Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа
Актуальность темы исследования.В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические особенности использования игровых технологий в 1 классе
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования игровых технологий в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.
В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания математики, относятся игровые технологии.
Игровые
технологии являются одной из уникальных
форм обучения, которая позволяет
сделать интересными и
Игра
как феноменальное человеческое
явление наиболее подробно рассматривается
в таких областях знания как психология
и философия. В педагогике и методике
преподавания больше внимания уделяется
играм младших школьников (Ф.К.Блехер,
А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова
и др.). Это связано с тем, что
педагоги рассматривают игру как
важный метод обучения для детей
именно младшего школьного возраста.
Аспекты игровой деятельности в
общеобразовательной школе
Актуальность
игры в настоящее время повышается
и из-за перенасыщенности современного
школьника информацией. Во всем мире,
и в Белоруссии в частности, неизмеримо
расширяется предметно-
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Объектом исследования является учебный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – педагогические особенности использования игровых технологий в 1 классе
Цель исследования - охарактеризовать особенности использования игровых технологий в начальной школе
Задачи:
1. Раскрыть сущность игровых технологий и их ключевые понятия.
2. Охарактеризовать роль игры в обучении
3.Раскрыть
особенности использования
4. Исследовать отношение детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики в 1 классе.
Методы исследования:
Практическая значимость исследования ---разработанные нами уроки могут быть применены учителями начальных классов на уроках математики в 1 классе.
Опытно
- экспериментальная
база --- исследование проводилось на
базе первых классов средней школы №2г.
Воложин Минской области.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Сущность игровых технологий и их ключевые понятия
Понятие «технология педагогическая»согласно «Педагогическому словарю» В. Н. Наумчика пришло в педагогику из сферы промышленности, где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами. Применение данного понятия в педагогике приводит к тому, что педагогическое взаимодействие приобретает качества технологического процесса.
Понятие «технология обучения» - это совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий.
Согласно «Словарю информационно-педагогических технологий: ключевые понятия» технология – совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых осуществляется производственный процесс.Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности; в сфере образовательных технологий – процесс достижения определенных результатов по применению исходного состояния субъекта/объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов [23, с.244].
Определяя
в нашем исследовании понятие
«технология», мы будем акцентировать
собственно психологическую и
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра – это специфический вид человеческой деятельности, кторая имитирует реальную деятельность человека – труд, познание, общение и другие в искусственно созданных условиях и посредством создания относительно достоверной модели.
Игра педагогическая – это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми предметами в воображаемой или реальной ситуации, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания.
Игра дидактическая – вид игры, которая организуется взрослыми и специально предназначена для реализации целей обучения. Иными словами дидактическая игра – обучающая игра[1, с.206].
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью[5, с.37].
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические [6, с.110].
По
характеру педагогического
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.
По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, тесты; соревнования, состязания, соперничества и др.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Рис. 1. Классификация педагогических игр (по Г.К. Селевко) [19, с.201].
Концептуальные основы игровых технологий
•
Психологические механизмы
• Игра — форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе).
• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).
• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).
• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми [8, с.103].
В игре усилие ребёнка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.
Особенность игры — подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.
Мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи [1, с.120].