История политических и правовых учений

Автор: v*********@inbox.ru, 28 Ноября 2011 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

политические учения от древнего мира до наших дней.

Работа содержит 1 файл

политология(таблица).doc

— 84.50 Кб (Скачать)
История политических учений
Автор Политические идеи Основные труды
Древний Мир
Лао-цзы

(VI до н.э.)

Лао-цзы-один из первых представителей анархизма. Государство - искусственная структура, оно осуждается так же, как богатство, знатность. Конфуций уверен, что государство служит общему благу, а Лао-цзы считает, что правители используют власть в своекорыстных целях: «Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов». Наряду с поборами Лао-цзы осуждает и войны, одно из главных направлений деятельности правителей.

       У Лао-цзы представлен набор основных анархистских идей:

       1) государство - искусственный организм, аппарат подавления и насилия;

       2) децентрализация, низведение государственности  до уровня деревни;

       3) самое лучшее то правительство,  которое меньше всего правит;

       4) аполитизм - призыв замкнуться  в себе, не интересоваться делами  государства и общества.

«Дао-дэцзин»
Демокрит

(460-370 до н.э.)

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость.

 Интересы государства  превыше всего, и заботы граждан должны быть

 направлены к  его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного  единства требуется единение  граждан, их взаимопомощь,

 взаимозащита  и братство. Законы, по Демокриту,  призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в

 полисе, но чтобы  действительно достигнуть этих  результатов, необходимы

 соответствующие  усилия и со стороны самих  людей, их повиновение закону.

 Законы, соответственно, нужны для обычных людей для  того, чтобы обуздать

 присущие им  зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки

 зрения мудрому  человеку подобные законы не  нужны.

«Большой» и «Малый мирострой»
Аристотель

(384-322 до н.э.)

Государство есть продукт естественного развития. Аристотель, как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством. Человек, по Аристотелю, - "животное политическое", т.е. не может жить вне государства, вне общества. Для начала человек создает себе семью, но лучше всего политическая природа человека реализовывается именно в государстве, т.е. союзе свободных и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти. «Политика», «Афинская  политика», «Этика»
Эпоха возрождения
Жан Боден (1530–1596) По Бодену, «государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у  них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой – рассматриваются основы социальной общности. Во второй – формы государства. В третьей – институты. В четвертой – перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой – приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, – средства власти и вопрос о лучшей государственной форме. Ячейкой государства у Бодена выступает семья (домохозяйство). По своему статусу глава семьи – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы, гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в познании бога, человека и природы, а в конечном итоге – в почитании бога. Не должно быть никаких поводов для выступления против государства. Разработка проблемы суверенитета государства – крупнейший вклад Бодена в развитие политико-теоретического знания. Боден – приверженец народовластия. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них – издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в .последней инстанции. Пятый – помилование. «6 книг о республике»
Новое время
Джон Локк (1632-1704)      Главная ценность, согласно либерализму, - свободная  личность. Реализация идеала свободной  личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные  индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека - “права на жизнь, свободу и собственность”. Для того, чтобы государство оставалось “ночным сторожем” и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть должна иметь, согласно Дж. Локку, более высокий статус, чем исполнительная, поскольку именно она призвана определять политику государства. Кроме того, право принимать законы (законодательная власть) дается только представительному учреждению всей нации - парламенту. Полномочия по претворению принятых законов в жизнь (исполнительная власть) осуществляют монарх и кабинет министров. Следовательно, Дж. Локк был сторонником ограниченной парламентом монархии. «Два трактата о  государственном правлении»
Томас Гоббс (1588-1679) Т. Гоббс считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла “война всех против всех”. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договорившимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс обосновал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии. "Левиафан" (1651), "Основы философии" (1642-1658).
Жан-Жак  Руссо (1712-1778)      Ж.-Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе.

     Основная  задача общественного договора состоит  в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”. Общественный договор - это способ интеграции общей воли. Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность “превращается в неразделенную часть целого”. В таком обществе нет конфликтов, противоречий. Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является прямая демократия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Новая Элоиза», «Эмиль» и «Общественный договор»
Социалисты - утописты
Роберт  Оуэн    Отрицал принцип  свободы воли.

   Человек –  продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую  философии Просвещения идею о  решающем воздействии внешней среды  на характер человека.

   Во всех недостатках современных людей  виновата социальная среда, т.е. капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий.

   Надо заменить капитализм социализмом.

Доказывал, что основной причиной общественного зла является невежество людей. Общественные противоречия можно устранить путём распространения знаний, внедрения истины. Работы Оуэна вдохновили экономическую мысль второй половины XIX века и послужили источником идеей коммунизма. 
 

«Книга о новом  нравственном мире», «Замечания о влиянии промышленной системы»
Марксизм
Карл  Маркс

(1818-1883)

Учение, разработанное  Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, представляло собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения. И, вполне, закономерным является то обстоятельство, что основной свой научный труд «Капитал» Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества.

В его работах  дано всестороннее научное обоснование исторической роли пролетариата. Маркс обосновал объективную неизбежность социалистической революции.

«Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»,

 «К критике  политической экономии», «Гражданская война во Франции», «Критика готской программы», «Хронологические выписки», и др., «Капитал»

Фридрих Энгельс

(1820–1895)

   Теоретическая модель соотношения политико-юридических  систем и социально-экономической  структуры классового общества.

Проекты устройства власти в свободном от эксплуататорских порядков мире, выдвинутые теоретиками утопического социализма, анархизма.

Публичная власть есть функция управления обществом.

Энгельс формулирует  принципиальную позицию Маркса и  свою по вопросу о происхождении  и отмирании государства. 
 

 
Русская политическая мысль  XIX - XX веков
Георгий Валентинович

Плеханов (1856-1918)

К 1883 году Плеханов порвал с народничеством и стал на позиции марксизма. Плеханов стал первым русским марксистом, видным теоретиком, блестящим популяризатором и  смелым защитником научного социализма. После народнического начался второй - марксистский этап в жизни и деятельности Плеханова.

Осенью 1883 года он основывает вместе с В. Засулич, Л. Дейчем, П. Аксельродом, В. Игнатовым в Женеве первую русскую  марксистскую организацию - группу "Освобождение труда". Эта группа положила начало распространению марксизма в России. Она переводила на русский язык и распространяла на родине важнейшие сочинения Маркса и Энгельса. Для того, чтобы расчистить путь социал-демократическому направлению в России, Плеханов и его группа развернули идейную борьбу с народничеством. Плеханов стремился творчески применить основные положения марксизма к российской действительности. Г. В. Плеханов опубликовывает книги "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых с позиций исторического материализма подверг решительной критике все направления народничества и взгляды его идеологов П. Л. Лаврова, П. Н. Ткачева, М. А. Бакунина. Он убедительно доказывал несостоятельность и ошибочность народнической доктрины в целом. Эти работы стали первым выпуском из серии "Библиотека современного социализма", которую начали члены социал-демократической группы "Освобождение труда".  

В работе "Социализм  и политическая борьба" Плеханов призывает народников стать под  новые знамена - знамена научного социализма. Пересматривая народническую  точку зрения о том, будто в России крестьянство, а не пролетариат явится главной революционной силой, что будущая революция явится крестьянской социалистической революцией, Плеханов ориентировал российское революционное движение на работу прежде всего среди пролетариата. Это не означало полногоотказа от революционной борьбы среди крестьянства, Плеханов выражал надежду на то, что русским революционерам потребуется в будущем обращать большое внимание на пробуждение революционного движения в крестьянстве. Плеханов показал ошибочность народнических теорий о том, будто в России должна произойти сразу же социалистическая крестьянская революция, минуя демократический этап революции: "Связывать в одно два таких существенно различных дела, как низвержение абсолютизма и социалистическая революция, вести революционную борьбу с расчетом на то, что эти моменты общественного развития совпадут в истории нашего отечества, -значит отдалять наступление и того и другого".

Называя социалистическое учение Маркса и Энгельса той "Ариадниной нитью", которая может вывести революционеров России "из лабиринта. . . тогдашних политических и практических противоречий" Плеханов убедительно раскрывает великую роль идей, научных знаний в жизни общества, особенно тогда, когда им овладеет рабочий класс.

«Социализм и  политическая борьба», «Критика наших критиков», «Анархизм и социализм», «Основные вопросы марксизма»
Лев Давидович Троцкий (1879-1940) Лев Троцкий разделял марксистские взгляды на действительность. Марксизм, как и анархизм, в качестве «метатеоретической» базы имеют коммунитаризм. Исходя из этого "большой водораздел" между "марксовым" и "немарксовым" проходит через роль государства. Маркс был убежденным противником идеи "государственного социализма". В представлении Маркса, социализм основывается на самоуправлении относительно небольших коллективов, имеющих в собственности средства производства (коммуны, кооперативы и т.д.). В этом смысле лозунг "фабрики - рабочим" очень марксистский, а "землю - крестьянам" - нет. Советские колхозы - очень формальная и совсем не единственная разновидность сельского коллективного хозяйствования. «Политические письма», «Революция и ее силы», «Интеллигенция и социализм»
В.И. Ленин 

(1870-1924)

Развивает учение о  диктатуре пролетариата: “Диктатура – слово жёсткое, кровавое, выражает борьбу всех классов, миров, исторических эпох” (определений около 20). У диктатуры 2-е стороны – насильственная и мирная, но преобладает насильственная. Открыл новую форму государства пролетариата – Советы, а не парламентарная республика. Её он отрицал. Разрабатывал теорию о социалистической федерации, хотя сразу придерживался их точки зрения. В основе – соотношение демократии и диктатуры (демократия для большинства), но не отрицание и того и другого. Развивал учение о роли коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата (руководящая и направляющая роль партии: руководит всеми странами). Диктатура рабочего класса отождествляется с  диктатура (диктатура руководителя) диктатурой партии (диктатура партии  личности). «Государство и революция», «Очередные задачи Советской власти», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», «Лучше меньше, да лучше», «О кооперации»
Современная политическая мысль
Толкотт Парсонс

(1902-1979)

Т.   Парсонс,    как    основоположник    структурного

функционализма,   выступил   инициатором   разработки   концептуального    и

теоретического аппарата социологии  и  политологии. 

      При   этом  Т.   Парсонс   рассматривает   политику   как   параллельно  существующую с экономикой подсистему общества, считает ее  инструментальным

аспектом социальной организации уровне. Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции). 

«Структура социальной активности», «Социальные системы и эволюция теории активности», «Системы современных обществ»
Фредерик  Джеймсон

(род. в 1934) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зигмунт Бауман

(род. в 1925)

Фредерик Джеймсон рассматривает постмодернизм как  новую логику культуры, порожденную  поздним капитализмом. Джеймсон принадлежит  к числу тех авторов, которые  видят преемственность между  современностью и постсовременностью и считают, что термин "постмодернизм" относится, прежде всего, к культуре. Постсовременное общество - это капиталистическое общество, обладающее важными культурными особенностями, не свойственными более ранним формам капитализма. Джеймсон выделяет следующие черты постсовременного общества (точнее было бы сказать, культуры этого общества):

   - отсутствие  глубины, поверхностный взгляд  на мир; - ослабление эмоций;

   - утрата историчности; - преобладание воспроизводящих,  а не производящих технологий.

   Отсутствие  глубины, свойственное постсовременности, нагляднее всего проявляется в искусстве.

Зигмунт Бауман отмечает, что наиболее примечательными чертами  постмодерной ситуации являются "институционализированный плюрализм, разнообразие, случайность  и амбивалентность" . Эти черты  диаметрально противоположны свойственным модерну стремлению к "универсальности, однородности, однообразию и ясности". Другая важная черта постсовременной ситуации - "рефлексивность", или "саморефлексивность". В состоянии текучести, изменчивости, многообразия социокультурной среды, все больше возрастает значение рефлексивности социальных деятелей. Ничто не дано и не определено окончательно, ничто не имеет характера самоочевидности. Каждый индивидуум вынужден сам вносить определенность в окружающее бытие, зная заранее, что ни одна точка зрения не может быть признана абсолютной.

   Постмодерная  среда есть фактически непрерывный  поток рефлексивности. Социальность, ответственная за все структурированные  и все же недолговечные формы  этой постсовременной среды, ответственная за их взаимодействие и последовательность, - это дискурсивная деятельность, деятельность по интерпретации и реинтерпретации...

   Бауман утверждает, что "постмодерн не есть  преходящее отклонение от "нормального  состояния модерна"... Напротив, это  самовоспроизводящаяся, прагматически самоподдерживающаяся и логически самодостаточная социальная ситуация, определяемая своими собственными отличительными чертами.

«Сартр: источники  стиля» (1961)

«Марксизм и форма; диалектические теории литературы 20 в.» (1971)

«Тюрьма языка: критическая  оценка структурализма и русского формализма» (1972)

 «Политическое  бессознательное: нарратив как  социально-символический акт» (1981)

(1988)

«Поздний марксизм: Адорно, или Жизнеспособность диалектики» (1990) 

«Мыслить социологически», «Возвышение и упадок труда», «Город страхов, город надежд»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Курганский Государственный Университет

Кафедра Теории и истории государства и права  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа  

Тема: «История политических и правовых учений» 

Дисциплина: «Политология»

         
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнил:   студент гр. Т-4138 

                    Соколов Н.А.  

                Проверил:    Преподаватель       

                                      Жулева М.С. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Курган 2011

Информация о работе История политических и правовых учений