История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      Для  него  халифат  -  это  высшее  состояние  государственности,  в  котором сочетаются религиозные и земные ценности, но в то же время халифат ведет к монархии. 

      Вопрос.23. Исторические судьбы мусульманской доктрины права (МДП).

      Основоположник  шиитского направления  Аль Афгани 80-е годы 19 в. Общие идеологические позиции:

      1 Отрицание атеизма (в то время как в Европе развивается марксизм, атеизм)

      2. Освобождение основ ислама от  новшеств, исказивших его сущность

      3. реставрация исламских институтов в каждом мусульманском государстве.

      4. Любые  политические  организации и  партии должны быть  преобразованы в духовные

      5 . Утверждение  вместо  деспотизма  и  режима  местной  власти  принципов коранического правления, основополагающим из которых является принцип аш мура  (принцип  совещатель ного  правления).  Выступает  за  гармоничное, единичное правление и конституции, парламента.

      6. Принцип   участия   народа   в         управлении,    возвращение    к идждихаду и строгому следованию Корану и сунне.

      7. Исполнение  верность  шариату  -  это главное  требование к любой форме организации общества..

      Его учеником и сподвижником был Муххамед Абдо. Реформа ислама  посредством возвращения к первоначальным истокам,  канонам.  Считал,  что любая власть справедлива, когда в ее основании есть 3 начала:

      1. Свобода - это п. нести обязанности, без этого состояния государства нет

      2. Принцип исламской совещательности  - принцип аш-мура - , особенность  его в том, что он не имеет определенной формы  осуществления, он строится по принципу традиции, человеческого восприятия

      3. Наличие правового закона,  выражающего  общее мнение народа и является критерием цивилизованности, прогресса и свободы.

      Правовая  мысль может действовать только в условиях политической свободы. С его точки зрения реформа ислама в следующем:

      1. Отказ от таклида

      2. Десокрализация мусульманского  права (очеловечивание)

      3. Приоритет идждихада, который  должен быть в условиях конкуренции  с Кораном и сунной, т.е. происходит приспособление истинных источников веры к реальным условиям жизни.

      Мухаммед  Рашид Рида  «Халифат или великий имамат» Можно выделить 2 его позиции:

      1. Власть . халифа  должна  быть  ограничена  и  распределяться  только  на исполнительную власть

      2. Халиф не при каких обстоятельствах  не имеет права толковать шариат.

      Дли Абэдель Раэек  «Ислам и основа власти»

      1. Показывает,  что в процессе  развития цивилизованности не  только ислам является основой МДП

      2. Халифат как общественно политический  строй в мусульманском мире  является наиболее приемлемой формой организации.

      3.  то же время, понятие халифата, его суть, характеристика не предусмотрены Кораном и сунной.

      2-е  и 3-е доказывают 1-е

Русская политико-правовая мысль 11-14 вв.

      1. Политико-правовые идеи митрополита  Иллариона 11 в.

      2. Политическая программа Владимира  Мономаха.

      3. Политические воззрения Михаила Заточника 

      Вопрос 24 . Политико-правовые идеи митрополита  Иллариона 11 в.

      В средние века русская ППМ вырабатывалась богословами, духовенством. Основные идеи митрополита Иллариона в «Слово о законе и благодати»

      1. Закон должен определять внешние поступки человека на той стадии развития, когда он не достиг совершенства,  главная мысль:  «Есть  закон и есть благодать»,  благодать  это  состояние  истины,  когда  человек  достиг совершенства, когда человек достигает благодати он не нуждается в законе.

      2. Распространение    христианской   морали    определял    как    путь    к совершенствованию, движение от закона (ветхий завет) к благодати (новый завет)

      3. Византия не обладает гегемонией         в православном мире.

      4. Каждый  народ  равноправен,  равен  по  жизни  и   в  мире  не может  быть богоизбранных  народов.  Идея богоизбранности народа всегда приводит к трагедии.

      5. Тщательно рассматривал позицию  статуса верховной власти и ее носителя, рассматривал моральный облик правителя — ответственность перед богом как канон, законность и отношение к закону как к социальному благу. 

      Вопрос 25. Политическая программа Владимира Мономаха.

       Владимир Мономах   внук   Ярослава Мудрого.  Произведения «Поучение детям» «Послание Олегу Черниговскому» «Отрывок» (его автобиография) Политическая программа

      1. Осуществление государственной  власти должно происходить вместе  с советом дружины

      2. Отправление  правосудия  по  двум  критериям:  а)по  правде  (сегодня по понятиям), б) самим князем (в нем вся правда)

      3. Отрицание кровной мести и  смертной казни.

      4. Мирный курс развития государства  (лучше плохой мир)

      5. Церковь должна иметь почетное место, но подчиненное (т.е. относится к церкви по светски, а не по восточному) 

      Вопрос.26. Политические воззрения Михаила Заточника

      Даниил  Заточник жил  во  время  перед  нашествием Батыя,  что  повлияло  на  его политическое воззрение. Идеи

      1. Идея идеализации великого князя.

      2. Идея объединения русских народов вокруг великого князя

      3. Беззаконие может быть как  со стороны других людей, так  и со стороны бояр

      4. Система противопоставления князя  и бояр

      5. Наличие хорошего войска

      6. Власть князя должна опираться  на совет думы, т.е. князь лишь опирается.

Политическо-правовые учения эпохи возрождения и реформации

      1. Основные черты политическо-правовых учений эпохи Возрождения и Реформации

      2. Правовое Учение Николо Макиавелли.

      3. ППУ эпохи реформации: М. Лютер,  Томас Мюнцер, Жан Каловин, тираноборцы, Этьен Лябуэсси.

      4. Учение о государстве Жана  Ведена

      5. ППУ раннего социализма (16-П вв.) Томас Мор, Талаза Кампанелла, 

      Вопрос 1.

      Два основных движения эпохи

      1. Антифеодальная направленность

      2. Критика католических догматов  и влияния римской курьи (т.е. влияния Рима как политической церковной силы). Основные черты

      1. Ломка   феодальных   отношений   и       становление    раннее    буржуазных производственных  отношений,  формирование  нового  качества  собственности: появление свободы товара рабочей силы, декларируется отсутствие принуждения к труду

      2. Усиление влияния различных буржуазных  прослоек на политическую жизнь,  в первую очередь городского населения.

      3. Критически пересматриваются отдельные  положения религиозных учений, прежде всего протестантизма.

      4. Идет обращение к античности  в поисках новых образцов поведений  и отношений (Европу сотрясали политические и стихийные бедствия, инквизиция, чума и т.д. и у людей возникло стремление уйти в прошлое)

      5. Идет обмирщание  человеческого  сознания, т.е. очеловечивание - язык, наука, культура приближаются к нормальному сознанию бытия, божественная прослойка в анализе человеческой жизни нивелируется.

      6. Существенное падение значения  происхождения

      7. Идет мощный всплеск ППУ, т.е.  вырвавшаяся из  догматов церкви человеческая мысль  находится  в  поиске,  происходит  критика     порядка,    институтов человечества, ценностей, морали

      8. Интенсивное  соединение  интересов   различных  социальных  слоев,   ранее угнетаемых

      9. Утопичность  ППУ  на  фоне  незрелых  производственных  отношений  (Энгельс: «Решение  общественных  задач,  еще  скрытые  неразвитых  производственных отношениях, приходилось выдумывать из головы - закон социальных утопий)

      10.     Изменение концепции государственного  строительства, на передний план выходит абсолютизм как мощная концепция власти в руках одного правителя

      11.     Значительное  повышение  влияния   общественного  права  как   основы государства,  С отдельными ППУ естественное право - это доктрина вечного решения   проблемы   справедливости,   это   проблема   легитимации   нормы, существующей в обществе. 

      Вопрос 27. Правовое Учение Николо Макиавелли.

      Николо  Макиавелли (1469-1527). Величайший ученый в теории и практике политической деятельности, особенность: тактические приемы в политике.. Основные произведения: «Государь (итал. Принцепс) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции». Основные позиции

      1.  Соотношение  политики  и   религии  -  жесткое  противопоставление.  Всегда формулировал идею

      - жесткой  религиозной  индифференции,  объективный  характер  происхождения  и изменения политической жизни государства и обществ происходит не по божественной воле,  не  по  прихоти  людей,  а  по  действительному  ходу  вещей  (совокупность обстоятельств).

      - не божественное есть главньй авторитет, а опыт истории,

      - хорошая власть - это хороший закон  и хорошее войско.

      2. Соотношение политики и морали:

      - Власть есть изначальное явление  внеморального плана, т. е жесткое  разграничение политики и морали,

      - формулирует совокупность приемов ведения политической деятельности. Эти правила относятся к государю.

      1. Не во всем следует идеалу  добра

      2. имеет возможность выступать  против собственного слова

      3. Использует порока людей для  закрепления собственной власти,

      4. Прославляй и обожествляй власть, создавай культ власти.

      5. Цель оправдывает средства, средство  является целью. 

      Гунплович  «Двое сильных всегда побеждают  сильнейшего» Государствоведение - он дает понятие стато (итальянское государство) - это есть аппарат управления подданными, а также народами, входящими в его состав, отсюда 3 признака в понятии государства

      1. Это аппарат управления

      2. Это аппарат управления подданными

      3. народы, вводящие в состав

      - народ, с его точки зрения,  в политической жизни это серая  масса, для народа важнее наличие  имущественных прав, нежели отсутствие политических (т.е. кусок хлеба дороже права голоса).

Информация о работе История политических и правовых учений