Предмет истории политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 07:22, контрольная работа

Описание работы

История политических и правовых учений – часть духовной культуры человечества, в которой сконцентрирован политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований важнейших проблем государства и общества, права и морали, законодательства, политики. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения, на общественную практику наших дней.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Предмет истории политических и правовых учений ……………………….4-10
Заключение ………………………………………………………………………11
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

предмет истории политических и правовых учений.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Забайкальский  государственный университет»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ») 

Юридический факультет

 

Кафедра теории государства и права   
 
 
 

Контрольная работа по

Истории политических и правовых учений 
 

Тема: Предмет истории политических и правовых учений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы

                                                              ЮС10-4

                                                                            Е.Ю.Алексеева

   Проверил: доцент  кафедры

                                                      ТГП 

Чита 2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Предмет истории  политических и правовых учений ……………………….4-10

Заключение ………………………………………………………………………11

Список  использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Введение

История политических и правовых учений –  часть духовной культуры человечества, в которой сконцентрирован политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований важнейших проблем государства и общества, права и морали, законодательства, политики. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения, на общественную практику наших дней.

В попытках найти пути к лучшему будущему люди всегда обращаются к исторически  апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не просто дань традициям и авторитетам прошлого, а единственно возможный способ ориентации человечества в историческом времени и пространстве. Изучение сложного и, как правило, драматического пути развития политической и правовой мысли, формирования общечеловеческих политико-правовых ценностей позволяет понять, как в борьбе различных воззрений шли процессы познания самой сущности государства и права, эволюция представлений о справедливости, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти, общества и государства.

По мере того как увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством  опыта и знаний, возрастают роль и значимость истории для современности. Это познавательное, воспитательное, научно-практическое значение истории в целом  относится и к истории политических и правовых учений.  
 
 
 
 

Предмет истории политических и правовых учений

     Право, государство, законодательство, политика являются объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, политологии, этики и т. д.). Причем каждая наука, в том числе и юридическая наука (с учетом своеобразия ее предмета и метода), находящаяся в системе междисциплинарных связей и взаимовлияний, отличается своим специфическим подходом к этим общим объектам, имеет свой особый предмет. Свою специфику и свой предмет имеют и отдельные научные дисциплины в рамках юридической науки в целом.

     В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет -- история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

     Под соответствующими «учениями» в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений. Поэтому вне предмета истории политических и правовых учений в принципе остаются различные фрагментарные, не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории высказывания и суждения разных мыслителей, общественных и политических деятелей, писателей, поэтов и т. д. о политических и правовых явлениях, хотя, разумеется, подобные положения могут быть весьма глубокими и интересными.

В общей  совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности -- таких, как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

     Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания хотя и не входят непосредственно  в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий. Большой интерес они представляют при исследовании идеологических позиций различных борющихся между собой классов, социальных групп и партий, мировоззренческих платформ, программ, требований, задач, целей и установок соответствующих социально-политических (массовых и групповых) движений и направлений в жизни государственно-организованного общества.

     Соединение  в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете правовой (юридической) трактовкой политики, той внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки в целом как единой науки о праве и государстве. Именно под этим углом зрения и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете нашей науки.

     Этот  взгляд на политику с точки зрения юридической науки, юридический подход к истории политической мысли весьма существен для понимания смысла затронутого вопроса о предмете. Так, ясно, что, например, с позиций политологии (или политической науки), если таковая понимается и трактуется как самостоятельная, неюридическая (внеюридическая по своему дисципилинарному статусу) наука, история предшествующей политической мысли будет выглядеть (и изучаться) иначе, чем в нашей науке, а именно главным образом и по существу в предметных очертаниях самой этой политологии, в плане присущих ей представлений о своем предмете и методе, своих научных возможностях, целях и задачах, направлениях и аспектах своей связи с политической мыслью прошлого. История такой политологически ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией (историей политологии, историей политологических учений), за рамками предмета которой останется не только история правовых учений, но и вообще правовое понимание (и понятие) государства и политики в целом.

     Это обусловлено уже тем, что юридическая  наука и политология изучают  различные аспекты политических явлений. Юридическая наука в  целом (и это решающим образом  сказывается на предмете истории  политических и правовых учений как  юридической дисциплины) исследует политические явления в их необходимой взаимосвязи и взаимодействии с правом и государством, в правовой форме их выражения, их существования в рамках определенного государственно установленного правопорядка.

     Объемы  понятий «политическое» и «государственное» не совпадают. Представление об их соотношении различно в разные эпохи, у разных авторов и т. д. Так, древнегреческие авторы, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, еще вообще не знали термина stato («государство»), который вошел в научный оборот во времена Макиавелли. Для них в целом характерна тенденция трактовать политическое как феномен лишь эллинского устройства совместной жизни в виде правовой формы организации общей (публичной) власти свободных граждан.

     В противоположность политике деспотия (т. е. деспотическая форма правления) -- это не доросшее до высот политики «варварское» правление с бесправием и рабством подданных. Аристотелевская характеристика человека как политического существа как раз и означает, что только в своей развитости (умственной и нравственной) люди, будучи свободными, могут организовать свою совместную жизнь на политических началах (как в эллинским полисе), т. е. на основе права и общего для всех закона.

     Такая правовая (и вместе с тем государственно-правовая) трактовка политических явлений и политической жизни была развита дальше -- с позиций различения частного и публичного права -- в древнеримской политико-правовой мысли. Показательна в этом плане юридизированная характеристика Цицероном республики как дела народа, как правовой формы общности и жизни народа, как «общего правопорядка».

     В Новое время существенно изменяется трактовка понятия «политика». Поучительно  в этой связи сравнение позиций  Аристотеля и Макиавелли как зачинателей  различных концепций политической науки, соответственно античности и Нового времени. Освобождение политики от морали (а во многом -- и от права) и ставка на силу в концепции Макиавелли опирались на трактовку политики как прежде всего борьбы за власть и на понимание государства как суверенной организации власти, учреждение или овладение которой -- главная цель всей политики и политической борьбы. Также и для многих последующих мыслителей (вплоть до современности) характерно представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным». При этом «политическое» понимается и трактуется вне его правовых (и государственно-правовых) форм, определений и рамок.

     Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политико-правового явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

     Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории  юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещаются природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы отраслевого профиля (например, о процессуально-правовых формах и процедурах, преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

     История политических и правовых учений -- дисциплина юридическая. Однако кроме юристов  значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Н.А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

     Влияние философии на историю политических и правовых учений, разумеется, не сводится к тому, что многие классики из истории философии являются вместе с тем классиками и в истории учений о государстве и праве. Значительное влияние тех или иных философских идей, концепций, методологических принципов и приемов исследования испытали и те мыслители, которые по преимуществу занимались проблемами не философского, а политико-правового или социально-политического профиля (например, древнегреческие софисты, древнекитайские легисты, римские юристы, Марсилий Падуанский, средневековые юристы, Н. Макиавелли, тираноборцы, Ж. Боден, Г. Гроций, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Т. Пейн, С.Е. Десницкий, Б. Констан, И. Бентам, Л. Штейн, Р. Иеринг, Б.Н. Чичерин, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев и др.).

Информация о работе Предмет истории политических и правовых учений