Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:16, отчет по практике
В последнее десятилетие в ассортименте хлебной продукции произошли и продолжаются значительные изменения. И это закономерно, ассортимент вырабатываемой хлебной продукции в значительной степени должен зависеть от структуры питания населения.
Введение
1. Обязательная часть программы практики………………………...............4
1.1. Характеристика предприятия и продукции………………………………4
1.2. Имущество и кадровый состав предприятия………..…………………..12
1.3. Управление предприятием…………………………………….................19
1.4. Организация производства и труда……………………………………...30
1.5. Инновационная деятельность на предприятии………………………....36
1.6. Эффективность и финансовое состояние предприятия………………..38
2. Индивидуальная часть программы практики…………………………...40
Прогнозные расчеты развития предприятия на перспективу………………...54
Выводы и предложения…………………………………………………………58
Заключение…………………………………………………………...………….65
Список использованных источников……………………………………….….
Преимущества конкурентов: 1) срок годности продукции конкурентов значительно дольше по вафельной продукции и составляет от 3-х до 9-ти месяцев, в то время как изделия хлебозавода № 4 имеют срок хранения по отдельным видам продукции только до 2-х месяцев (пряники) и до одного месяца (вафельные изделия); 2) значительно ниже цена; 3) выигрывает упаковка по внешнему виду: яркая, красочная, коробки для тортов с «окошками», что позволяет покупателю наглядно видеть приобретаемый товар. Металлизированная упаковка позволяет сохранить внешний вид продукции. Для каждого наименования торта идет индивидуальная упаковка, в то время как торты хлебозавода № 4 имеют одинаковые упаковочные коробки для разных наименований тортов.
Рынки сбыта для кондитерских и булочных изделий можно классифицировать по удалённости от места производства следующим образом:
- Минск и Минская область
- региональный рынок РБ
- рынок постсоветских республик
- рынок дальнего зарубежья.
Рынок дальнего зарубежья для нашего предприятия сложен в связи с большими барьерами входа (таможенное оформление, сертификация производства, большие транспортные расходы, недостаток опыта работы), а также в связи с существующей конкуренцией.
Из рынков постсоветских республик для нас более интересным является Российская Федерация (отсутствие таможенных барьеров и возможность интеграции), рассмотрим данный рынок подробнее.
С точки зрения политики данный рынок является стабильным и прогнозируемым, большие переломы в ближайшем будущем не предвидятся. Однако, политика государства РФ все больше нацелена на поддержку бизнеса и как следствие возможно введение ограничительных мер для товаров белорусского производства. В последнее время в РФ наблюдается экономический подъём, рост производства и потребления товаров. Экономический рост в России привёл к бурному росту старых и появлению новых продуктовых компаний. Поддержка частного бизнеса и преобразование государственных предприятий в частные привела к приходу новых команд управленцев. Новые менеджеры, финансисты, маркетологи в своей деятельности руководствуются опытом западных стран. Отличительной чертой поведения компаний является агрессивная стратегия (поглощение более мелких компаний, завоевание большой доли рынка, активная рекламная стратегия и т.д.).
Можно выделить следующие преимущества российских и белорусских компаний в борьбе за рынок РБ:
- Преимущества российских компаний: более низкие налоги по сравнению с Республикой Беларусь; высоко поставленный менеджмент; финансовая стабильность; стабильное финансирование; постоянство законов и правил игры.
- Преимущества белорусских компаний: близкое расположение к рынкам сбыта; наработанные базы для производства, поддержка со стороны государства (дотации и др.); высокая степень изученности рынков.
Также заметим, что присутствие продукции КУП «Минскхлебпром» хлебозавода № 4 на рынке России является возможным, однако является сложным и дорогостоящим элементом стратегии развития предприятия, и будет сопровождаться конкурентной борьбой за каждую долю и за каждый сегмент рынка. Для работы на данном рынке необходима профессиональная команда, имеющая опыт работы, стабильное и достойное финансирование.
Более интересными для нас являются два первых рынка – город Минск и Минская область, а также региональный рынок. Минск и Минская область – традиционный рынок сбыта, поэтому вывод новой и существующей продукции на него является реальным мероприятием.
Объём реализации хлебобулочной продукции по г. Минску и за пределы города представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Объём реализации хлебобулочной продукции по г.Минску и Минской области.
Годы | Реализовано продукции
| Реализовано за пределы г.Минска | Реализовано по г.Минску | |||
Всего (тонн) | Отклонение от предыдущего года (тонн) | Всего (тонн) | Отклонение от предыдущего года (тонн) | Всего (тонн) | Отклонение от предыдущего года (тонн) | |
2005 | 15830,5 | -410,7 | 5823,1 | +138,9 | 10007,4 | -549,6 |
2006 | 14287 | -1543,5 | 5740 | -83,1 | 8547 | -1460,4 |
2007 | 12798 | 1489 | 5066,9 | -673 | 7731 | -816 |
1 квартал 2009 | 2974 | -165 (в сравнении с 1 кв. 2008г.) | 1206,2 | -30 (в сравнении с 1 кв. 2008г.) | 1768 | -135 (в сравнении с 1 кв. 2008г.) |
Рассмотрим подробнее объемы реализации продукции данного предприятия по областям Республики Беларусь (табл. 1.3.).
Таблица 1.3 Сравнительный анализ реализации по областям Республики Беларусь по хлебозаводу № 4 за 2007-2008 гг.
№ п\п | Наименование области | Реализовано | Отклонение
| % соотношения 2008 к 2007 гг. | |
2007 | 2008 | ||||
1 | Минская | 4396,5 | 3688,5 | -708,0 | 83,9 |
2 | Брестская | 33,9 | 87,8 | 53,9 | 259,0 |
3 | Витебская | 638,7 | 603,4 | -35,3 | 94,5 |
4 | Гомельская | 59,6 | 73,8 | 14,2 | 123,8 |
5 | Гродненская | 372,0 | 311,7 | -60,3 | 83,8 |
6 | Могилевская | 219,6 | 266,5 | 46,9 | 121,4 |
| Итого: | 5720,3 | 5031,7 | -688,6 | 88 |
Таким образом, наибольший объем продукции хлебозавода реализуется в г.Минске. Однако, в последние годы объем реализации хлебобулочных и кондитерских изделий за пределы г.Минска приближается к соответствующему показателю по г.Минску.
Наибольший объем хлебобулочной и кондитерской продукции хлебозавода № 4 реализуется по Минской области. Основными городами по Минской области, куда производится поставка продукции, являются Борисов, Столбцы, Молодечно, Жодино, Логойск, Плещиницы, Вилейка, Мядзель и др. Также значительная часть продукции реализуется по Витебской и Гродненской областям.
Таким образом, на хлебозаводе № 4 для распределения продукции используется непрямой канал сбыта. В частности, распространен канал сбыта через торговлю, который предусматривает продажу изготовителем своей продукции оптовой или розничной торговле. Соответственно, реализация продукции на рассматриваемом предприятии осуществляется в соответствии с имеющимися заказами торговой сети, то есть предприятие ведёт выпуск продукции на заказ. Необходимо способствовать дальнейшему привлечению к сотрудничеству крупных оптовых посредников, так как при данном канале распределения имеется ряд преимуществ для предприятия.
Необходимо отметить положительную тенденцию в увеличении объемов реализации продукции за пределы г. Минска и расширению рынков сбыта. Это говорит о том, что продукция хлебозавода пользуется довольно высоким спросом в других областях республики.
1.2. Имущество и кадровый состав предприятия.
Решение задачи стабилизации и дальнейшего наращивания производства в агропромышленном комплексе Республики Беларусь требует улучшения использования производственного потенциала. Производственный потенциал АПК – экономическая категория, выражающая системную характеристику производительных сил как совокупность различных комбинаций производственных ресурсов: земельных, капитала (в виде основных и оборотных фондов) и трудовых ресурсов. Основными составляющими производственного потенциала хлебозавода № 4 КУП «Минскхлебпрома» являются: трудовые ресурсы, основные производственные фонды, оборотные средства.
Под трудовыми ресурсами принято понимать часть трудоспособного населения, обладающего физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. Весь производственно-промышленный персонал рассматриваемого предприятия подразделяется на две основные категории: рабочие и служащие. Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, юридические и другие функции. Служащих относят к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Они объединяются в несколько подгрупп: руководители, специалисты, технические исполнители. В составе рабочих выделяют две группы: основных и вспомогательных.
В 2007 году численность работающих на предприятии составляла 364 человека, а в 2008 году - 377 человек. В таблице 2.1 представлено изменение численности персонала хлебозавода № 4 КУП «Минскхлебпром» за ряд лет.
Таблица 2.1 Изменение численности персонала за период 2004 - март 2009 гг.
Годы
| Среднесписочная численность (чел.)
| Темп изменения к предыдущему периоду, % |
2004
| 331
|
|
2005
| 343
| 103,6 |
2006
| 342
| 99,7 |
2007 | 364 | 106,4 |
2008 | 377 | 103,6 |
Март 2009г. | 382 | 101,3 |