Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:16, отчет по практике
В последнее десятилетие в ассортименте хлебной продукции произошли и продолжаются значительные изменения. И это закономерно, ассортимент вырабатываемой хлебной продукции в значительной степени должен зависеть от структуры питания населения.
Введение
1. Обязательная часть программы практики………………………...............4
1.1. Характеристика предприятия и продукции………………………………4
1.2. Имущество и кадровый состав предприятия………..…………………..12
1.3. Управление предприятием…………………………………….................19
1.4. Организация производства и труда……………………………………...30
1.5. Инновационная деятельность на предприятии………………………....36
1.6. Эффективность и финансовое состояние предприятия………………..38
2. Индивидуальная часть программы практики…………………………...40
Прогнозные расчеты развития предприятия на перспективу………………...54
Выводы и предложения…………………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………...………….65
Список использованных источников……………………………………….….
Примечание. Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия.
Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на хлебозаводе № 4 КУП «Минскхлебпром» рассчитаем показатель трудоотдачи. Общая численность работников на заводе составила в 2006г. – 342, 2007г. – 364, 2008г. – 377 чел. Выпуск продукции в стоимостном измерении (в действующих ценах) составил: 2006г. – 17463800, 2007г. – 17886100, 2008г. – 19005000 тыс.руб. Используя приведенные данные по нашему предприятию, определим показатель трудоотдачи:
2006г.: 17463800/342=51063,7 тыс.руб.
2007г.: 17886100/364=49137,6 тыс.руб.
2008г.: 19005000/377=50411,1 тыс. руб.
Следовательно, в 2006г. производительность труда составила 51063,7 тыс.руб. в расчете на 1 чел.-день. В 2007г. данный показатель ниже на 1926,1 тыс.руб. по сравнению с 2006г. В 2008 году производительность труда составила 50411,1 тыс.руб. в расчете на 1 чел.-день, что превышает аналогичный показатель 2007 года на 2,6%. Основным фактором повышения производительности труда в 2008 году является проведение в течение 2006-2007гг. на хлебозаводе № 4 технического переоснащения производства: реконструкция линий, модернизация устаревшего оборудования.
При этом средняя заработная плата составила: 2006г. – 559552, 2007г. - 635193 (темп роста средней заработной платы - 113,5%), 2008г. – 751786 руб. (темп роста средней заработной платы - 118,4%). Таким образом, темп роста средней заработной платы опережает темп роста производительности труда, а это означает, что трудовые ресурсы используются не эффективно.
Далее проанализируем эффективность использования основных производственных фондов (фондоемкость и фондоотдачу) на хлебозаводе № 4. Фондоотдача может быть определена отношением валовой продукции, валового дохода, чистого дохода, прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Обратным показателем фондоотдачи является фондоемкость продукции. Для расчета вышеуказанных показателей по хлебозаводу № 4 будем использовать следующие данные (таблица 2.3):
- выпуск продукции в стоимостном измерении (в действующих ценах);
- стоимость основных производственных фондов: 2006г. – 5797000 тыс.руб.; 2007г. – 9981000 тыс.руб.; 2008г. – 11814000 тыс.руб.
Таблица 2.3 Показатели использования основных производственных фондов
Показатели использования ОПФ | Годы | ||
2006 | 2007 | 2008 | |
Фондоемкость, руб. | 0,332 | 0,558 | 0,622 |
Фондоотдача, руб. | 3 | 1,79 | 1,6
|
Примечание. Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия.
Проанализировав рассчитанные показатели, отметим, что наиболее эффективно ОПФ на хлебозаводе № 4 использовались в 2006 году (показатель фондоемкости – самый низкий, а показатель фондоотдачи – самый высокий), в 2008 году наблюдается снижение эффективности использования ОПФ по сравнению с 2006-2007гг. Но данный факт нельзя отнести к отрицательным аспектам деятельности организации, так как в данный период на предприятии осуществлялось техническое перевооружение и модернизация ОПФ. Для роста фондоотдачи необходимо опережающее увеличение производства продукции в сравнении с основными фондами.
Важной составной частью материально-технических ресурсов любого предприятия являются оборотные фонды. Стоимость оборотных средств в товарно-материальных запасах по хлебозаводу № 4 составила: 2006г. – 1477000 тыс.руб., 2007г. – 1463000 тыс.руб., 2008г. – 1106000 тыс. руб.
Определим показатель материалоемкости по хлебозаводу № 4 КУП «Минскхлебпром»:
1) Материальные затраты составляют: 2006г. – 11451000 тыс.руб., 2007г. – 11302400 тыс. руб., 2008г. – 12121700 тыс. руб.
2) Материалоемкость = материал. затр. / тов. прод. в действ. ценах * 100
2006г. – 11451000/17463800*100=65,6%
2007г. – 11302400/17886100*100=63.2%
2008г. – 12121700/19005000*100=63,8%
Таким образом, на предприятии в 2007г. материалоемкость продукции снизилась на 2,4% по сравнению с 2006г., однако, в 2008 г. наблюдалось незначительное увеличение данного показателя.
На хлебозаводе № 4 КУП «Минскхлебпром» система обслуживания потребителей организована следующим образом – выделен участок по сбыту готовой продукции.
Для сбыта продукции предприятие использует следующие каналы сбыта (рисунок 2.1):
1) прямой канал сбыта через фирменный магазин;
2) непрямой канал сбыта через оптовую торговлю (посредников);
3) непрямой канал сбыта через розничную торговлю.
Рисунок 2.1 Удельный вес реализации продукции хлебозавода № 4 по каналам сбыта
Примечание. Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия
На рассматриваемом предприятии реализация продукции осуществляется в соответствии с имеющимися заказами торговой сети, то есть предприятие ведёт выпуск продукции на заказ. Приём заявок на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий осуществляют приёмщики-сдатчики стола заказов. Приём заказов ведётся ежедневно в соответствии с планом производства и ассортиментом выпускаемой продукции. В конце рабочего дня подсчитываются заказы в разрезе торгов, по каждому виду продукции и общее количество. Ведётся также учёт отказов торговых предприятий от продукции. На основании принятых заявок хлебный, булочный и кондитерский цеха выпекают необходимое количество продукции. В среднем объём заказанной продукции составляет от 45-52 тонны.
Хлебозавод № 4 КУП «Минскхлебпром» имеет свою сеть обслуживаемых магазинов. Кроме того, при хлебозаводе № 4 имеется свой фирменный магазин «Свежий хлеб», который осуществляет реализацию выпускаемой продукции, то есть осуществляет работу на свободный рынок. Объём реализованной продукции магазином составляет 5 % от общей реализации продукции. Такие продажи позволяют:
- сохранить контроль над продажами;
- более полно изучать запросы потребителей;
- своевременно выявлять и устранять недостатки, допущенные в процессе создания и производства новых видов продукции;
-обеспечивать более высокий уровень эффективности предпринимательской деятельности.
Для снижения затрат на доставку продукции привлекаются к сотрудничеству и оптовые посредники. Это такие как оптовая фирма «Белхлебком», индивидуальные предприниматели, которые осуществляют забор продукции методом самовывоза. Индивидуальные предприниматели осуществляют доставку продукции с собственных складов по торговым точкам города Минска и Минского района. Объем отгрузки продукции хлебозавода № 4 самовывозом в 2008г. составил 2126 т., что составляет 16,6% от всей реализованной продукции, за январь-сентябрь 2009г. – 1101 т. (12,3%).
В настоящее время основным рынком сбыта продукции КУП «Минскхлебпром» хлебозавода № 4 является г. Минск и Минская область. Предприятие реализует на данном рынке более 90 % произведённой продукции. Объём реализации хлебобулочной продукции по г. Минску и за пределы города представлен в таблице 2.4. Доставка продукции осуществляется автотранспортом ГАП – 2 города Минска, ООО «Авалон-М», ЧУП «Белхлебком-1», ИП «Гончарук», компанией «Оскар плюс».
Таблица 2.4 Объём реализации хлебобулочной продукции по г.Минску и за пределы г.Минска
Годы | Реализовано продукции
| Реализовано за пределы г.Минска | Реализовано по г.Минску | |||
Всего (тонн) | Отклонение от предыдущего года (тонн) | Всего (тонн) (% реализации от всей реализованной продукции) | Отклонение от предыдущего года (тонн) | Всего (тонн) (% реализации от всей реализованной продукции) | Отклонение от предыдущего года (тонн) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2006 | 15830,5 | -410,7 | 5823,1 (36,8% ) | +138,9 | 10007,4 (63,2%) | -549,6 |
2007
| 14287 | -1543,5 | 5740 (40,2%) | -83,1 | 8547 (59,8%) | -1460,4 |
2008 | 12798 | 1489 | 5066,9 (39,6%) | -673 | 7731 (60,4%)
| -816 |
Январь-сентябрь 2009 | 8981 | -589 (в сравнении с янв.-сент. 2009г.) | 3739,5 (41,6%) | -38,5 (в сравнении с янв.-сент. 2009г.) | 5242 (58,4%) | -550 (в сравнении с янв.-сент. 2009г.) |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия.
Таким образом, наибольший объем продукции хлебозавода реализуется в г.Минске. Однако наблюдается тенденция снижения общих продаж. Это связано, прежде всего, с развитием хлебопечения и производства кондитерских изделий в гипермаркетах, а также усилением конкуренции со стороны других производителей хлебобулочных изделий. На данный факт также влияет снижение потребления хлебобулочных изделий городским населением. Кроме того, в %-ном отношении ко всей реализованной продукции объем реализации хлебобулочных и кондитерских изделий за пределы г.Минска за 2007-2008 гг. увеличился по сравнению с 2006 годом.
Рассмотрим подробнее объемы реализации продукции данного предприятия по областям Республики Беларусь (таблица 2.5).
№ п\п | Наименование области | Реализовано | Отклонение
| % соотношения 2008 к 2007 гг. | |
2007 | 2008 | ||||
1 | Минская | 4396,5 | 3688,5 | -708,0 | 83,9 |
2 | Брестская | 33,9 | 87,8 | 53,9 | 259,0 |
3 | Витебская | 638,7 | 603,4 | -35,3 | 94,5 |
4 | Гомельская | 59,6 | 73,8 | 14,2 | 123,8 |
5 | Гродненская | 372,0 | 311,7 | -60,3 | 83,8 |
6 | Могилевская | 219,6 | 266,5 | 46,9 | 121,4 |
| Итого: | 5720,3 | 5031,7 | -688,6 | 88 |
Таблица 2.5 Сравнительный анализ реализации по областям Республики Беларусь по хлебозаводу № 4 за 2007-2008 гг.
Примечание. Источник: собственная разработка на основании отчетности предприятия.
Необходимо отметить, что хлебозавод пытается удержать свои позиции за счет расширения географии продаж, что ему удается. Об этом свидетельствует рост объема продаж в Брестской, Гомельской и Могилевской областях. Однако данный факт имеет и отрицательную сторону. Это, прежде всего, связано с увеличением затрат на транспортировку продукции, что негативно сказывается на себестоимости продукции и рентабельности производства. Наибольший объем хлебобулочной и кондитерской продукции хлебозавода № 4 реализуется по Минской области. Основными городами по Минской области, куда производится поставка продукции, являются Борисов, Столбцы, Молодечно, Жодино, Логойск, Плещиницы, Вилейка, Мядзель и др.
В 2008 году, как и в 2007-2006гг., маркетинговой службой хлебозавода № 4 проводилась работа по изучению рынков сбыта по Республике Беларусь, осуществлялась работа по поиску изделий для освоения в производстве, велась и ведётся работа по размещению рекламы в газетах, каталогах.
Необходимо отметить, что в результате проведенной работы маркетинговой службой в течение 2006-2008гг. рынок сбыта продукции хлебозавода № 4 КУП «Минскхлебпром» значительно расширился. Хлебобулочные и кондитерские изделия, изготавливаемые на предприятии, стали поставляться в города Витебской (Полоцк, Новополоцк), Гродненской (Ошмяны, Волковыск), Могилевской (Бобруйск, Кричев), Брестской (Пинск, Барановичи) областей. Также в 2008 году в небольших объемах начала осуществляться поставка продукции хлебозаводов КУП «Минскхлебпром» (в том числе и хлебозавода № 4) в Российскую Федерацию.
Кроме того, наблюдается положительная тенденция в увеличении объемов реализации продукции за пределы г.Минска и расширении рынков сбыта. Это говорит о том, что продукция хлебозавода больше пользуется спросом в регионах. При этом объем продаж очень тесно связан с товарной номенклатурой и товарным ассортиментом.
Ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий, производимых хлебозаводом № 4 КУП «Минскхлебпром», довольно разнообразен. Производятся заварные сорта хлеба, хлеба с зерновыми добавками, хлеб тостовый, диетические и диабетические хлебобулочные изделия, булочные изделия, пироги, из кондитерских изделий – мягкие и вафельные торты, пирожные, вафли, кондитерские изделия с фруктами, кексы, коврижки, щербет и т.д. Одно из важнейших направлений деятельности завода – разработка и производство диетических хлебобулочных изделий: