Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:15, реферат
В раздел «Библиотеки консультаций» по дисциплине «История политических и правовых учений» включены ответы московского преподавателя на вопросы студентов, возникшие у последних при поиске ответов на проблемно-поисковые задания ПТК (при этом прямых ответов на задания ПТК преподаватель не дает), а также образец правильного ответа студента на задание 2 по теме 5.
Библиотека
консультаций
Международный институт экономики и права
INTERNATIONAL
INSTITUTE OF ECONOMICS AND LAW
Консультации по ПТК
«История политических
и правовых учений»
Введение
В
раздел «Библиотеки консультаций»
по дисциплине «История политических
и правовых учений» включены ответы московского
преподавателя на вопросы студентов, возникшие
у последних при поиске ответов на проблемно-поисковые
задания ПТК (при этом прямых ответов на
задания ПТК преподаватель не дает), а
также образец правильного ответа студента
на задание 2 по теме 5.
Образец
правильного ответа
студента на задание
ПТК
Тема
5. Политические и
правовые идеи раннего
христианства
Задание
2: Какие теоретические
проблемы вставали перед
церковью в связи с христианизацией
государства? Проанализируйте
потенциально возможные
варианты решения этих
проблем.
Правильный ответ: Взаимоотношения государства и церкви затрагивают широкий круг проблем, которые определяются уровнем материальной и духовной культуры и историческими традициями. Мудрое взаимодействие государства и церкви – «симфония» (Юстиниан), предполагающая, что государство защищает интересы церкви, а церковь благословляет власть, внушая пастве: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога … противящийся власти противиться Божию установлению» (апостол Павел). Христианин может восстать не на природу власти, а лишь на неправедное ее содержание. Формула Ш. Монтескье: каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.
Отделение церкви от государства ослабляет обе стороны: церковь остается без земной защиты, государство без духовной поддержки, вступая напрямую в отношения с различными политическими силами, религиозными сектами. Приоритетные сферы сотрудничества церкви, общества и государства: воспитание личности на традиционных духовно-нравственных ценностях, укрепление семьи, защита материнства и детства, помощь детям-сиротам, пожилым и обездоленным людям, борьба с наркоманией, пьянством, культом насилия и разврата.
Насильственное «переключение» населения на светские ценности подрывает связующее звено (религия) между человеческим сознанием (внутренняя культура) и моралью. Последствия такого переключения: урон авторитету власти, подрыв истоков права, нравственности, «расхристанность» народа и др., так как, если «Бога нет – все дозволено» (Ф.М. Достоевский).
Конституция Российской Федерации, ч. 1, ст. 14 признает Россию светским государством. Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. (в ред. от 26 марта 2000 г.) устанавливает статус отделения церкви от государства. Но государство вправе оказывать материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, которые отнесены к памятникам истории и культуры. Религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, деятельности политических организаций, не оказывают им материальную помощь. Задачи их иные – следовать своим традициям, строить себя не из идеологических и культурных парадигм, а своего опыта, быть хранителями нравственных устоев общества. «Наше предчувствие нового возрождения и грядущего величия и государства, и церкви питается отечественной историей» (А.В. Карташов). Усилие контроля государства за функционированием ряда религиозных объединений направлено, прежде всего, на пресечение деятельности тоталитарных сект, посягающих на жизнь, здоровье людей. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (апостол Матфей).
Законодательство
предусматривает
Подробнее
см.: Раннехристианские церковные писатели:
Антология. – М., 1990; История государственно-правовых
учений: Учебник /отв. ред. В.В. Лазарев.
– М.: Спарк, 2006.
Ответы
московского преподавателя
на вопросы студентов
по заданиям ПТК
Тема
19. Марксизм как направление
политико-правовой мысли
XIX в.
Задание
2: К. Маркс и Ф. Энгельс
считали, что в будущем
коммунистическом обществе
государство отомрет.
Какая логика, на Ваш
взгляд, стояла за этой
идеей?
Вопрос
студента: Какие предпосылки
нужны для отмирания
государства?
Ответ
преподавателя: При ответе на задание
прошу иметь в виду, что, с точки зрения
марксизма, отмирание государства – это
естественный процесс, обусловленный
определенными изменениями. Классики
марксизма эти изменения перечислили
в своих трудах. Поэтому Вам необходимо
прочитать рекомендуемые учебники и хрестоматии
и ознакомиться с аргументацией Маркса
и Энгельса подробнее. Рекомендую в связи
с этим следующие труды: Ф. Энгельс. Анти
Дюринг; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 20;
История государственно-правовых учений:
Учебник /Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Спарк,
2006.
Тема
17. Политические и
правовые учения в
Германии конца XVIII
– начала XIX вв.
Задание 1: Французская революция и размышления над ее ходом и итогами во многом определили характер политико-правовых взглядов мыслителей периода «немецкой классической философии». Эта философия отмечена не только очень высоким уровнем философского мышления, но и ярко выраженным национальным (если не националистическим) духом.
Политические и правовые взгляды Иммануила Канта (1724-1804) тесно связаны с его этической доктриной. Кант исходит из того, что каждый человек должен признаваться нравственно полноценной личностью и иметь право на свободный выбор целей и путей их достижения. Эта свобода выбора должна иметь гарантированное социальное пространство, где нравственность могла бы свободно проявлять себя. Признание права и его истинная цель – гарантировать такое пространство нравственной автономии личности, ее свободы. Но для реализации прав и ограничения произвола одного в отношении другого (а совокупность условий такого ограничения Кант и называет правом) необходима всеобщая обязательность права. Всеобщая обязательность права обеспечивается его принудительностью. Носителем принуждения выступает государство. А значит, главная проблема государства, его благо, состоит в реализации принципа права, в стремлении опираться на право и закон в политике.
Кант критикует попытки государства заботиться о своих подданных или гражданах (практика патернализма) и считает заботу о праве и его соблюдении главной заботой государства.
Какие
идеи И. Канта легли
в основание теории
«правового государства»?
Каким образом
Кант обосновывал
необходимость повиноваться
законодательной
власти вне зависимости
от ее происхождения?
Вопрос
студента: Прошу сообщить,
какие учебные
пособия мне следует
использовать при
ответе на данное задание?
Подробнее см.: Основная и дополнительная литература по теме ПТК дается в самом учебно-методическом пособии после последнего задания по этому блоку. Однако я бы рекомендовал в первую очередь использовать:
Нерсесянц В.С. Право и закон. – М., 1983; История государственно-правовых учений: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Спарк, 2006. Смотрите также информацию на сайтах Интернета:
Раздел «Библиотеки консультаций» подготовлен
преподавателями
кафедры государственно-