………………………………………………………. 16

 

2.  РАЗВИТИЕ  ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ  …………. 24

 

2.1. Эффект  дохода и эффект замещения  для различных категорий товаров  24

 

2.2. Нестандартное  поведение потребителей на рынке……………………… 30

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………………………33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗованных ИСТОЧНИКОВ……………………………35

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность  темы.  Данная тема позволяет изучить  поведение потребителя на рынке  товаров и услуг.

 

         В экономической жизни все  явления тесно взаимосвязаны  и переплетены, поэтому всегда  трудно определить, где причина  и  где следствие. Спрос и  предложение, цена и издержки, прибыль и заработная плата  – что первично и что вторично?

 

         Человеческие потребности – вот  откуда начинаются цепочки экономических  причин и следствий. Организм  человека должен приспосабливается  к окружающей среде. В состоянии  приспособленности достигается  равновесие. Когда чего-то не хватает,  равновесие нарушается. Возникает  потребность его восстановить. Потребности  формируют поведение потребителей. Именно с данного вопроса первые  экономисты начали свои исследования.

 

При исследовании данной темы использовала как общенаучные, так и частные методы исследования к которым относятся:

 

1.       Единство исторического и логического, который позволил изучить потребительское поведение в той последовательности, в которой оно в самой жизни зародилось и развивалось.

 

2.       Метод анализа и синтеза, с  помощью которого выделила из  изучаемого явления отдельные  элементы и тщательно исследовала  каждое как часть целого.

 

3.       Научный эксперимент. Для изучения  данной проблемы экономисты проводили  различные опыты, эксперименты, по  результатам которых формировались  различные экономические течения,  взгляды, школы, которые в последствие  занимались изучением вопросов  потребительского поведения.

 

Цели курсовой работы:

 

·        закрепить и расширить теоретические  знания по вопросам потребительского поведения;

 

·        выявить прикладной характер темы и  связь с реальным экономическим  сектором основных теоретических моделей  и понятий предмета;

 

·        овладеть навыками самостоятельной  аналитической работы с эмпирическим материалом;

 

·        научиться формулировать и логично  излагать собственные суждения по микроэкономическим процессам;

 

·        выработать умение кратко и лаконично  формулировать выводы;

 

Задачи:

 

1.       Изучение потребительского поведения  на основе учений трех основных  школ (австрийская, кембриджская  и лозаннская школы). 

 

2.       Изучение эффекта дохода, эффекта  замещения для различных категорий  товара.

 

3.       Изучение нестандартного поведение потребителей на рынке.

 

Курсовая  работа состоит из следующих структурных  элементов: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

 

Для написания  данной курсовой работы использовала учебную литературу, консультации научного руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЕНЕЗИС  ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

1.1.         Австрийская школа

 

 

         Одним из наиболее значительных  порождений маржиналистской революции  на первом этапе её развития  оказалась субъективная школа  политической экономии, которую  называют австрийской по основному  её место расположению. Она имела ярко выраженного основателя-учителя (7, 212с). У профессора Венского  университета Карла Менгера (1840-1921) практически не было предшественников в немецкоязычной экономической литературе. Основное идейное содержание теорий австрийской школы заключается, хотя и не всегда в достаточно развитом виде, в книге К. Менгера «Основания учения о народном хозяйстве » (1871) (2, 188 с.) Теоретические мировоззрения Менгера получили развитие в работах двух его учеников и сотрудников - Фридриха Визера (1851-1926) и Эйгена Бем-Баверка (1851-1914) .

 

         Взгляды этих учёных схожи  и дополняют друг друга. Менгер  разработал основы теории предельной  полезности применительно к индивидуальным  аспектам обмена. Визер, которым  был введен в оборот термин  «предельная полезность», использовал  эту теорию для оценки стоимости  издержек производства, создал развёрнутую  теорию процента. В связи с  этим можно говорить о единой  теории предельной полезности  австрийской школы.

 

         В работах экономистов австрийской  школы было обосновано их понимание  предмета политической экономии, основных методологических принципов,  метода исследования. Концептуальные  основы австрийской школы базировались  на крайнем субъективизме. Исходным  в исследованиях её представителей  являлся субъективно- психологический         фактор, психоло-гическое поведения хозяйствующих субъектов.

 

         Политическую экономию экономисты  австрийской школы трактовали  как науку, изучающую не экономические  отношения людей, а явления  народно- хозяйственной жизни  с точки зрения сознания хозяйствующего  субъекта (7, 212 с).

 

         Австрийская школа пренебрегает  количественным анализом, то есть  не затрагивает вопросы соизмерения  и сравнения полезности. Она использует  словесное изложение, что делает  её наиболее популярной по  сравнению с работами У. Джевонса  и Л. Вальраса.

 

         В качестве объекта исследования  К. Менгер и его коллеги принимали  не хозяйственную систему как  таковую, а отдельное индивидуальное  хозяйство, которое рассматривалось  в качестве простейшего типичного  элемента рыночной экономики.  Идеалом такого хозяйства называлось  хозяйство Робинзона – полностью  изолированного от общества индивида. Австрийская школа рассматривала  рыночную систему хозяйства как  механическую сумму таких простейших  элементов. Чтобы изучить законы  экономики в целом, достаточно  было, по мнению экономистов школы,  рассмотреть их на примере  одного изолированного хозяйства.  Такой метод исследования получил  название метода робинзонад.

 

         Человеческие потребности – вот  откуда начинаются цепочки экономических  причин и следствий. Потребности,  считает Менгер, – это неудовлетворённые  желания и стремления. Вещи или  действия, которые удовлетворяют  и насыщают наши потребности,  носят название благ. С их помощью  производятся потребительские блага  – жилища, тепло, свет, одежда, пища и всё-всё остальное, чем мы пользуемся в жизни. Потребительские блага – это блага « первого порядка», но для их изготовления употребляются блага второго порядка, третьего и ещё более высоких порядков. Потребительские блага сами наделяют ценностью и те производственные ресурсы, или факторы, которые участвуют в их изготов –

Информация о работе Теория потребительского поведения. Исследование потребительского поведения