История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Основной целью нашей контрольной работы является изучение политических и правовых идей средневековья во всех их функциональных связях и взаимодействиях. Исходя из основной цели контрольной работы, сформулированы следующие основные задачи:
1. Осуществить синхронизацию развития политических и правовых идей средневековья;
2. Изучить основные политико-правовые теории и учения средневековья;
3. Дать характеристику политико-правовой идеологии средневековья;
4. провести сравнительный анализ политических и правовых идей эпохи средневековь

Содержание

Введение.……………………………………………………………….....3
1. Теократические теории …………………………………………..........5
2. Политические и правовые идеи средневековых ересей…………….10
3. Политико-правовая теория средневековой схоластики…………….14
4. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского………..…21
Заключение……………………………………………………………….26
Список использованных источников……………………………..….....28

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа ИППУ.docx

— 57.53 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.……………………………………………………………….....3

1. Теократические теории …………………………………………..........5

2. Политические и правовые  идеи средневековых ересей…………….10

3. Политико-правовая теория  средневековой схоластики…………….14

4. Учение о законах  и государстве Марсилия Падуанского………..…21

Заключение……………………………………………………………….26

Список использованных источников……………………………..….....28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Падение Западной Римской  империи (476 г.) завершило период истории  Древнего мира и положило начало истории  средних веков. В странах Западной Европы периода раннего Средневековья (V—X вв.) постепенно складывался сословно-феодальный строй.

К IX—X вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной  власти королей и императоров. Сложились  иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный  строй. Каждое сословие занимало в феодальной иерархии строго определенное место, права (привилегии) и обязанности предопределялись местом в этой иерархии: от привилегированного дворянства, особенно высшего, до обремененного  массой повинностей крестьянства. Общества стран Западной Европы были организованы как монархическо-церковные сословные  иерархии. Каждая ступень этой иерархии имела свой правовой статус, тесно  привязывающий членов даже и высших ступеней феодальной пирамиды к своему месту в сословной структуре. Республиканский воздух городов  делал свободным от крепостнического гнета, но не освобождал от гнета церкви, цеховой регламентации, сословных  обязанностей и ограничений.

Особое место в феодальном обществе Западной Европы занимала католическая церковь. Церкви принадлежало около  трети земель, население которых  находилось от нее в феодальной зависимости. Сама церковь была организована по феодальному образцу на основе принципа строгой иерархии, на монархических  началах возглавлялась римским  папой. У католической церкви были свои суды, вооруженные силы; ряд норм, установленных церковью, имел юридическое  значение (каноническое право). Духовенство  было привилегированным сословием феодального общества, а церковь – важной частью феодальной структуры1.

В период феодальной раздробленности  Западной Европы католическая церковь  была единственной централизованной организацией, во главе которой стоял римский  папа – епископ города Рима, считавшийся  преемником апостола Петра, которому Христос  заповедал создание церкви. Церковь  играла господствующую роль в идеологии  средневекового общества. Отсутствие резкой границы между обществами Древнего мира и средних веков давало возможность использовать апологетику рабства для оправдания крепостничества.

Мировоззрение средних веков  было богословским, теологическим мировоззрением. Античные культура, политика, этика, искусство  высокомерно отвергались церковью как языческая премудрость, ненужная, а то и вредная в свете учения Христа. Занятия философией допускались  только в школах, созданных церковью, функционировавших под ее руководством и контролем; поэтому школьное (схоластическое) знание и образование были богословскими  от начала до конца. Одной из центральных  проблем схоластики являлось соотношение  веры и разума, религии и философии; проблема безоговорочно решалась в  пользу веры и религии, догмы которой  не могут быть опровергнуты разумом  и не требуют философского подтверждения. Высшим источником истины признавалось священное писание, тексты которого были исходным пунктом и важнейшим аргументом в схоластических рассуждениях, причем схоластика ориентировалась даже не столько на священное писание, сколько на догматы официального вероучения католической церкви, опирающиеся на строго определенные и истолкованные тексты, а также на церковное предание (сочинения отцов церкви, решения вселенских и некоторых поместных соборов).

Церковь и религия стремились заполнить всю жизнь человека средневекового общества. Церковь принимала  человека при рождении и напутствовала  на смертном одре; даже будущая жизнь  каждого христианина была в ее руках, поскольку молитвы могли  облегчить участь души в загробном  мире. В таинстве исповеди церковь  следила за каждым поступком, словом и даже мыслью верующего, руководила каждым его шагом, держа в состоянии  постоянного страха за участь души. Колокольным звоном отсчитывались  часы каждого дня, время труда  и отдыха; постами и праздниками  – дни в году, время начала сельскохозяйственных работ и их конца. Огромные, богато украшенные храмы  потрясали психику человека; торжественное  богослужение, музыка и пение брали  в плен его воображение. Чудодейственные  иконы и мощи святых считались  лучшим средством от всех болезней, а крестоцелование и клятва на Библии – наиболее верным средством обеспечения сделок. Вероотступничество было тягчайшим уголовным деянием, а лишение причастия – одной из самых суровых правовых санкций. Церковь была местом, где совершались важнейшие события в жизни человека – свадьбы, крещение детей, отпевание родных и близких, и она же, наконец, была местом, куда можно было спрятаться от преследования, спасая свою жизнь.

Идеологическое господство религии и церкви обусловило то обстоятельство, что основные направления политико-правовой идеологии феодального общества Западной Европы выступали в религиозном  облачении. Общей идейной основой  всех политических и правовых доктрин  Средневековья были религиозные  представления, тексты священного писания. Идеологи господствующих сословий ссылками на Библию стремились обосновать сословное  неравенство, привилегии феодалов, зависимое  положение крестьян. Этой цели служили  тексты о "покорности рабов своим  господам", "богоустановленности власти", "непротивлении злу насилием", содержащиеся в Новом завете. Крестьянство и горожане свой протест против феодального строя выражали в еретических движениях2.

Основной целью нашей  контрольной работы  является изучение политических и правовых идей средневековья  во всех их функциональных связях и  взаимодействиях. Исходя из основной цели контрольной работы, сформулированы следующие основные задачи:

1. Осуществить синхронизацию  развития политических и правовых  идей средневековья;

2. Изучить основные политико-правовые  теории и учения средневековья; 

3. Дать характеристику  политико-правовой идеологии средневековья;

4. провести сравнительный  анализ политических и правовых  идей эпохи средневековья; 

5. Сформулировать общие  выводы по изученному материалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теократические  теории

 

Католическая церковь, возглавляемая  римским папой, притязала на решающее участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей  и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказывались сильные политики. Наиболее острым спорным вопросом между духовной и светской властями был вопрос об инвеституре (право назначения епископов  и аббатов). Порой острыми оказывались  вопросы посвящения (помазания на царство) того или иного короля либо императора.

Могучим средством воздействия  церкви на непокорных ей феодалов был  интердикт (запрещение совершать богослужения и религиозные обряды, налагаемое на отдельных лиц, страну, город), отлучение  от церкви, освобождение подданных  от присяги.

Римским папой, достигшим  заметных успехов в утверждении  верховенства церкви, был Григорий VII (ок. 1021—1085, папа с 1073 г.). В сочинении "Диктат папы", составленном окружением Григория VII, утверждалось, что римский папа имеет власть над всеми государями, наделен правом судить и смещать их, ему полностью принадлежит инвеститура. Спор папы Григория VII и императора Генриха IV об инвеституре перерос в острый конфликт, в результате которого отлученный от церкви и низложенный император был вынужден пойти с покаянием в Каноссу, где находилась резиденция папы.

Наивысшего могущества католическая церковь достигла при Иннокентии III (1160—1216, папа с 1198 г.), объявившим себя не только наследником апостола Петра, но и "викарием Иисуса Христа". При  Иннокентии III было образовано независимое  церковное государство (Папская  область), короли рассматривались как  вассалы папы, а епископы были включены в общую ленную систему.

Притязания церкви и духовенства  на светскую власть обосновывались теократическими  теориями. Суть этих теорий сводилась  к тому, что государство занимает подчиненное по отношению к церкви положение, из чего следует, что светские правители должны быть подчинены  церкви не только как простые верующие, но и в ряде отношений по осуществлению  политической власти.

В обоснование использовались доводы Августина Аврелия, теория "нравственного закона", согласно которой церкви принадлежит право оценивать и "судить" действия императора не только как христианина, но и как носителя власти.

Широко распространены были "теория двух мечей", основанная на произвольном соединении и толковании цитат из евангелий (император получает свой меч от церкви и поэтому должен служить ей своим мечом), и "теория солнца и луны" (как луна получает свой блеск от солнца, так королевская  власть заимствует свой блеск и авторитет  от папы).

Церковью использовались различные фальшивки – например, "Дарение Константина" (подложная  грамота от имени императора Константина I, который будто бы еще в IV в. передал  римским папам власть над Западной Римской империей) и "Лжеисидоровы  декреталии" (где говорится, что короли и императоры еще с первых веков христианства подчинились папам как преемникам Христа и апостола Петра).

Для обуздания строптивых сюзеренов церковь иногда взывала  к их вассалам, освобождая от присяги  верности, призывая к свержению "тирана". Эту тираноборческую идею обосновывал  в своих трактатах английский богослов, историк и юрист Иоанн  Солсберийский (? – умер в 1180 г.).

В духе римского права и  церковной традиции он утверждал, что  подданные по воле бога наделяют властью  князя, который подчинен божественным законам и получает меч (право  проливать кровь) от церкви. Государство  подобно телу: князь - его голова, сенат - сердце, судьи- уши и язык государства. Душа государства, писал Иоанн Солсберийский, – священник.

Если князь нарушает божественные законы (воздающие каждому свое), церковные каноны, волю духовенства  – такой князь является тираном. Тиран уничтожает свободу народа, законы, обращает подданных в рабство. Народ вправе и обязан лишить его  власти. Иоанн Солсберийский впервые в идеологии христианской церкви допускает и теоретически обосновывает убийство тирана, возражая, однако, против использования яда, поскольку отравление – способ нечестный и коварный.

Тираноборческое учение Иоанна Солсберийского, основанное на своеобразном сочетании идей теократии и демократии, почти не нашло сторонников и последователей у его современников, но приобрело значительное распространение в XVI в., особенно среди иезуитов.

Императоры и короли стремились обосновать свою независимость от церкви в светских делах. Защищаясь от притязаний церкви, императоры и короли ссылались  на тексты того же писания о богоустановленности всякой (т.е. и их) власти ("существующие же власти богом установлены"). Они по-своему толковали "теорию двух мечей" – меч светской власти не зависит от церкви, поскольку Христос говорил: "Царство мое не от мира сего"3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политические  и правовые идеи средневековых  ересей

 

В период средних веков  формой политико-правовой идеологии, оппозиционной  феодализму, были еретические движения. Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако из св. писания ими делались антицерковные и антифеодальные выводы. Немалое значение имел и  такой довод: то, чего нет в священном  писании (церковная иерархия, монастыри, папство и др.), – все это  человеческое измышление, не соответствующее  воле бога; поэтому одним из средств  борьбы католической церкви против ересей стал (1231 г.) запрет мирянам читать Библию. Часть доводов опиралась на логико-рационалистическое основание. Все еретики считали  себя истинными христианами и  выступали прежде всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное учение Христа4.

 Первое крупное еретическое движение началось в Х в. в Болгарии. Протест болгарского крестьянства против закрепощения феодалами выразился в движении богомилов. Богомилы (“милые богу люди”, “христиане”) обратили внимание на то, что уже в самом начале Нового завета ясно сказано о двух потусторонних силах: доброму богу Христу противостоит злой дьявол, которому, как там же сказано, принадлежат все царства мира. Из сопоставления этих идей с текстом – “никто не может служить двум господам.. Не можете служить богу и Маммоне (богатству)” – с непреложностью следует, что дьявол (злой бог) и есть богатство. Выводы из этого делались достаточно конкретные: в богомильских сказаниях образно описано, как дьявол, когда изгнанный из рая Адам стал пахать землю, взял с него “кабальную запись” – на него и на все его потомство, поскольку земля присвоена им, дьяволом. С тех пор крестьяне и пребывают в кабале у слуг дьявола, захвативших пахотные земли. В учении богомилов немало и от здоровой крестьянской логики: кому приятно видеть крест, на котором казнен сын божий? Конечно же, не богу, а именно дьяволу; поэтому крестами – орудиями казни украшают себя богатые, особенно церковь, продавшаяся дьяволу.

Информация о работе История политических и правовых учений