История политических и правовых учений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция

Описание работы

1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.

Работа содержит 1 файл

История политических и прав. учений. Лекции..doc

— 535.50 Кб (Скачать)

      Вопрос 1

      Общая характеристика: становление и развитие. Этапы:

      I.  XVII  -  I  половина  XVIII  вв. :  межконфессиональная  борьба  английской, католической и протестантской конфессий.

      II. II половина.XVIII' в.

      I:      1.   22.12.1621г. «Отцы- пилигримы». Корабль «Мау flours» зашел в бухту Бостона. Это национальный праздник в США.

      2.   1639г.   основные   уложения   Коннектикута   =   создается   система цивилизованных  прав  человека,  в  том  числе  свобода  вероисповедания,  слова, собраний.

      Массачусетская  хартия вольности 1641г.: главный принцип - правление не людей, а законов.

      3. 1648г. губернатор Массачусетса  ввел «законы и свободы».

      4. 1663г. завершается война с Англией,  последняя ввела прямое налогообложение с американских колоний без ведома или одобрения представительных органов.

      IX.    1769г. американские провинции объявляют  себя штатами, действует принцип автономного самоуправления.

      1775г.  начинается война за независимость  до 1783г.

      4.07.1776г.  принимается Декларация независимости,  а в 1787г. – Конституция США на Филадельфийской конференции.

      В 1803г. был учрежден верховный суд  США как орган конституционного надзора.

      1863г.  победа Севера  в борьбе с  Югом. 

      Вопрос 2

      Бенджамин Франклин (1706-1790)/ Образованнейший человек своего времени,  посол США во Фаранции,  участвовал в создании в Конституции США. Основные идеи:

      1. естественное состояние прав  человека

      2. ввел понятие принципиальной  автономии    американского  общества, «hоme rule» - домашнее правило

      3. социал-реформизм:  состоял в том,  чтобы те политические идеи  должны иметь нормальную политическую природу, поэтапное развитие без отрыва от корней, т.е. Европы

      4. утилитарность принципов построения  американского сознания, т.е. должна  быть счастливая умеренность,  простота республиканских нравов,  отсутствие крайней поляризации между богатыми и бедными. 

      Вопрос 3

      Томас Пейн (1737-1809). «Право человека», «Век разума». «Здравый смысл»

      Англичанин,   иммигрант;   вернулся  во  Францию,   где  его  избрали  депутатом французского конвента; возвратился в США, где и умер. Основные идеи:

      1. впервые  поставил  вопрос  о  независимости  США;  это  вопрос  экономической целесообразности, отражающий естественные права человека;

      2. принцип республиканского самоуправления:  никакие принципов наследственности, оптимальная форма правления - республика, выборное представительство;

      3. дифференциация понятий «государство»  и «общество»,  где общество  первично, а государство т- вторично;

      4. естественные права - это естественное  состояние человека;

      5. жестокая критика церкви, особенно  стремление церкви к монополизации  духовной жизни;

      6. объективность   перерождения   государственной   бюрократии,   т.е.   она   на определенном  этапе  начинает  обслуживать  свои  собственные  интересы,  а  не государственные. 

      Вопрос 4

      Томас Джефферсон (1723-1826). «Общий обзор права британской Америки», «Проект декларации независимости США», «Заметки о штате Виржиния»

      Губернатор  штата  Виржиния,  1-й  госсекретарь  Вашингтона,  2-й  президент  США, основатель  университета  Виржиния  и  его  бессменный  президент,   президент американского философского общества.

      Основные  идеи:

      1. вернуть  человека  в  законы  природы,  т.е.  вернуть  человека  в  естественное состояние его прав;

      2. король  -  это  главный   чиновник  государства,   он  лояльно  относится  к конституционной монархии;

      3. принцип равных прав для гражданина,  проживающего как в колонии,  так и в метрополии;

      4. принцип территориальной организации  государственной власти США тождественен церковной организации, он выделял: федерацию, штат, район, округ, приход;

      5. опасался  возможного  экспорта  тирании  и  коррупции  в  молодую  американскую демократию;

      6. свобода  совести  как   неотчуждаемое    право, и  правительство не вправе его ограничить;

      7. способности  и  талант  по  наследству  не  передаются,  поэтому   аристократию богатств нужно заменить аристократией знаний;

      8. как представитель аграрного  развития выступал за самодостаточное  развитие. 

      Вопрос 5

      Александр Ганильтон (1757-1804)

      Самая  яркая  и  трагичная  личность  среди  отцов-основателей,  погиб  на дуэли. Помощник  Вашингтона.  Был  одно  время  Министром  финансов  и  обороны  (первое правительство - 3 министра).

      Основные  идеи:

      1. представитель промышленного лобби,  разработал закон о государственном  банке, о государственных домах, реструктурировал, т.е. расписал, что и как возвращать будет;

      2. выступал за мирные отношения  с Англией, хотя только что  закончилась война с ней;

      3. философски обосновал  принцип  конституционализма,  приоритета  конституционной нормой над федеральной и нормой штата;

      4. принцип самостоятельности и  несменности судий;

      5. идея сильной централизованной  федеральной власти;

      6. идея разделения  властей:  система   сдержек и  противовесов  -  есть  правовой механизм социального компромисса между общим и частным интересом, коллективным и индивидуальным эгоизмом. Конгресс - это кошелек; судебная власть -- это мудрость; исполнительная власть - это личное этическое понимание, восприятие. 

      Вопрос 6

      Джон  Адамс (1735-1826). 3-х томник «в защиту конституционной правительственной власти США»

      Третий  президент США. «Заметки федералиста»  - участвовал наряду с Гамильтоном и другими в разработке проекта Конституции США.

      1. сформулировал американский принцип  разделения властей ;  оптимальная  модель правления - комбинация правления одного, немногих, всех. Одного – Президент США, немногих - Сенат, все - нижняя палата, избираемая всем народом – палата представителей.

      2. Обоснование  системы  органов   государственной  власти:  понятие  Президента, Сената, палаты представителей. Конгресса и т.д.

      3. Аристократия должна быть аристократией знаний;

      4. Неотъемлемая защита тех прав  и свобод, которые представлены  Конституцией. 

      ВОПрОС 7

      Джеймс  Мэдисон, участник Филадельфийского конвента 1787г.

      Сборник статей федерализма - комментарий Конституции. Ж. Ж.   Руссо:   «Небольшие  размеры  республики   позволяют  ей  самодостаточно развиваться».  Джеймс  считал  наоборот,  что  маленькая  республика  приведет  к Гражданской войне и краху республики. По его мнению именно большая республика с сильным средним классом имеет место существования. Учение о факции - оппозиционные группы,  группы  давления.   Изначально   факцию считали фракцией, т.е. политической группой, но Медисон понимал по-иному. Факция более многоликое явление, чем фракция. Если фракция - это способ политического воздействия,  то факция - способ организации общества,  где есть  естественное стремление людей к удовлетворению естественного интереса и подчинение лидеру, который  наиболее  соответствует  их  взглядам.   В  целом  Мэдисон  относится отрицательно к факции,  т.к.  ил множество приводит к разобщенности общества, усиливает  разницу  между  людьми.   Возникновение  факции. между тем,   как оппозиционных групп,  неизбежно,  но этот процесс можно регулировать со стороны государства.

      Способы:

      1. путем нормативной регламентации  устранить  причины и условия для появления факции, т.е. объединения людей;

      2. регламентация осуществляется функциями  своей деятельности.

      У него тоже была концепция сдержек  и противовесов. Считал созданную  в США систему наиболее  оптимальной,  где  есть  конкуренция  властей  и  взаимное  сдерживание Чрезмерное влияние занимает фигура Президента, 

      Вопрос 8

      Джон Маршал.

      Председатель  верховного суда США. Участник дела Мербери  против Мэдисона -1803г. Мербери должен быть назначен на должность федерального судьи, ему нужно выдать патент- Мэдисон.был госсекретарем США и отказал выдать патент. Мербери обратился в верховный суд США. Верховный суд в лице его Председателя Джона Маршала отказал в иске, сославшись на неконституционность закона, на который ссылался Мербери. Хотя  в  то  время  Верховный  суд  права  по  закону  толковать  является  закон конституционным или нет. Маршал считал, что Конституция принималась всем народом, судьи Верховного суда дают присягу о защите Конституции, поэтому Верховный, суд имеет право толковать, конституционный закон или нет.  Верховный суд США после этого дела становится органом конституционного  контроля.  Верховный суд приобретает  право толковать Конституцию США. 

      Вопрос 9

      Джон  Калхун. «Исследования о правительственной власти», «Расследование о Конституции и Правительстве США»

      Известен  своей Конституцией суверенитета.  Суверенитет  как понятие и  явление неделим, он либо есть, либо - нет. Нелепо говорить о половине суверенитета, также как о половине квадрата или треугольника. Выступает против делегирования значительных полномочий от штатов федеральному центру.  Народ  не  обязан  и  не  должен  передавать  федеральному  центру  свой суверенитет. Принятие Конституции осуществлялось от лица народа отдельными агентами, но это не исключает  того,  что  народ  и  штаты  сохраняют  свой  суверенитет.  Федеральное правительство осуществляет волю штатов,  поэтому,  если суверенное право штатов существенно нарушается федеральным правительством, то штат всегда вправе заявить о своем выходе из союза. Полномочия федерации - это сумма полномочий, делегированных штатами. Считал, что равенство прав черных и белых не может быть в рамках США, т.к. белые - европейцы, а черные - африканцы. Уравнивание ведет к Гражданской войне. 

      Воцрос 10

      Вудро Вильсон. «Правление конгресса»

      2 формы правления:  демократическая  (книжная демократия),  плутократическая (сложное в действительности правление с бюрократизмом и т.п.). Есть книжная Конституция и есть реальное положение. Конгресс и его деятельность не всегда урегулированы Конституцией, имеют некоторые расхождения, поэтому Конституцию США необходимо привести в соответствие с реальной ситуацией. Конгресс по его мнению не мобилен. 

      Вопрос II

      Оливер  Холмс

      Окончил Гарвард, член Верховного суда США, философское  и юридическое образование. «Общее право». Считал, что жизненное право не имеет логики, оно имеет только опыт. Право - это не система законов и нормативно-правовых актов, это предсказание того, каким образом будет действовать суд при разрешении того или иного дела, т.е. право - это предсказание того, как поступит суд на практике. Право существует только   в судебном процессе, и основную роль в формировании права играет суд. Суд- выступает как право образующий орган. Продуктом этой деятельности является прецедент. Позиции, которые влияют на формирование права:

      1. система потребностей того или  иного периода влияет на мировоззрение  судьи;

Информация о работе История политических и правовых учений