Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:16, отчет по практике
В последнее десятилетие в ассортименте хлебной продукции произошли и продолжаются значительные изменения. И это закономерно, ассортимент вырабатываемой хлебной продукции в значительной степени должен зависеть от структуры питания населения.
Введение
1. Обязательная часть программы практики………………………...............4
1.1. Характеристика предприятия и продукции………………………………4
1.2. Имущество и кадровый состав предприятия………..…………………..12
1.3. Управление предприятием…………………………………….................19
1.4. Организация производства и труда……………………………………...30
1.5. Инновационная деятельность на предприятии………………………....36
1.6. Эффективность и финансовое состояние предприятия………………..38
2. Индивидуальная часть программы практики…………………………...40
Прогнозные расчеты развития предприятия на перспективу………………...54
Выводы и предложения…………………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………...………….65
Список использованных источников……………………………………….….
Основное производство возглавляют соответственно начальник хлебного участка, булочного и кондитерского. Оно размещается в одном здании. Булочный и хлебный участок работают в трехсменном режиме, кондитерский - в двухсменном пять дней в неделю. Вспомогательное и обслуживающее производства расположены в отдельно стоящих зданиях и включают: ремонтно-механические мастерские, сырьевой склад, склад БХМ (бестарного хранения муки), компрессорная, котельная. На заводе функционирует производственно-
На хлебозаводе № 4 КУП «Минскхлебпром» система обслуживания потребителей организована следующим образом – выделен участок по сбыту готовой продукции. В штат участка входят (рис.3.1):
Рис. 3.1 Состав участка по сбыту готовой продукции
Данный участок находится в непосредственном подчинении директора хлебозавода, функционально участок подчиняется отделу маркетинга и сбыта КУП «Минскхлебпром». Основными задачами участка по сбыту готовой продукции является своевременная реализация хлебобулочной и кондитерской продукции в широком ассортименте требуемого качества и количества, обеспечение выполнения показателей экономического прогноза, максимальное освоение и завоевание рынков сбыта, проведение маркетинговых исследований рынков сбыта.
Функциями отдела сбыта являются:
1. Организация приёма готовой продукции с цехов. Контроль условий хранения и обеспечение сохранности готовой продукции.
2. Своевременное осуществление заявок на ГАП-2, ООО «АВАЛОН-М» и др. для отгрузки и доставки готовой продукции.
3. Организация отгрузки готовой продукции, оформление ТТН на отгруженную продукцию.
4. Согласование с покупателями условий и сроков поставок.
5. Организация работы складов готовой продукции, осуществление надзора за техническим состоянием складских помещений и оборудования.
6. Организация ведения учёта наличия, движения готовой продукции. Проведение инвентаризации материальных ценностей в установленные сроки.
7. Организация работы автотранспорта отдела по доставке продукции потребителю.
8. Составление отчётности в установленные сроки.
На рассматриваемом предприятии реализация продукции осуществляется в соответствии с имеющимися заказами торговой сети, то есть предприятие ведёт выпуск продукции на заказ. Приём заявок на поставку хлебобулочных и кондитерских изделий осуществляют приёмщики-сдатчики стола заказов. Приём заказов ведётся ежедневно в соответствии с планом производства и ассортиментом выпускаемой продукции. В конце рабочего дня подсчитываются заказы в разрезе торгов, по каждому виду продукции и общее количество. Ведётся также учёт отказов торговых предприятий от продукции. На основании принятых заявок хлебный, булочный и кондитерский цеха выпекают необходимое количество продукции. В среднем объём заказанной продукции составляет от 45-52 тонны.
При хлебозаводе № 4 имеется свой фирменный магазин «Свежий хлеб», который осуществляет реализацию выпускаемой продукции, то есть осуществляет работу на свободный рынок. Объём реализованной продукции магазином составляет 5 % от общей реализации продукции. Такие продажи позволяют:
- сохранить более полный контроль над продажами;
- более полно изучать запросы потребителей;
- своевременно выявлять и устранять недостатки, допущенные в процессе создания и производства новых видов продукции;
-обеспечивать более высокий уровень эффективности предпринимательской деятельности.
Для снижения затрат на доставку продукции привлекаются к сотрудничеству и оптовые посредники. Это такие как оптовая фирма «Белхлебком», индивидуальные предприниматели, которые осуществляют забор продукции методом самовывоза. Индивидуальные предприниматели осуществляют доставку продукции с собственных складов по торговым точкам города Минска и Минского района. Объем отгрузки продукции хлебозавода № 4 самовывозом в 2008г. составил 2126 т., что составляет 16,6% от всей реализованной продукции, за 1 квартал 2009г. – 352 т. (11,8%) .
Хлебозавод № 4, разработав комплекс целей распределения, формирует такую систему распределения, которая обеспечит достижение этих целей с минимальными издержками. При этом принимаются решения по следующим основным вопросам:
- как работать с заказчиками (обработка заказов);
- где хранить продукцию;
- какой запас всегда должен быть под рукой;
- каким образом отгружать товары (транспортировка).
Иногда хлебозаводу № 4 приходиться формировать совсем не тот канал, который предприятие предпочитает, поскольку работать с каналом желаемой структуры либо слишком сложно, либо слишком дорого. И в ряде случаев такое решение о формировании нового канала может оказаться исключительно удачным.
Одной из важных задач хлебозавода № 4, является установление контроля за продвижением продукции к потребителям. Если такой контроль удаётся установить, то существует возможность оказывать непосредственное влияние на рынок, обеспечивая эффективную политику продвижения товара. Отсутствие же должного контроля может привести к полнейшему провалу маркетинговой стратегии фирмы.
Служба маркетинга хлебозавода № 4 представлена экономистом по маркетингу и сбыту и 5 специалистами по маркетингу и сбыту, которые входят в состав участка по сбыту готовой продукции. На мой взгляд, в сложившихся рыночных условиях для продвижения товара на рынок и расширения рынков сбыта этого недостаточно. Таким образом, управление маркетинга находится только в стадии становления и призвано, не только руководить деятельностью предприятия по сбыту продукции на внутреннем рынке, но и нести ответственность за планирование производства, разработку стратегии и тактики, рекламу, политику цен, выбор каналов сбыта и методов стимулирования продаж.
Концепция маркетинга хлебозавода № 4 КУП «Минскхлебпром» состоит в следующем:
- полное выявление нужд и потребностей покупателей;
- разработка и изготовление продукции, которая необходима потребителю с соответствующей упаковкой и информацией о потребительских свойствах;
- установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль предприятию;
- доставку произведенных товаров в приемлемое для покупателя время и место;
- продвижение товара, включая рекламу, содействие торговли, создание благоприятного впечатления о товаре.
Маркетинговый контроль – это систематическое сопоставление фактических и запланированных результатов работы предприятия в целях обеспечения его эффективной производственной деятельности. На хлебозаводе № 4 КУП «Минскхлебпром» объектами контроля являются объем продаж хлебобулочных и кондитерских изделий, величина прибыли и убытков, также изучается реакция покупателей на новую продукцию и их объемы продаж. Наиболее важным на нашем предприятии является ежегодный плановый контроль, с помощью которого устанавливают отклонение фактических результатов производственной деятельности хлебозавода № 4 от запланированных. Эти отклонения контролируются и предоставляются в виде отчетов еженедельно, ежемесячно и ежеквартально. В первую очередь, составляется отчет об объемах производства и продаж хлебобулочных и кондитерских изделий в разрезе видов, а также анализируется объем их продаж на конкретных рынках сбыта. Данные сведения предоставляются в КУП «Минскхлебпром», куда предоставляют такие же сведения и другие структурные подразделения унитарного предприятия. Проводится также анализ соотношения между затратами и объемом продаж хлебобулочных и кондитерских изделий (устанавливается достаточно ли предприятие выделяет средств для обеспечения запланированного объема продаж и не являются ли такие расходы низкими), финансовый анализ и др.
На хлебозаводе № 4 проводится также такой вид контроля, как контроль прибыли. Для проведения контроля прибыли устанавливаются общие издержки по отдельным статьям расходов, а затем определяются соответствующие доходы и составляется баланс прибыли и убытков. Данный вид контроля на хлебозаводе № 4 осуществляет бухгалтерия. На основе анализа балансов доходов и расходов анализируется как эффективность производственной деятельности предприятия, так и эффективность использования маркетинга.
На хлебозаводе № 4 КУП «Минскхлебпром» ведется постоянный контроль за эффективностью маркетинговой деятельности. Анализируются объемы продаж хлебобулочных и кондитерских изделий, а также новых видов изделий, изучаются рынки сбыта продукции, потребители, конкуренты, а также в целом внешняя среда маркетинга. Все это позволяет наиболее полно оценить эффективность реализации тех или иных элементов маркетинга и разработать рекомендации по обеспечению высокого уровня маркетинговой деятельности.
В 2008 году, как и в 2007-2006гг., маркетинговой службой хлебозавода № 4 проводилась тщательная работа по изучению рынков сбыта по Республике Беларусь, постоянно осуществлялась работа по поиску изделий для освоения в производстве, велась и ведётся постоянная работа по размещению рекламы в газетах, каталогах.
Необходимо отметить, что в результате проведенной работы маркетинговой службой в течение 2006-2008гг. рынок сбыта продукции хлебозавода № 4 КУП «Минскхлебпром» значительно расширился. Хлебобулочные и кондитерские изделия, изготавливаемые на предприятии, стали поставляться в города Витебской (Полоцк, Новополоцк), Гродненской (Ошмяны, Волковыск), Могилевской (Бобруйск, Кричев), Брестской (Пинск, Барановичи) областей. Также в 2008 году в небольших объемах начала осуществляться поставка продукции хлебозаводов КУП «Минскхлебпром» (в том числе и хлебозавода № 4) в Российскую Федерацию.
Постоянно ведется обновление ассортимента выпускаемой продукции, в соответствии с изменением покупательского спроса. Реализация новых видов продукции осуществляется через существующие каналы распределения, путём работы с товароведами, с целью представления данных товаров в магазинах.
Отметим, что в течение шести последних лет наблюдается падение производства хлебобулочных изделий в целом по Республике Беларусь. Специалисты объясняют это изменением структуры питания населения и мировыми тенденциями потребления, а также увлечением населения разными новомодными диетами и недостаточной информированностью о полезности хлеба. Среднедушевое потребление хлебобулочных изделий в Беларуси – 166 г в сутки на человека, или 60,8 кг в год. Это больше, чем в России (148 г, 54 кг) и в Украине (126 г, 46,1 кг), в Европе этот показатель равен 145 г. Рекомендуемая Минздравом норма потребления хлеба для взрослого трудоспособного человека составляет 200-250 г в сутки. Таким образом, население, уменьшив потребление хлеба, недополучает необходимый набор витаминов, макро- и микроэлементов.
У каждой страны свои особенности в ассортименте хлеба и хлебобулочных изделий. В Украине и в России ржаной и ржано-пшеничный хлеб составляет около 30% , а у нас эти виды хлеба традиционно преобладают – их более 70%. Особенно пользуются спросом у белорусов заварные хлеба, которые вырабатываются по уникальной технологии с использованием термофильной молочно-кислой закваски. Также пользуются спросом и специальные лечебные сорта хлеба, которые можно употреблять в пищу как в профилактических, так и в лечебных целях. Сегодня вырабатывается более 150 наименований таких сортов хлеба, что составляет 20% от общего объема хлебобулочных изделий. Это хлеб с пониженным содержанием углеводов, обогащенный витаминами, микроэлементами.
Расширяется ассортимент таких изделий, как тостовые хлеба, лепешки, сдобные булочки, булочные изделия с овощными начинками, с консервированной морской капустой и другими салатными начинками, ватрушки фруктово-ягодные, пышки к бульону и другие оригинальные изделия с нетрадиционными видами сырья. Вырабатываются хлеба с посыпками из семян льна, подсолнечника, кунжута, тмина. Разрабатываются изделия оригинальной формы (узкие, длинные, круглые, овальные, квадратные, цилиндрические и др.), разной массы (от 0,5 кг до 8 кг, в том числе весовые).
В соответствии с вышеизложенными предпочтениями покупателей, на хлебозаводе № 4 в 2008 г. увеличился выпуск булочных изделий 300 г и менее, булочных изделий 100 г. и менее, диетических изделий, сдобных булочных изделий, а также заварных сортов хлеба. Снижено потребление улучшенных сортов хлеба, хлеба с зерновыми добавками, батонов, багета, пирога.
Также большим спросом у покупателей пользовались хлебобулочные изделия предприятия в упаковке и нарезанном виде. Упаковке товара придается большое значение. В связи с этим упаковка предусматривается яркая, красочная, побуждающая к покупке. Необходимо особенно подчеркнуть влияние на человека, осуществляющего интуитивную покупку, брэнда. При выборе продукта среди разносторонних производителей, выбор будет сделан в пользу узнаваемого брэнда. Торговая марка должна подчёркивать особенности продукта, выделять сильные стороны предприятия и не навязчиво подталкивать покупателя к покупке данного изделия.
Для успешного продвижения продукции на рынок и расширения рынка сбыта необходима массивная реклама, а также мероприятия по стимулированию сбыта. К новым изделиям у покупателей всегда присутствует сомнение, и решить эту задачу помогут мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта. Мероприятия по формированию спроса на продукцию, применяемые на хлебозаводе № 4, заключаются в том, чтобы:
1. Сообщить покупателям о существовании товара.
2. Осведомить покупателей о свойствах товара.
3. Предоставить доказательства относительно качества товара, то есть описать потребительские свойства товара.
В настоящее время службой маркетинга с целью расширения рынков сбыта и объёма реализации товара ежегодно планируется ряд рекламных мероприятий:
а) участие в республиканских оптовых выставках – ярмарках, проводимых в городе Минске четыре раза в год, согласно приглашений организаторов;
б) участие в специализированных ярмарках в городе Москве – 2 – 3 раза в год, согласно расписания организаторов;
г) изготовление рекламного ролика о заводе и выпускаемой продукции;
д) заключение договоров на размещение рекламы в газетах.
На мой взгляд, хлебозаводу № 4 необходимо осуществить следующие мероприятия для более полного ознакомления потребителей с ассортиментом продукции:
- Бесплатная раздача новой продукции – в расчёте на покупку большего количества.
- Проведение выставок специально для представителей потенциальных покупателей.
- Увеличение рекламы в прессе, печатной рекламы (проспекты, каталоги, плакаты и так далее).