История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      3. Абсолютная веротерпимость и  неотчуждаемая свобода совести.

      4. Установление конституционной монархии.

      Джон  Мильтон (поэт, публицист)

      1. Народ  является  единственным  источником  и  носителем   суверенитета государства.

      2. Ответственность правителей перед  народом

      3. Выступает за республику, но допускает  монарха избираемого и сменяемого.

      4. Преимущественно избирает права  для среднего класса (городская  буржуазия).

      Сидней  Олджернон

      1.     Договорная  природа  происхождения  государства «тот  кто утверждает государство, тот и вправе его аннулировать».

      2.     Конституционная монархия.

      Джеймс  Гаррингтон. Республика Океания»

      1. Выступал   за   создание   буржуазно-дворянской  республики  «Без   примеси аристократии невозможно существование народного государства».

      2. Установил зависимость между  формами государства и характером  распределения собственности в обществе.

      3. Не власть  создает собственность,  но собственность  создает  власть,  т.е. экономика. Собственность первична по отношению к политическим институтам.

      4. Каков баланс собственности, таков  и порядок власти в обществе.

      Левеллеры

      Джон  Лильберн.

      1. Суверенитет  народа  первичен  и  обладает  верховенством   по  отношению  к суверенитету монарха

      2. Неотчуждаемость  народного  суверенитета,  т.е.  право  народа  на  власть естественно.

      3. Естественный закон всегда обладает  приоритетом по отношению к  гражданскому.

      К естественному закону он относит:

      - право собственности

      - свободу совести

      - свободу печати

      - свободу промышленности и торговой деятельности

      - равенство перед законом и судом.

      4.  Отрицал существование монархии  и олигархии, выступал за республику  с выборным однопалатным парламентом.

      5.  Выступал за всеобщее избирательное  право, за исключением слуг и нищих.

      6. Необходимость деления власти, но  не может быть абсолютного'явления  власти

      7. Отделение религии и церкви  от государтсва.

      Диггери

      Джерорд Уинстенли. «закон свободы» дата смерти неизвестна.

      1. Общее право собственности на  землю, право частной собственности противоречит естественному праву.

      2. Понятие свободы: это наличие  прав и обеспечение определенным  материальным достатком

      3 - Избрание должностных лиц государственной  службы, впервые формулирует понятие референдума  как  высшей  формы  проявления  народовластия.  Как абсолютную систему принятия закона. В этой системе формируются 2 вещи; принятие закона с согласия и ведома народа.

      4. Взял идею патернализма, т.е. принцип  семейного, общинного построения  власти в государстве.

      5. Допускал существование рабства а также смертной казни. 

      Вопрос  42. Политико-правовые учения Томаса Гоббса

      Томас Гоббс (1588-1679). «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан»

      .1. Естественным  состоянием  существования   развития  человеческого  общества является война всех против всех, основу этой войны составляют 2 вещи: эгоизм и  коллективизм.  Преодоление  этого противоречия в том,  что человеческий страх, его инстинкт самосохранения соединился с естественным разумом, что приводит к установлению естественных законов (около 15 законов):

      1. необходимо стремиться и следовать  миру

      2. Каждый должен отказаться от  своих прав в той мере,  в  которой это необходимо для  интересов мира и самозащиты.

      3. Каждый  должен  соблюдать   заключенные  соглашения,   это  является источником справедливости.

      4. Не делай другим того, чего  не желаешь себе и др. законы.

      Естественный  закон - это свобода  делать что-либо или не делать что- либо

      ПОЗИТИВЕШЙ  закон - это   предписание делать что либо или не делать что либо.

      Естественный  закон это разум, а позитивный закон это сила.

      2. Государство.

      Учреждение  государства  происходит  только  для  того,  что  бы  преодолеть естественное состояние войны всех против всех. «Лучше политический абсолютизм, чем постоянные,  необузданные конфликты частных интересов»   Государство для

      Гоббса  есть  абсолютный  гарант  существования  и  обеспечения  реализации естественного закона.

      Две формы государства:

      1. Политические формы.

      2. Приобретенные по праву войны  (основанные на приобретении с  помощью силы».

      Три формы правления

      1. Демократия

      2. Аристократия

      3 . Монархия

      Считал  монархию оптимальной формой и являлся      сторонником     абсолютной монархии.  С его точки зрения монарх стоил над законом и ему по существу принадлежит монополия на жизнь и смерть его подданных. Основной долг монарха - забота о народе. Народ обладает правом на восстание, но лишь в том случае, когда  действия монарха реально угрожают жизни подданного. Установил аналогию между государством и человеческим организмам. 

      Вопрос  43. Политико-правовые учения Джона Локка.

      Джон  Локк (1632-1704 гг) 1668 г. устанавливается конституционная монархия в Англии. «2 трактата о государственном правлении». Общие позиции:

      1. Является основоположником раннебуржуазной  доктрины либерализма

      2. Его  учение  занимает  компромиссное  положение  между  крайне  правыми (кальвинисты) и крайне левыми.

      Поддерживал следующие общие идеи:

      1. Идея естественного права.

      2. Идея права народа на восстание  против тирана.

      3. Народный суверенитет.

      4. Общественно договор.

      5. Сбалансированность властей.

      Три блока;

      1. Государство.

      2. Закон

      3 . Разделение властей

      Государство:

      1. Государство - это совокупность  людей, объединившихся в одно  целое под эгидой ими же установленного закона и создавших судебную инстанцию,  правомочную улаживать конфликты между людьми и наказывать преступников,

      2. Лишь в государстве существует  политическая власть, существо которой в том, что бы принимать законы и обеспечивать их реализацию.

      3. Наличие  государства  не  исключает  прав  личности,  а  наоборот  призвано укреплять их.

      4. Неотчуждаемые права личности - это  граница, до которой  может  действовать государство. К неотчуждаемым правам относятся:

      - право народа на восстание

      - право народа (нации) на определение  оптимальной формы правления.

      - Право на жизнь.

      Заков

      1. Это мера дозволенного поведения  и одновременно конституирующий  признак государства.  Закон должен быть стабилен и длителен во времени,  закон должен быть обязателен к исполнению для всех граждан государства.

      2. «Нельзя достичь блага всех  не защитив свободу каждого». При этом свобода это все то, что определено законом.

      Разделение  власти

      Формирует классическое разделение властей и  дает характеристики:

      1. Законодательная власть - власть  верховная, но не абсолютная, только  она вправе принимать законы.

      2. Административная власть - самостоятельна  в рамках принятого закона.

      3. Судебная  власть  -  независима          при    принятии    решения    о законности или незаконности поведения человека. Впервые научно  проводит  соотношение  народного  суверенитета и суверенитета государя.

Политически-правовые  учения в эпоху  европейского просвещения.

      1. Политически-правовые взгляды Аруэ  Франсуа Мари Вольтера

      2. Учение о государстве и праве  Шарля Луи Монтескье

      3. Политические и правовые учения  Жан Жака Руссо.

      4. Политически-правовые учения якобинцев.

      5 . Политическая идеология французских  социалистов

      6. Естественно-правовые учения в  Германии 17-18 вв.

      7. Политически-правовые учения в  Италии 18 в. 

      Вопрос  44. Политически-правовые взгляды Аруэ Франсуа Мари Вольтера

      Аруэ  Франсуа Мари Вольтер (1694-1776).Блистательный мыслитель эпохи просвещения. Его незаурядность:

      1.Учение  о свободе

      2. Идея гуманистического развития  мира

      3. Антикатолицизм

      Специальных политических произведений нет, в основном пьесы, статьи, памфлеты.

      1. Релипия. Был проклят римской католической церковью. «Если бы бога не было, его следовало бы придумать» Он не видел в мире лучшего экономического правительства, нежели религия. Она производит свой товар не отвечая не за что.  Церковь  необходима как узда для народа.  Ненавидел народовластие и демократию: «чернь должна быть там, где она есть».

      2. Свобода и равенство.  Свобода  личности превыше всего, даже  свободы общества в целом. Свобода может зависеть только от закона. Там где нет законов, нет и свободы,

      1. Свобода слова

      2. Свобода совести

      3. Свобода печати

      4. Право на труд,

      Он  воспринимал  равенство  только  в  юридическом  смысле:  все  должны  быть одинаково  равны  перед  законом,  одинаково  зависимы  и  одинаково  защищены законом. С точки зрения равенства предполагал зависимость от имущественного положения. Выступал за ликвидацию сословных привилегий, ликвидацию церковных судов,  замену аристократии бюрократией,  за допущение адвокатов в судебный процесс, за отмену пыток.

Информация о работе История политических и правовых учений