Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, дипломная работа
В настоящее время обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.
Ведение
Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в образовательном процессе
1.1 Дидактическая игра как метод обучения……………………………………5
1.2 Технология организации дидактической игры на уроке………………….11
1.3 Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного
языка….…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности обучения лексике на начальном этапе обучения английскому языку
2.1 Характеристика начального этапа обучения английскому языку……….21
2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку……………………………………………………………...27
Глава 3. Опытная работа по использованию дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку
3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска………………………………………………………….33
3.2 Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса под редакцией Биболетовой М.З. ………………………………………………37
3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры………42
3.4 Реализация программы формирования лексических навыков в рамках темы «My Day»……………………………………………………………...…..50
Заключение
Уровень сформированности лексических навыков
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что 5 учащихся (50%) имеют высокий уровень сформированности лексических навыков. У данной группы учащихся сформированы устойчивые лексические навыки, обеспечивающие автоматизированное использование лексических единиц в различных ситуациях общения.
4 учеников (40%) не смогли вспомнить все лексические единицы по ранее изученной теме «MY Family». При выполнении второго задания « вставить пропуски в предложениях», некоторые учащиеся не смогли вспомнить значение отдельных слов, некоторые путали их значение, либо оставляли пропуск не заполненным. При составлении высказывания, у некоторых учащихся была нарушена логика высказывания, некоторые
учащиеся неправильно употребляли слова (их значения) при рассказе о себе и своей семье. Таким образом, навыки употребления лексических единиц у этих учащихся сформированы, но недостаточно, что приводит к ошибкам в употреблении лексических единиц в речи.
1 ученик (10%) имеет низкий уровень сформированности лексических навыков. Он допустил ошибки при выполнении 1 и 2 задания. При выполнении задания № 2 из предложенных 8 предложений с пропусками правильно были выполнены всего 2. С последним заданием ученик не справился вообще. Процесс коммуникации в данном случае невозможен, так как учащийся не может правильно употребить лексические единицы и применить их на практике.
Целью личностного аспекта диагностики стало выявление отношения учащихся к использованию дидактических игр на уроках английского языка. Учащимся была предложена анкета которая включала вопросы открытого и закрытого типа ( см. приложение №2).
Проанализировав полученные результаты, выяснилось, что по мнению учащихся на уроках игры используются очень редко(100%).
Для 6 учащихся (60%) игры являются средством получения и закрепления новых знаний, а остальные четверо(40%) отметили, что игра является способом повторения изученного материала. Всем учащимся (100%) нравится, что учитель, использует на уроках игры, и хотели бы что бы он использовал их как можно чаще.
При ответе на вопрос, когда вы лучше запоминаете слова, учащиеся могли выбирать несколько вариантов ответа из трех предложенных. Результаты ответов представлены на диаграмме №2.
8 учащихся (80%), ответили, что запоминают лексику намного лучше, если учитель использует игровые приемы, 1 ученик(10%) лучше запоминает слова, если они предъявляются в определенной ситуации и еще 1 (10%) ответил , что заучивает слова списком.
На вопрос трудно ли вам дается запоминание лексики, половина учащихся ответили, что такие трудности есть.
В целом, по результатам анкетирования, можно сказать, что учащиеся не против того, чтобы учитель использует игры на уроке, и более того, играя, учащиеся намного лучше усваивают изучаемый материал.
3.2. Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса, под редакцией Биболетовой М.З.
Учебно–методический комплекс (УМК) “Enjoy English-3” для 3 класса предназначен для обучения английскому языку учащихся 6 – 8 лет в общеобразовательных учреждениях. С него начинается систематическое изучение английского языка по курсу “Enjoy English”, которое охватывает начальную и основную школу (2 – 9 классы), обеспечивая преемственность между начальным и средним этапами обучения английскому языку. Данный УМК строится на личностно ориентированном подходе как новой парадигме образования и воспитания, имеет отчётливо выраженную коммуникативную и в целом деятельностную направленность. Основная цель обучения английскому языку в 3 классе - развитие способности и готовности школьников осуществлять элементарное общение на английском языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных стандартных ситуаций общения, а также их воспитание и развитие средствами учебного предмета: их речевое и интеллектуальное развитие, развитие мотивации к изучению немецкого языка, интереса к страноведческой информации, развитие чувств и эмоций и в определенной мере ценностных ориентаций и творческого потенциала.
Таким образом, УМК ориентирован на развитие исходного уровня коммуникативной компетенции - уровня начинающего.
При обучении английскому языку в 3 классе особое значение имеют общедидактические принципы доступности, наглядности, природосообразности. Данные принципы дополняются и конкретизируются с помощью следующих методических принципов: весь процесс обучения английскому языку подчинён реализации комплексной коммуникативной цели обучения; обучение всем видам речевой деятельности осуществляется во взаимосвязи; отбор и организация языкового и речевого материала опирается на структурно-функциональный подход и метод моделирования, однако все большее значение приобретает функциональный подход; обучение строится поэтапно, при дифференцированном подходе к учащимся; вся система действий ученика, и учителя и их взаимодействие обеспечиваются с помощью упражнений, заданий; вся организация педагогического процесса сохраняет и обеспечивает развитие мотивов обучения путем повышения информативности содержательного плана учебника и других средств обучения: в целях создания языковой атмосферы на уроках, развития внимания, наблюдательности, языковой догадки желательно по возможности меньше прибегать к посредничеству русского языка; образцом и ориентиром для речевых действий ученика являются действия учителя.
Учебно–методический комплект “Enjoy English-3” для 3 класса состоит из следующих компонентов:
- учебник;
- книга для учителя;
- рабочая тетрадь;
- аудиокассета;
- сборник песен “Game Songs” с аудиокассетой.
Целью “Enjoy English-3” для 3 класса является комплексное решение задач, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность учащихся начальной школы общаться на английском языке. Данная цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в устной (говорение и понимание речи на слух) и письменной (чтение и письмо) формах общения в пределах, обозначенных федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования по иностранному языку. ( Уровень А1)
Таким образом, “Enjoy English-3” для 3 класса написан в русле коммуникативно-когнитивного подхода, который является ведущим в современной методике. Учебник ориентирован как на обучение учащихся общению на английском языке, так и на интеллектуальное, эмоциональное и общее речевое развитие детей средствами английского языка.
В соответствии с объектом и предметом исследования, мы проанализировали учебник “Enjoy English-3” для 3 класса с точки зрения обучения лексической стороне речи и использования в нем дидактических игр.
Объем лексики, предлагаемый в 3 классе, составляет около 350 лексических единиц (ЛЕ): 120 ЛЕ во вводном курсе и 230 ЛЕ в основном. Все они входят в активный словарь учащихся.
Введение ЛЕ происходит на первых трёх уроках каждой главы. Таким образом, учащиеся в рамках одной темы должны выучить около 45-55 ЛЕ.
Семантизация новой лексики в данном УМК происходит:
1. С использованием наглядности. Учитель может использовать имеющиеся у него рисунки, пальчиковые куклы. Далее следует предъявление слова на доске, плакате или карточках для его зрительного восприятия.
2. При помощи аудиотекста, который предъявляется диктором или учителем (рассказ по картинке или сообщение, предваряющее чтение микротекстов, краткое высказывание), а также на основе печатного текста в учебнике, когда ученик идет от зрительного восприятия слова к его звуковой форме и значению.
3. При помощи перевода, который дается в сноске или самостоятельно находится учениками в словаре.
Таким образом, при семантизации лексики авторы рекомендуют использовать различные приёмы. Ведущим приёмом является предъявление ЛЕ на основе контекста. Однако, характерной особенностью младших школьников является ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. На этом уровне психического развития восприятие связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для школьника – значит что-то сделать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его [19,с.158-164]. Поэтому при семантизации ЛЕ в первую очередь необходимо
использовать наглядность.
Первичная тренировка в употреблении новой лексики после её презентации осуществляется в упражнениях:
-на подстановку;
- на трансформацию (в основном это вопросно-ответные упражнения, проводимые в форме диалога-расспроса);
-на репродукцию.
В данном УМК достаточно широко используются различные игры: языковые и коммуникативные. Так, например, на формирование лексических и грамматических навыков направлены такие игры, как:
- «Узнай, насколько внимателен твой сосед по парте» ( Цель: закрепление структуры Yes, he/she has/ No, he/she hasn’t);
- викторина «When? Why? Where? » (Цель: закрепление лексики по темам: почта, вопросительные слова, прилагательные, характеризующие человека).
В рамках каждой темы предлагается ролевая игра, направленная на развитие умений диалогической речи. Так, например:
а) «В школе». Продолжи с одноклассниками сцену знакомства учителя с другими учениками лесной школы (цель: закрепление лексики по теме «Школа»);
b) «Спортивные достижения одноклассников». Узнай у одноклассников, что они умеют делать хорошо.( цель: закрепление лексики по теме «Спорт»);
c) «В зоопарке». Разыграй с одноклассниками разговор в зоопарке(цель: закрепление лексики по теме «Спорт»);
d) «В гостях у учеников лесной школы». Разыграйте разговор с учениками лесной школы (цель: закрепление лексики по теме «Школа»);
e) В «магазине». Разыграй с одноклассниками разговор в магазине(цель: закрепление лексики по теме «Продукты»);
f) «Города и страны». Разыграй с одноклассником диалог по теме, узнай о новом городе или стране(цель: закрепление лексики по теме «Города и страны»);
g) «Мой выходной». Расспроси одноклассника о том, что он любит делать по воскресеньям, чем любит заниматься его семья в воскресенье(цель закрепление лексики по теме « Мой день»);
h) «Времена года». Узнай, какие времена года любят твои одноклассники. Почему?( цель: закрепление лексики по теме «Времена года»).
Исходя из возрастных особенностей учащихся младшей ступени обучения, авторы УМК рекомендуют, использовать игры на уроке при формировании всех умений и навыков. В результате анализа УМК «Enjoy English-3» для 3 класса было выявлено, что авторы используют лексические, фонетические, орфографические дидактические игры. Основными видами, представленными в УМК «Enjoy English-3», являются ролевые игры и интервью.
Таким образом, анализ УМК показывает, что игры представлены в нем в достаточном количестве. Однако при этом нет полного комплекса лексических игр, в которых отрабатывались бы все стороны лексического навыка.
Данное положение, а также результаты проведенной диагностики и анкетирования учителей способствуют разработке программы по использованию дидактических игр при формировании лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения.
3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры
Основанием для разработки программы: явились изучение теоретических основ по использованию дидактических игр в образовательном процессе, а также практическая работа, включающая анкетирование учителей иностранного языка и диагностику учащихся. Необходимость разработки программы подтвердил также предпринятый нами анализ учебно-методического комплекса «Enjoy English-3» для 3 класса по английскому языку в ходе которого обнаружилось, что в данном учебнике имеется недостаточное количество игровых упражнений.
Программа по использованию дидактических игр при обучении лексическим навыкам была разработана в соответствии с этапами обучения лексике, предлагаемыми Н.И. Гез и М.В. Ляховицким [6,c. 25-27]:
I этап - предъявление нового лексического материала.
II этап - первичное закрепление лексического материала.
III этап - совершенствование лексического навыка.
Игры | Языковые а) настольно – печатные (графическая форма слова) игра «Лото» | Языковые и речевые
а) форма б) значение в) употребление | Речевые а)Продуктивные лексические навыки(письмо и говорение)
б) рецептивные лексические навыки (чтение и аудирование) | |
Цель и содержание | Цель: учащиеся должны знать значение лексической единицы его звуковую и графическую форму. Содержание: предъявление новой лексической единицы в контексте и изолированно; выбор предметов | Цель: научить учащихся сочетать новые слова с ранее усвоенными, научить понимать их в новом контексте, употреблять в упражнениях. Содержание: выполнение упражнений на воспроизведение слова в процессе функционирования в речи, осознание значения слова, имитацию, подстановку и трансформацию. | Цель: умение употреблять новые лексические единицы в разных видах репродуктивной деятельности в аудировании, в говорении, в чтении. Содержание: обучение новокомбинированию значимых лексических элементов в разных контекстах, выполнение упражнений на совершенствование лексических навыков( упражнения продуктивного и репродуктивного уровня), контроль учебно – речевых высказываний. | |
Этап | 1. Предъявление нового лексического материала. | 2.Первичное закрепление лексического материала | 3.Совершенствование лексического навыка. | |
Игры | б) рецептивные лексические навыки(чтение и аудирование) | |||
Цель и содержание | разных контекстах, выполнение упражнений на совершенствование лексических навыков( упражнения продуктивного и репродуктивного уровня), контроль учебно – речевых высказываний. | |||
Этап | 3.Совершенствование лексического навыка. |
Информация о работе Использование игровых технологий на уроках АЯ