Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
Гракх Вабеф (1760-1797). Учение – бабувизм. Главная идея: теория заговора достойных, значит критическая личность, образованная и т.п. Заговор должен состоять из трех этапов;
1.
Восстание и революционный
2. Переходный период - формирование национального собрания, принятие ряда социально-экономических благ для народа [ликвидация частной собственности, народное правление и т.д.)
3.
Установление республиканского
правления ан началах
Основные идеи:
1. Принцип организации общества по подобию армии (иерархия сверху вниз).
2.
Жесткая регламентация
Вопрос 49. Естественно-правовые учения в Германии 17-18 вв.
Саиуип Пуфиндорф. Идеолог абсолютной монархии, которая является идеальной формой правления.
Идеологические позиции:
1.
Человеческий коллективизм
2.
Есть два начала государства:,
с одной стороны
3. «Душа государства» состоит в том, что народ добровольно отчуждает от себя власть и передает ее верховному правителю.
4.
Право народа на восстание,
которое не принадлежит
Кристиан Томазий
1. Государство - это форма общественного договора, направленное на нивелирование отрицательных последствий развития человеческого общества.
2.
Приоритет морали по отношению
в праву: политиком не
3.
Ликвидация частной
Кристиан Вольф
1.
Государство это плод
2. Обеспечение правовых условий развития третьего сословия.
3.
Право народа на восстание.
Вопрос
50. Политически-правовые
учения в Италии 18 в.
Основные черты: формирование буржуазных основ общества и боязнь разрыва с прошлым.
Джам Батиста Вико (1668-1744). «Основание новой науки об общей природе наций»
1.
Главная идея: История есть объективный,
циклический, закономерный
2. Применил два метода:
1. Сравнительный историзм
2. Метод детерминизма / зависимости в объяснении государственно-правовых институтов.
3.
Цикличность исторического
1.
Эпоха богов (божественная
- нет понятия
2. Эпоха героев, аристократическое правление посредством грубой силы.
3.
Эпоха правления людей.
4.
Появление цивилизованного
общества начинается с момента
принятия законов о юридическом равенстве
граждан.
Чизаре Бекариа (1732-1794). «О преступлениях и наказаниях». Основоположник классической школы современного учения права. Главная идея: соответствие между преступлением и наказанием и существующей в области идеей социальной справедливости. «Если в обществе существует порядок, когда за один и тот же проступок богатый и бедный получает различное наказание, то можно сделать вывод, что в данном обществе идеи социальной справедливости не существует». С его точки зрения пуль восстановления социальной справедливости зависит от трех вещей:
1.
От образования верховного
2.
Наличие хороших законов.
Хороший закон это
- соответствие естественному закону, и если это соответствие есть, то возникает
- тождество между законом и социальной справедливостью.
3.
Ликвидация нищеты.
Бутаков
Политико-правовые учения в России II половины ХУН-ХУШ вв.
1. Политико-правовые идеи. Симеон Полодский.
2. Политико-правовое воззрение Юрия Крижанича (серб)
3. Политические идеи Афанасия Лаврентиевича Ордина-Нащокина
4
. Политико-правовая концепция
5.
Политико-правовые взгляды
6. Политическая программа Ивана Тихоновича Посашкоаа
7. Политико-правовые идеи Михаила Щербатоваъ
8. Учение о государстве и праве Семена Ефимовича Денисцкого
9. Политико-правовые идеи Якова Козельского
10.
Политико-правовые учения
Вопрос 51. Политико-правовые идеи. Симеон Полодский.
г. Полодск в Белоруссии. Симеон Полодский (1629-1680) «Жезл правления», «Рифмологион», «Вертоград многоцветный». Основоположник просвещенного абсолютизма в России.
1 Главная идея: царь (верховный правитель) есть подобие Бога на Земле. Царь - мудрый философ, нравственен, жизнь его происходит по закону и правде.
2. Главное предназначение человека - это исполнение долга предопределенного судьбой.
3.
Правосудие должно
4. Закон должен быть один для всех, кроме царя.
5 . Союз России и Белоруссии.
6.
Мир всегда, а война по необходимости,
Вопрос 52. Политико-правовое воззрение Юрия Крижанича (серб)
Крий Крижанич (1616-1683) 1661-1676гг. - ссылка в Тобольске. 1683г1. - погиб при захвате венгерской крепости. Трактат «Политика»
I. Государство
• Власть семей божественную природу происхождения. Король (т.к. он - серб, то не царь, а король) - это явление божественное; он философ, мудр и т.п.
• Основной принцип преемственности власти - наследование, который не учитывают женщины и иностранцы.
• Главная обязанность короля - это 4 вещи: обеспечение веры, суд, мир, дешевизна.
• Три формы правления правильные и неправильные;
1. самовладство (идеальная форма) (п.) - тирания (н.)
2. власть боярская (п.) - олигархия (н.) (представительская)
3. общевладство (п.) - анархия (н.)
• отрицал республику
• сумма гарантий непревращения самовладства в тиранию: король-философ, хорошие законы, нормативная регламентация всех сословий и чинов.
• выделял две формы рабства: социальное (крепостничество), политическое (подданство).
II. Закон
1. Хороший закон - это божественный, естественный, соответствующий природным установлениям.
2.
Закон есть тождество
3. Каков закон, гаков и порядок в обществе.
4. Король не подсуден, т.е. закон для всех, кроме кроля.
5.
Санкции российского
III. Гражданское право и судебная система.
1. нужно ввести => права:
• на городское самоуправление и частично может быть избранной, а частично назначенной;
• право ремесленников на цеховые объединения;
• право крестьян на свободный труд;
• организация планирования производства;
• рациональное размещение производительных сил;
• рациональное использование богатств природы;
«Россию нужно понять, что не сырье, а продукт главное для нее.»
2
Судебная система должна быть
трехзвенной: боярский суд,
IV. Вопросы войны и мира.
Гри
правила войны: без объявления не
нападать; послов не убивать; наемников
не брать.
Вопрос 53. Политические идеи Афанасия Лаврентиевича Ордина-Нащокина
А.Л. Ордин-Нащокин (1605-1680). Высокопоставленный дипломат, политик, основоположник российской концепции меркантилизма (полезности: «Ты мне - я тебе»). Основные идеи:
1. Основное произведение «Проект новоторгового устава»; призывал руководство страны широко использовать иностранный опыт, особенно в промышленности и торговле.
2. Необходима модернизация русской армии: замена конного дворянства ополчением с огнестрельным оружием, т.е. армия из элиты перейдет в нормальную регулярную.
3. Укрепление российского флота на Балтике и Каспии.
4.
Союз и мир всех славянских народов,
Вопрос 54. Политико-правовая концепция Феофана Прокоповича.
Феофан Прокопович (1681 - 1736).«Слово о власти и чести царской», «Духовный регламент», ' «Панегирики царственным особам»
Он - епископ псковский, архиепископ новгородский, президент святейшего синода.
1. Главная теоретическая идея: соединение элементов европейской. естественно- правовой школы с догматами православного богословия: появление абсолютной монархии есть акт передачи народом своего суверенитета монарху.
2. Реформация России: замена боярской думы правительственным сенатом; замена приказов коллегиями; замена патриархии (это принцип единоначального правления иерархом церкви) святейшим синодом (светское правление, социальный механизм светской власти над церковью) 1701г.; абсолютная монархия с активным участием магистратов; слияние боярства и дворянства — шляхетство (природную аристократию) .
История:
Россия стала империей 1721г., Петр I - императором.
1723г. - закон «О престолонаследии»; принцип - монарх по выбору.