Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 13:06, контрольная работа
Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию пришли арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. До н.э.) получила название ведийской по имени древнейших письменных памятников (веды).
1.Зачатки идеологии брахманизма. Веды, Закон Ману, Упанишады. 3
2.Даосизм как одно из наиболее влиятельных течений
общественно-политической мысли Древнего Китая. Конфуцианство.
Моизм и древнекитайский легизм. Шан Ян – теоретик легизма и
один из основателей школы «заочников».
Политические и правовые учения в Древней Греции раннего
периода (IX-VI вв. до н.э.). Поэмы Гомера и Гесиода. Творчество
семи мудрецов. 10
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
социально-гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине «История политических и правовых учений»,
Вариант
№1,
Выполнила: студент 4 курса, группы 41ПХ,
Факультета заочного образования,
Специальность Правоведение
Шифр зачетной книжки ФП-ПХ-3202
Вероха
Тамара Валерьевна
Рецензент: ______________________
Барановичи, 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Зачатки
идеологии брахманизма. Веды, Закон Ману,
Упанишады. 3
2.Даосизм
как одно из наиболее
общественно-политической мысли Древнего Китая. Конфуцианство.
Моизм и древнекитайский легизм. Шан Ян – теоретик легизма и
один из основателей школы «заочников».
Политические и правовые учения в Древней Греции раннего
периода (IX-VI вв. до н.э.). Поэмы Гомера и Гесиода. Творчество
семи
мудрецов. 10
Список
использованных источников
18
Индия – одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. В первой половине II тысячелетия до н.э. в Индию пришли арийские племена. Эпоха от пришествия ариев до образования первых государств (VI в. До н.э.) получила название ведийской по имени древнейших письменных памятников (веды).
Ведийское
общество находилось на родоплеменной
стадии развития. Племя являлось основной
ячейкой и принципом
- брахманы (священнослужители);
- кшатрии (правители и воины);
- вайшьи (земледельцы, торговцы);
- шудры (лица физического труда, слуги).
Господствующее положение занимали варны брахманов и кшатриев, сосредоточившие в своих руках духовную и светскую власть. Религиозно-философская система, воплощенная в ведах и более поздних священных книгах, была детищем варны священнослужителей и получила название брахманизма по имени верховного бога Брахмы. В области управления делами общества процесс разложения родоплеменного строя сказывался в возвышении вождя над племенем, в превращении его в царя и расширении царской власти в ущерб традиционному самоуправлению. Царская власть становилась наследственной.
Первыми
источниками зарождающейся
Как источники политической мысли наибольший интерес представляют «Ригведа» (собрание гимнов) - первый дошедший до нас памятник древнеиндийской литературы и первое выражение мировоззрения ведийской эпохи, и «Атхарваведа» - сборник заговоров и заклинаний. С «Ригведы» взяла начало концепция всемогущего космического или божественного закона – риты. Риты – порядок, изначально установленный на земле и на небесах высшей силой, требующий от человека определенного поведения. За его нарушение ждет кара, но не судебного, а божественного порядка.
Наряду с ритой в ведах употреблялось понятие «дхарма». Постепенно оно вытеснило риту. Под дхармой понимался весь круг обязанностей и ответственности человека. В этот круг входило также то, что мы называем правовыми обязанностями и ответственностью. Право, закон, распоряжение – это дхарма. Но вместе с тем мораль, ритуалы, знание вед, правила гигиены, приема пищи, образа жизни в зависимости от возраста и варны – тоже дхарма. Это свидетельствует об отсутствии специальных категорий права и закона. Дхарма – это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила, обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т.п.
К ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно-кастового строя. В гимне Пуруши из «Ригведы» описано, как четыре варны были созданы этим богом из частей своего тела. «Его (Пуруши) рот стал браханом, его руки сделались раджанья (синоним кшатриев), его бедра (стали) вайшья, из ног родился шудра». Это положение с небольшими отклонениями стало традиционным для древнеиндийских источников. Оно символизирует наследственность и иерархию варн, их деление на высшие и низшие, как части тела бога Пуруши, из которых варны созданы.[2, с.39]
Веды
послужили основой для
Упанишады являются заключительной частью вед и потому называются веданта, или окончание вед. Они являются фундаментом, на котором покоится большинство позднейших философий и религий Индии. Цель упанишад заключается не столько в достижении философской истины, сколько в том, чтобы принести умиротворение и свободу мятущемуся человеческому духу. Попытки решения метафизических вопросов предлагаются в форме диалогов и диспутов, хотя упанишады являются по существу поэтическими декларациями философски настроенных умов перед лицом явлений жизни.
Обычно считают, что имеется 108 упанишад, из которых около десяти являются главными, причем к ним относятся комментарии Шанкары. Эти упанишады – самые старые и авторитетные. Мы не можем установить их более или менее точную дату. Самые ранние упанишады, несомненно, относятся к предбуддистскому периоду, а несколько из них - ко времени после Будды. Вероятно, они были составлены в период между завершением ведийских гимнов и ростом буддизма (что происходило в VI веке до н.э.). Общепринятой датой для ранних упанишад являются 3000 – 1000 года до н.э. Некоторые из более поздних упанишад относятся приблизительно к 400-м годам до н.э.
К сожалению, мы очень мало знаем о жизни великих мыслителей, чьи размышления нашли свое место в упанишадах. Так безразличны они были к своей личной славе и так поглощены были распространением истины, что авторство своих взглядов они приписывали почитаемым богам и героям ведийского периода. Праджапати и Индра, Нарада и Санаткумара представлены как диалектики. Когда история великих мыслителей периода упанишад будет написана и будет определен тот специфический вклад, который внес в философию каждый из них, в них будут стоять следующие имена: Махидаса, Айтарея, Райква, Шандилья, Сатьякама и др.
Простая вера в богов, отразившаяся в гимнах, была вытеснена формально-культовым жречеством брахманизма. Упанишады утверждали, что вера, которая замыкается в пределах церкви, недостаточна. Они пытались придать религии вед, не разрушая ее форм, моральный характер. Развитие упанишад по сравнению с ведами состоит в усиленном подчеркивании монистических толкований ведийских гимнов, в перемещении центра от внешнего мира к внутреннему, в протесте против внешней обрядовости ведийской практики и в безразличии к святости вед. Упанишады стремились освободить дух от уз плоти, чтобы дать ему возможность наслаждаться общением с богом. Интеллектуальная дисциплина была вспомогательным средством для достижения святости жизни. Кроме того, оставалось чувство почтения к прошлому.
Последний (хронологически) знаменитый источник древнеиндийской политической мысли – «Законы Ману», а точнее «Наставления Ману в дхарме». Сборник приписывается мифическому прародителю людей Ману. На самом же деле он сложился между II в. до н.э и II в. н.э. Законы Ману являются так называемой дхармашастрой – сборником норм, правил(дхарм), определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были, скорее, философско-этическими, чем правовыми. Общего понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не существовало. Законы Ману – это свод этико-религиозных предписаний, правил, фиксированных традиций. Нет сомнения в том, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знающие религиозные догматы и юриспруденцию. Такими могли быть только ученые брахманы, имевшие высокий теоритический уровень знаний и опыт государственной деятельности.
Всего в Законах Ману 12 глав, которые состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, отчасти в III и XII, имеют преимущественно правовое содержание. Прочие главы в основном разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.
По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхараты (сборник легенд, сказок, преданий, религиозно-философских текстов), Артхашастры (наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, т.е. наставление по искусству правителя), а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев (IV-II вв. до н.э.). И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.
Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что его первейшая обязанность – охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. В законах Ману нет указаний о праве царя издавать законы, что весьма показательно. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя. [6, с.57]
«Законы
Ману» свидетельствуют о том,
что в Индии брахманизм одержал
победу над еретическими учениями.
Ману превозносил могущество брахманов,
их превосходство над всеми
В правовой сфере Законы Ману выделяли право собственности, обязательственное право, семейное право, уголовное право и процесс.
В
соответствии с Законами Ману существовали
следующие способы
Обязательственные отношения получили довольно тщательную разработку. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров: договор займа, договор найма рабочей силы, договор аренды земли, договор купли-продажи, договор дарения. В законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда.
Информация о работе Контрольная работа по «Истории политических и правовых учений»