История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      Вопрос 1.

      Первая  буржуазно-демократическая революция. Два учения:

      1. Республиканское

      2 . Оранжистское

      Основные  идеи:

      1. Значительное  влияние  кальвинизма   и  как  следствие  совершенствование религиозных догматов и церковной деятельности.

      2. Критика религиозные догматов  происхождения государства и  права.

      3. Выдвижение концепции естественного  права как основы государства и права

      4. Формулирование идеологии теории  договорного происхождения государства.

      6. Формирование рационалистической  доктрины происхождения государства  и права. 

      Вопрос.39. Учение о государстве и праве Гуго Гроций.

      Гуго  Грофхй  (1583-1645 гг)

      Основоположник  трех основных мировых идеологических систем:

      1. Рационалистическая доктрина происхождения  государства и права.

      2. Отец  современного  международного       права.

      3. Идея единого международного  правопорядка

      Основные  работы:

      «О  праве войны и мира» 3 тома, «О праве добычи», «Введение в изучение права Голландии».

      Основные  позиции:

      1. Теория естественного права и  юриспруденции.

      2. Понятие государства, его сущность.

      3. Формы правления.

      4. Учения о войне и мире-

      1:   1. Впервые стал анализировать государство и право не с  позиций политики, а юриспруденции.  Четко  развел  предмет  юриспруденции  и  политической  науки. Предметом юриспруденции является право и справедливость, политической науки - польза и целесообразность.

      2. Зафиксировал, что юриспруденция состоит из двух частей;

      1)  естественная, неизменяемая, вытекающая  из человеческой природы;

      2)   это   та,   источником   которой      является   воля   человека (волеустановленное право), которое разделил на 2 части;

      1) установление государства договором,

      2)  отрасли  этого  права  - божественное  право,  государственные законы, право народов

      3.    Волеустановленное  право   должно  всегда  соответствовать   естественному, разрушение этого соответствия ведет к  несправедливости.

      4. Естественное право является основание м и критерием в определении должного и не должного в отношениях между людьми.

      5. Естественное право - это право  данное, вытекающее из человеческой  природы в общении с ему подобными и установление на этой основе правил общежития, которые собственно и являются источником права.

      6. Естественное право незыблемо  и вечно и даже его законодатель - Бог не в состоянии его исправить.

      7. Матерью естественного права  является сама природа человека.

      8.  Соотношение  права  и   силы  есть  соотношение  естественного  права  и волеустановленного права.

      9. Причиной возникновения и бытия  всех политических явлений выступает  само естественное право, по отношении к которому польза и целесообразность  есть лишь следствие.

      2    Учение о государстве

      1. Договорная природа   происхождения государства есть результат логичного развития  человеческого  общества,   а  не  страх  перед  возможным  насилием, уничтожением человека человечеством.

      2.  Частная  собственность  имеет   также  договорную  природу   происхождения, договорность проявляется по следующим основным:

          1. Раздел (мое и не ваше)

          2. Молчаливое согласие по факту  владения (включая воровство)

          3. Договорная природа происхождения  государства нивелирует право  подданных на сопротивление и оно возможно лишь в исключительных случаях.

      Понятие государства:  Государство - это союз свободных людей, заключаемый ради соблюдения права и во имя общего.  Следует 2 традиции:

      1. Аристотелевская     (государство          как высшая и совершенная форма общения людей)

      2. Цицерон (простая общность людей и функция защиты, общей пользы).

      Государство  чисто  человеческое  образование,   одобренное  богом.     Сущность государства - это союз большинства против меньшинства, слабый против сильных. Мор: «государство - заговор богатых против бедных».

        4 формы правления:

      1. Власть царская, единодержавная.

      2. Власть вельмож.

      3. Гражданская община.

      4. Демократическая республика.

      Учение  о войне и мире. Многие позиции спорны:

      любая война ведется ради мира

      главная цель войны -  заключение мира.

      Классификация войны

      1. Частные,

      2. Публичные,

      3. Смешанные,

      1. Оборонительные,

      2. Захватнические (неправовые) 

      Вопрос 40. Политическое учение Баруха (Бенедикта) Спинозы.

      Барух Спиноза (1632-1677) Один  из   основоположников  рационалистической  доктрины  права.   Основные произведения: «Богословско-политический трактат», «Политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим методом».

      1. Естественное право

      2. Понятие верховной власти

      3. Понятие свободы

      4. Пределы дозволенного поведения государства.

      5. Формы правления.

      6. Немного о войне и мире.

      Приверженец учений Пифагора и  дедуктивно - аксиоматическое, математические геометрические методы основополагающие. стественное право.

      1. Законы  природы,  данные  богом   открываются    разумам человека,  т.е.  он раскрывает идею последовательного изучения мира.

      2. И природа, и естественное право  определяет отношение человека  к человеку как врага («война всех против всех», «человек человеку враг»)

      3. Все люди равны по рождению, но не равны по возможностям.

      4. Договорная  основа  происхождения  государства  -  это  итог  самосохранения человеческого общества.

      5. Открыл всеобщий закон: из двух  благ выбирают большее, из двух  зол выбирают меньшее.

      6. Критиковал теорию политики, т.к.  в       ее  основе     идеальное,  а не реальное «не надо ничего открывать, все и так существует».. Верховная власть

      1. Это власть, установленная свободным  народом, а не приобретенная  по праву войны.

      2. Это тождество государства и  суверенитета.

      3. Непоколебима, если даже она калека.

      4. Лишь она знает, как должно  следовать и кА не должно следовать

      5.  Гражданское  право,  установленное   верховной  властью  есть  следствие естественного права.

      Соотношение    гражданского  состояния  и  естественного  права  государственный суверенитет есть высшее  суверенное право государства, человек, вступая в  ГС не теряет естественного права.

      3. Понятие свободы

      1. Человек свободен, т.к. он руководствуется  разумом

      2. Свобода - это разумная необходимость

      3. Цель любого государства - свобода.

      Вывод: если государственные власти нарушают установленный договорной порядок, то у людей возникает право на сопротивление.

      Соотношение суверенитета и свободы для него это понятия тождественные в  части понятия государства.

      4. Пределы дозволенного поведения  государства.

      1. Определение общественной пользы/ общественного интереса

      2. Предел дозволенности определяется 'природой самих подданных. Человек  либо боится угрозы государства либо согласны со своим гражданским состоянием

      3. Понятием государства не может  быть то,  против чего негодует,  выступает большинство.

      5. Три формы правления:

      1. Демократия (более оптимальная)

      2 . Монархия

      3. Аристократия

      Две   последних   более  реальные.   Аристократия   выстраивается  на  основе представительства 1 от 50.

      Оптимальная форма государственного устройства - федеративная аристократическая республика.

      6. Немного о войне и мире

      1. Чем большее количество государств  вступает мирный договор, тем  ниже степень страха и недоверия между ними.

      2. Вопросы войны и мира определяются  пользой государства

Политико-правовые учения в Англии в 17- начале 18 в.

      1. Основные направления развития  ППМ в Англии.

      2. Политико-правовые учения Томаса  Гоббса

      3. Политико-правовые учения Джона  Локка 

      Вопрос  41. Основные направления развития ППМ в Англии.

      В Англии  -  буржуазная революция,  в  следствии  которой  соединяются городская буржуазия и мелкое дворянство, бурное развитие получила ППМ в 3 направлениях:

      1. Кальвинизм (пресвитерианство)

      2. Индепенденты (независимое)

      3. Левеллеры (уравнительное) и диггеры  (копатели) крайне левое движение.

      Кальвинизм

      Клавдий Салмазий  памфлет «Королевская защита», основная идея которой:   власть монарха священна и незыблема.

      Роберт  Фильмер «Патриархия или естественная власть короля»

      1. Первородное происхождение монарха,  т.е. его родство идет от Адама.

      2. Монарх не может быть в силу  своего первородства кем то  изменяем, сменяем, это значит абсолютная власть монарха.

      Индепекденты

      Основные  позиции:

      1. Независимость и полное самоуправление  для каждой общины верующих,

      2. Ликвидация централизованной и подчиненной государству англиканской церкви.

Информация о работе История политических и правовых учений