Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 17:07, лекция
1. Предмет ИППУ, место, роль ИППУ. ИППУ и политология, философия и др. отрасли.
2. Метод ИППУ, общие черты, функции и своеобразие.
3. Структура ИППУ. Проблема определения структуры и общая характеристика ИППУ.
Вопрос 1
Общая характеристика: становление и развитие. Этапы:
I. XVII - I половина XVIII вв. : межконфессиональная борьба английской, католической и протестантской конфессий.
II. II половина.XVIII' в.
I: 1. 22.12.1621г. «Отцы- пилигримы». Корабль «Мау flours» зашел в бухту Бостона. Это национальный праздник в США.
2. 1639г. основные уложения Коннектикута = создается система цивилизованных прав человека, в том числе свобода вероисповедания, слова, собраний.
Массачусетская хартия вольности 1641г.: главный принцип - правление не людей, а законов.
3.
1648г. губернатор
4.
1663г. завершается война с
IX.
1769г. американские провинции
1775г.
начинается война за
4.07.1776г.
принимается Декларация
В 1803г. был учрежден верховный суд США как орган конституционного надзора.
1863г.
победа Севера в борьбе с
Югом.
Вопрос 2
Бенджамин Франклин (1706-1790)/ Образованнейший человек своего времени, посол США во Фаранции, участвовал в создании в Конституции США. Основные идеи:
1. естественное состояние прав человека
2. ввел понятие принципиальной автономии американского общества, «hоme rule» - домашнее правило
3. социал-реформизм: состоял в том, чтобы те политические идеи должны иметь нормальную политическую природу, поэтапное развитие без отрыва от корней, т.е. Европы
4.
утилитарность принципов
Вопрос 3
Томас Пейн (1737-1809). «Право человека», «Век разума». «Здравый смысл»
Англичанин, иммигрант; вернулся во Францию, где его избрали депутатом французского конвента; возвратился в США, где и умер. Основные идеи:
1. впервые поставил вопрос о независимости США; это вопрос экономической целесообразности, отражающий естественные права человека;
2.
принцип республиканского
3.
дифференциация понятий «
4. естественные права - это естественное состояние человека;
5.
жестокая критика церкви, особенно
стремление церкви к
6.
объективность перерождения
государственной бюрократии,
т.е. она на определенном
этапе начинает обслуживать
свои собственные интересы,
а не государственные.
Вопрос 4
Томас Джефферсон (1723-1826). «Общий обзор права британской Америки», «Проект декларации независимости США», «Заметки о штате Виржиния»
Губернатор штата Виржиния, 1-й госсекретарь Вашингтона, 2-й президент США, основатель университета Виржиния и его бессменный президент, президент американского философского общества.
Основные идеи:
1. вернуть человека в законы природы, т.е. вернуть человека в естественное состояние его прав;
2. король - это главный чиновник государства, он лояльно относится к конституционной монархии;
3. принцип равных прав для гражданина, проживающего как в колонии, так и в метрополии;
4.
принцип территориальной
5. опасался возможного экспорта тирании и коррупции в молодую американскую демократию;
6. свобода совести как неотчуждаемое право, и правительство не вправе его ограничить;
7. способности и талант по наследству не передаются, поэтому аристократию богатств нужно заменить аристократией знаний;
8.
как представитель аграрного
развития выступал за
Вопрос 5
Александр Ганильтон (1757-1804)
Самая яркая и трагичная личность среди отцов-основателей, погиб на дуэли. Помощник Вашингтона. Был одно время Министром финансов и обороны (первое правительство - 3 министра).
Основные идеи:
1.
представитель промышленного
2. выступал за мирные отношения с Англией, хотя только что закончилась война с ней;
3. философски обосновал принцип конституционализма, приоритета конституционной нормой над федеральной и нормой штата;
4. принцип самостоятельности и несменности судий;
5. идея сильной централизованной федеральной власти;
6.
идея разделения властей: система
сдержек и противовесов -
есть правовой механизм социального
компромисса между общим и частным интересом,
коллективным и индивидуальным эгоизмом.
Конгресс - это кошелек; судебная власть
-- это мудрость; исполнительная власть
- это личное этическое понимание, восприятие.
Вопрос 6
Джон Адамс (1735-1826). 3-х томник «в защиту конституционной правительственной власти США»
Третий президент США. «Заметки федералиста» - участвовал наряду с Гамильтоном и другими в разработке проекта Конституции США.
1.
сформулировал американский
2.
Обоснование системы органов
3.
Аристократия должна быть
4.
Неотъемлемая защита тех прав
и свобод, которые представлены
Конституцией.
ВОПрОС 7
Джеймс Мэдисон, участник Филадельфийского конвента 1787г.
Сборник статей федерализма - комментарий Конституции. Ж. Ж. Руссо: «Небольшие размеры республики позволяют ей самодостаточно развиваться». Джеймс считал наоборот, что маленькая республика приведет к Гражданской войне и краху республики. По его мнению именно большая республика с сильным средним классом имеет место существования. Учение о факции - оппозиционные группы, группы давления. Изначально факцию считали фракцией, т.е. политической группой, но Медисон понимал по-иному. Факция более многоликое явление, чем фракция. Если фракция - это способ политического воздействия, то факция - способ организации общества, где есть естественное стремление людей к удовлетворению естественного интереса и подчинение лидеру, который наиболее соответствует их взглядам. В целом Мэдисон относится отрицательно к факции, т.к. ил множество приводит к разобщенности общества, усиливает разницу между людьми. Возникновение факции. между тем, как оппозиционных групп, неизбежно, но этот процесс можно регулировать со стороны государства.
Способы:
1.
путем нормативной
2.
регламентация осуществляется
У
него тоже была концепция сдержек
и противовесов. Считал созданную
в США систему наиболее оптимальной,
где есть конкуренция властей
и взаимное сдерживание Чрезмерное
влияние занимает фигура Президента,
Вопрос 8
Джон Маршал.
Председатель
верховного суда США. Участник дела Мербери
против Мэдисона -1803г. Мербери должен быть
назначен на должность федерального судьи,
ему нужно выдать патент- Мэдисон.был госсекретарем
США и отказал выдать патент. Мербери обратился
в верховный суд США. Верховный суд в лице
его Председателя Джона Маршала отказал
в иске, сославшись на неконституционность
закона, на который ссылался Мербери. Хотя
в то время Верховный суд
права по закону толковать
является закон конституционным или
нет. Маршал считал, что Конституция принималась
всем народом, судьи Верховного суда дают
присягу о защите Конституции, поэтому
Верховный, суд имеет право толковать,
конституционный закон или нет. Верховный
суд США после этого дела становится органом
конституционного контроля. Верховный
суд приобретает право толковать Конституцию
США.
Вопрос 9
Джон Калхун. «Исследования о правительственной власти», «Расследование о Конституции и Правительстве США»
Известен
своей Конституцией суверенитета.
Суверенитет как понятие и
явление неделим, он либо есть, либо - нет.
Нелепо говорить о половине суверенитета,
также как о половине квадрата или треугольника.
Выступает против делегирования значительных
полномочий от штатов федеральному центру.
Народ не обязан и не должен
передавать федеральному центру
свой суверенитет. Принятие Конституции
осуществлялось от лица народа отдельными
агентами, но это не исключает того,
что народ и штаты сохраняют
свой суверенитет. Федеральное
правительство осуществляет волю штатов,
поэтому, если суверенное право штатов
существенно нарушается федеральным правительством,
то штат всегда вправе заявить о своем
выходе из союза. Полномочия федерации
- это сумма полномочий, делегированных
штатами. Считал, что равенство прав черных
и белых не может быть в рамках США, т.к.
белые - европейцы, а черные - африканцы.
Уравнивание ведет к Гражданской войне.
Воцрос 10
Вудро Вильсон. «Правление конгресса»
2
формы правления: демократическая
(книжная демократия), плутократическая
(сложное в действительности правление
с бюрократизмом и т.п.). Есть книжная Конституция
и есть реальное положение. Конгресс и
его деятельность не всегда урегулированы
Конституцией, имеют некоторые расхождения,
поэтому Конституцию США необходимо привести
в соответствие с реальной ситуацией.
Конгресс по его мнению не мобилен.
Вопрос II
Оливер Холмс
Окончил Гарвард, член Верховного суда США, философское и юридическое образование. «Общее право». Считал, что жизненное право не имеет логики, оно имеет только опыт. Право - это не система законов и нормативно-правовых актов, это предсказание того, каким образом будет действовать суд при разрешении того или иного дела, т.е. право - это предсказание того, как поступит суд на практике. Право существует только в судебном процессе, и основную роль в формировании права играет суд. Суд- выступает как право образующий орган. Продуктом этой деятельности является прецедент. Позиции, которые влияют на формирование права:
1.
система потребностей того или
иного периода влияет на