История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      3. Государство. Сторонник просвещенного  абсолютизма. Переписывался со  многими монархами. Не отдавал предпочтения форме, организации власти, процедуре ее формирования. 

      Вопрос 45. Учение о государстве и праве Шарля Луи Монтескье

      Шарль Луи Монтескье (1689-1775). «Персидские письма», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «О духе законов». Является одним из основоположников 4 мировых политическо-правовых теорий.

      1. Теория   социального   равновесия       (последователи: Дюги, Ареу)

      2. Теория географического климата  (климат влияет  на формирование  государства)

      3. Теория разделения властей как  системы сдержек и противовесов.

      4. Системные исследования права.

      Главная идея: в учении о государстве и праве миром правит не фортуна,  а объективные  причины морального  и    физического  порядка,  определяющие  дух народа, а также формы и нормы государственной и правовой жизни народа.

      1. Система права

      а. Система отраслей (дал развернутую  систему)

      Ь. Система законов \ отраслей права.

      Отрасли

      1.Естественное  право:

      - божественное право или право  религии

      - церковное \ каноническое право

      - международное право

      - общегосударственное право для всех обществ (право народов)

      - частно-государственное право для  отдельные обществ

      - право завоеваний

      - гражданское право отдельных  обществ

      - семейное право

      2. Законы;

      - регулирование отношений между   народами - международное право.

      - между управляемыми и управленцами - политическое право

      Закон принятый для одного народа не' пригоден для другого.

      2. Теория географического климата

      Географические  параметры страны предопределяют дух  закона, форму правления, саму организацию власти. Северные народы более тяготеют к демократии, т.к. высокий элемент взаимозависимости. В более южных смешанные формы. Наиболее жаркие страны тяготеют от деспотии до монархии.

      3. Три освовнме формы правления

      1. Республиканская

      - власть народа - демократия;

      - власть части народа - аристократия.

      2. Монархия - власть одного человека

      3. Деспотия - власть вне закона, вне  правил, культ деспота.

      Для демократической формы правления  законы регулируют вопросы выбора, законы утверждают власть народа и законы устанавливают право утверждать. В Аристократии законы закрепляют право части народа на принятие законов и осуществление контроля за их реализацией. Монархическая форма правления - свойственны законы,  которые посредствуют участию  дворянства,  духовенства,  населения  городов  в  обеспечении  власти монарха. Деспотия на традициях, обычаям и культах. Правление с позиции масс

      Выделял два вида законов  о  политической свободе:

      1.  Определяющие   политическую   свободу   в   отношении   государственного устройства

      2.  Определяющие политическую свободу в отношении гражданина.

      Разделение  власти.

      Две центральные идеи:

      1. Наличие системы сдержек и противовесов;

      2. Ведущая роль законодательной  власти. 

      Вопрос  46. Политические и правовые учения Жан Жака Руссо.

      Жав Жак Руссо ( 1712-1778). «Об общественном договоре  или принципы политического права,  «Рассуждения  о происхождении и основаниях между людьми неравенства,  «Политическая экономия».

      Идея  народного суверенитета (НС).

      1, НС - это волеизъявление всего  взрослого мужского населения страны.

      2. В отношениях в соотношении  НС и суверенитета   государя  возникает противоречие    в  отношении  прав  личности  (если  государь  говорят подданному «иди и умри», то должен умереть, т.к. это долг) .

      3. Соединение непосредственной воли  и власти в идее НС приводит его к отрицанию  представительного  органа   (парламента)     и  принципу разделения властей

      4. Законодательная  власть  принадлежит   народному  собранию  (всему взрослому мужскому населению),

      С его точки зрения генезис неравенства  кроется в неравных правах частной собственности,  углубленной политическим неравенством, что приводит к абсолютному неравенству, когда перед деспотом все равны в своем рабстве и бесправии.

      2. Общественный договор (ОД). Основу любой законной власти составляет соглашение людей. Концепция ОД – это идеальное его представление о государстве и праве. ОД - это своеобразная форма перехода человека от естественного состояния к гражданскому обществу. Смысл доктрины Руссо: завышение преимуществ естественного состояния человека и их возможное сохранение при переходе к гражданскому обществу. Идеи, связанные с ОД: Нет и не может быть основного закона для народа в целом и даже ОД не является последней инстанцией.

      3.  Государство. Формы правления.

      1. Демократия - для маленьких стран.

      2. Аристократия - для средних

      3. Монархия - для больших.

      Общие позиции:

      1. Вне  зависимости  от  формы   правления  должно  быть  единство  НС  и законодатель ной власти.

      2. Любое правление через законы - республиканское.

      3. Периодичность проведения народного собрания, которое решает два вопроса:

      1) угодна ли народу данная форма  правления, 2) угодны ли народу  люди, осуществляющие это правление. Народ вправе выйти из ОД и вернуть себе естественную свободу.

      4. При  чрезвычайных  обстоятельствах   возможно  приостановление  закона, введение диктатуры достойного, но на короткое время.

      Классификация 4-х видов законов.

      1. Политические законы (всеобщий характер)

      2. Уголовный закон.

      3. Гражданский закон.

      4. Общественное мнение,  традиции и обычаи.

      В своих произведениях критиковал Петра 1 за преждевременное введение европейских реформ  и считал,  что они были субъективны. 

      Вопрос 47. Политически-правовые учения якобинцев.

      Якобинцы: Жак Поль Марат, Максимилиан Робеспьер

      Жан Поль Марат  (1743 - 1799). Памфлет «Цепи рабства», план уголовного законодательства.

      Основные  идеи

      1. Поддержка теории общественного  договора происхождения государства,  но начальной стадией  заключения договора является насилие.

      2. Власть принадлежит народу, каждая  из ветвей власти самостоятельна, но это не исключает зависимость от народа.

      3. Для народного благополучия необходимо:   подданным - священные права, государю - непреложные  законы,  правительству - непреодолимые пределы власти.

      4. Все естественные права и свободы  человека есть следствие его  социальных потребностей.

      5. Роль восстания, революционного  террора и диктатуры в процессе  завоевания власти. 

      М. Робеспьер (1758-1794 казнен). Речи:  «О конституции»,  «О  принципах революционного  правления»,  «О принципах политической морали. Его идеология это теория мелкобуржуазного развития общества. Есть три начала в фундаменте политического союза народа:

      1. Охрана и обеспечение естественных  прав граждан, всестороннее развитие.

      2. Участие каждого гражданина в  законодательстве и управлении.

      3. Установление республики, т.е. то что следует в форме правления.

      «Общество не может  быть  свободно,  если хотя бы один гражданин в нем не свободен» Является  идеологом  революционного  террора,  восстания  и  диктатуры.  «В чрезвычайных  обстоятельствах  необходима жесткая регламентация прав  и свобод гражданина, ограничение народного суверенитета и введение диктатуры». Различал два правительства:

      1. Конституционное, (штиль)

      2. Революционное (шторм)

      «Конституционное  свободное государство можно  построить при помощи насилия». Поддерживал идею разделения властей,  но при условии «один  аппарат под контролем народа». Отрицал существование монархии,  выступал за республику.  «Лучше деспотизм свободы, чем тирания». 

      Вопрос.48. Политическая идеология французских социалистов

      Морелли (имя и дата не известны). Ведущий теоретик утопического коммунизма, идеолог казарменного коммунизма. Казарменный коммунизм проявляется:

      1. ликвидация частной собственности  во всех ее проявлениях.

      2. Внутренняя             организация       государства,   которое  определяет соединение следующих элементов:

      - семья;

      - триб (определение община, род, ч.населенных  пунктов)

      - город

      - провинция

      - государство

      3. Принцип выборности создает основание для неравенства, значит два критерия для формирования власти:

      -возраст  (население  формирует  частный  сенат  с  50  лет,  из  которого формируется верховный сенат);

      -очередность.

      4.  Единоначалие,  т.е.  начиная   от  триба  до  государства   во  главе  стоит начальник,  который  занимается  не  только  политическим  руководством,  но  и произведение и распределением.

      5.    Существует    жесткая    иерархия   снизу    вверх    (формирование    по представительству).

      6. Жесткая регламентация личной, общественной  жизни.

      Цель: команда - сознание. 

      Габриэль  Мабли. Один из авторов идеологии «Государство как  идеальная модель коммунизма», но без жесткой регламентации. Впервые под модель идеального коммунистического государства подвел модель законодательства:

      1 Государство должно принять законы  против роскоши во всех ее  проявлениям

      2 Законы  об  отказе  государства в поддержке торговой  и купеческой деятельности.

      3. Законы о праве наследования: либо равноправно среди членов  семьи, либо неимущим.

      4. Законы, устанавливающие пределы  правовой собственности.

      Формы правления: принцип демократического, республиканского правления, которое  не исключает  согласованной  иерархии  в  обществе,  т.е.  согласованная  взаимосвязь власти и подчинения. 

Информация о работе История политических и правовых учений