История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      Гракх Вабеф (1760-1797). Учение – бабувизм. Главная идея:   теория  заговора достойных,  значит критическая личность, образованная и т.п. Заговор должен состоять из трех этапов;

      1. Восстание и революционный захват  власти.

      2. Переходный  период  -  формирование  национального  собрания,  принятие ряда социально-экономических благ для народа [ликвидация частной собственности, народное правление и т.д.)

      3. Установление республиканского  правления ан началах коллегиальности.

      Основные  идеи:

      1. Принцип организации общества по подобию армии (иерархия сверху вниз).

      2. Жесткая регламентация общественной  и личной жизни. 

      Вопрос 49. Естественно-правовые учения в Германии 17-18 вв.

         Саиуип Пуфиндорф. Идеолог  абсолютной  монархии,  которая является идеальной формой правления.

      Идеологические  позиции:

      1. Человеческий коллективизм имеет  естественную природу происхождения  «легче вместе выжить».

      2. Есть  два  начала  государства:,  с  одной  стороны  государство   —  это божественное создание,  его не  возможно создать  без согласия народа, значит   два основания происхождения государства:  договор  [пактум)   о соединении народа в единое целое и постановление (дикретум)  о приемлемой форме правления.

      3. «Душа государства» состоит в  том, что народ добровольно  отчуждает от себя власть и передает ее верховному правителю.

      4. Право народа на восстание,  которое не принадлежит отдельному  человеку. 

      Кристиан  Томазий

      1. Государство   -   это   форма   общественного  договора,   направленное  на нивелирование отрицательных последствий развития человеческого общества.

      2. Приоритет морали по отношению  в праву: политиком не является  тот, кто не является настоящей нравственной личностью

      3. Ликвидация частной собственности,  но в будущем. 

      Кристиан  Вольф

      1. Государство это плод соглашений между семьями и домами в стремлении к счастью.

      2. Обеспечение правовых условий  развития третьего сословия.

      3. Право народа на восстание. 

      Вопрос 50. Политически-правовые учения в Италии 18 в. 

      Основные  черты:  формирование  буржуазных  основ  общества  и  боязнь  разрыва с прошлым.

      Джам Батиста Вико  (1668-1744). «Основание новой науки об общей природе наций»

      1. Главная идея: История есть объективный,  циклический, закономерный процесс.

      2. Применил два метода:

          1. Сравнительный историзм

          2. Метод детерминизма  /  зависимости  в объяснении государственно-правовых институтов.

      3.  Цикличность исторического развития  есть три эпохи:

          1.  Эпоха  богов  (божественная  -  нет  понятия  государственности, юридической нормы).

          2.  Эпоха героев,  аристократическое  правление посредством грубой силы.

          3.   Эпоха правления людей. Демократическое,  республиканское устройство или представительная монархия в реализации идеи народного суверенитета.

      4.  Появление  цивилизованного   общества  начинается  с  момента   принятия законов о юридическом равенстве граждан. 

      Чизаре  Бекариа  (1732-1794). «О преступлениях и наказаниях». Основоположник классической школы  современного  учения права. Главная   идея:    соответствие   между преступлением     и     наказанием    и существующей  в  области  идеей  социальной  справедливости.  «Если  в  обществе существует порядок, когда за один и тот же проступок богатый и бедный получает различное  наказание,  то  можно  сделать  вывод,  что  в  данном  обществе  идеи социальной  справедливости не существует». С его точки зрения пуль восстановления социальной справедливости зависит от трех вещей:

      1. От образования верховного правителя.

      2.  Наличие  хороших  законов.  Хороший  закон  это  тождество  2  вещей:

      - соответствие естественному закону,  и если это соответствие есть, то  возникает

      - тождество между законом и социальной справедливостью.

      3. Ликвидация нищеты. 

      Бутаков

Политико-правовые учения в России II половины ХУН-ХУШ вв.

      1. Политико-правовые идеи. Симеон Полодский.

      2. Политико-правовое воззрение Юрия Крижанича (серб)

      3. Политические идеи Афанасия  Лаврентиевича  Ордина-Нащокина

      4 . Политико-правовая концепция Феофана  Прокоповича

      5. Политико-правовые взгляды Татищева  Василия Никитьевича

      6. Политическая программа Ивана  Тихоновича Посашкоаа

      7. Политико-правовые идеи Михаила Щербатоваъ

      8. Учение о государстве и праве  Семена Ефимовича Денисцкого

      9. Политико-правовые идеи Якова  Козельского

      10.  Политико-правовые учения Александра  Николаевича Радищева 

      Вопрос 51. Политико-правовые идеи. Симеон Полодский.

      г. Полодск в Белоруссии. Симеон Полодский (1629-1680) «Жезл правления», «Рифмологион»,  «Вертоград многоцветный». Основоположник просвещенного абсолютизма в России.

      1 Главная идея: царь (верховный правитель) есть подобие Бога на Земле. Царь - мудрый философ, нравственен, жизнь его происходит по закону и правде.

      2. Главное  предназначение  человека  -  это  исполнение  долга   предопределенного судьбой.

      3. Правосудие должно восстанавливать  правду, а не совершать месть.

      4. Закон должен быть один для  всех, кроме царя.

      5 . Союз России и Белоруссии.

      6. Мир всегда, а война по необходимости, 

      Вопрос  52. Политико-правовое воззрение Юрия Крижанича (серб)

      Крий  Крижанич (1616-1683) 1661-1676гг. - ссылка в Тобольске. 1683г1.  - погиб при захвате венгерской  крепости. Трактат «Политика»

      I. Государство

      •  Власть семей божественную природу  происхождения. Король (т.к. он - серб, то не царь, а король) - это явление божественное; он философ, мудр и т.п.

      •  Основной принцип преемственности  власти - наследование, который не учитывают женщины и иностранцы.

      •  Главная  обязанность  короля  -  это  4  вещи:  обеспечение  веры,  суд,  мир, дешевизна.

      •  Три формы правления правильные и неправильные;

      1. самовладство (идеальная форма) (п.) - тирания (н.)

      2. власть боярская (п.) - олигархия (н.) (представительская)

      3. общевладство (п.) - анархия (н.)

      •  отрицал республику

      •  сумма гарантий непревращения самовладства в тиранию: король-философ, хорошие законы, нормативная регламентация всех сословий и чинов.

      •  выделял  две  формы  рабства:   социальное   (крепостничество),   политическое (подданство).

      II. Закон

      1. Хороший закон  -  это  божественный,  естественный,  соответствующий  природным установлениям.

      2. Закон есть тождество справедливости.

      3. Каков закон, гаков и порядок  в обществе.

      4. Король не подсуден, т.е. закон  для всех, кроме кроля.

      5. Санкции российского законодательства, => смягчить

      III. Гражданское право и судебная  система.

      1. нужно ввести => права:

      •  на  городское  самоуправление  и  частично может  быть  избранной,  а частично назначенной;

      •  право ремесленников на цеховые  объединения;

      •  право крестьян на свободный труд;

      •  организация планирования производства;

      •  рациональное размещение производительных сил;

      • рациональное использование богатств природы;

      «Россию нужно понять, что не сырье, а продукт главное для нее.»

      2 Судебная система должна быть  трехзвенной: боярский суд, приказные  суды (суд воеводы) , городские суды. Допускал выборность и коллегиальности судий.

      IV. Вопросы войны и мира.

      Гри правила войны: без объявления не нападать; послов не убивать; наемников не брать. 

      Вопрос  53. Политические идеи Афанасия  Лаврентиевича Ордина-Нащокина

      А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680). Высокопоставленный  дипломат,   политик,   основоположник  российской  концепции меркантилизма (полезности: «Ты мне - я тебе»). Основные идеи:

      1. Основное  произведение  «Проект   новоторгового  устава»;  призывал  руководство страны широко  использовать  иностранный  опыт,  особенно  в  промышленности и торговле.

      2. Необходима    модернизация    русской    армии:   замена  конного  дворянства ополчением с огнестрельным оружием, т.е. армия из элиты перейдет в нормальную регулярную.

      3. Укрепление российского флота на Балтике и Каспии.

      4. Союз и мир всех славянских народов, 

      Вопрос  54. Политико-правовая концепция Феофана Прокоповича.

      Феофан  Прокопович (1681 - 1736).«Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», '  «Панегирики царственным особам»

      Он - епископ псковский, архиепископ новгородский, президент святейшего синода.

      1. Главная теоретическая  идея:  соединение  элементов европейской. естественно- правовой  школы с  догматами православного богословия:  появление  абсолютной монархии есть акт передачи народом своего суверенитета монарху.

      2. Реформация  России:  замена  боярской думы правительственным сенатом;  замена приказов коллегиями; замена патриархии (это принцип единоначального правления иерархом церкви)  святейшим синодом  (светское правление,  социальный механизм светской власти над церковью) 1701г.; абсолютная монархия с активным участием магистратов;   слияние   боярства   и  дворянства  —  шляхетство   (природную аристократию) .

      История:

      Россия  стала империей 1721г., Петр I - императором.

      1723г. - закон «О престолонаследии»;  принцип - монарх по выбору.

Информация о работе История политических и правовых учений