Игровые технологии в организации семейного досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – обосновать роль игры в формировании семейного досуга.
Объект исследования – игровые технологии в семье.
Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.
Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость решения следующих задач в данной работе:
определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
рассмотреть роль игры в семье;
рассмотреть использование игровых технологий;
провести исследование по организации семейного досуга.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4
1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4
1.2.Игра в структуре семейного досуга 13
1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18
1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25
2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28
Заключение 34
Список литературы 36

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии в организации семейного досуга.docx

— 92.26 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга 4

1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества 4

1.2.Игра в структуре семейного досуга 13

1.2.1.Роль игры в семейном воспитании 18

1.3.Использование игровых технологий в организации семейного досуга 21

Глава 2. Экспериментальная работа по изучению особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25

2.1.Изучение особенностей организации семейного досуга с детьми старшего дошкольного возраста 25

2.2.Методические рекомендации для родителей по проблеме организации семейного досуга 28

Заключение 34

Список литературы 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

       Научный  интерес к изучению семьи как  социального института воспитания  достаточно постоянен и находит  отражение в современных социологических,  социально-культурных и психолого-педагогических  исследованиях. Семья, будучи  исторически обусловлена, не является  застывшим образованием и претерпевает  существенные изменения в процессе  общественного развития российского  общества. Практика свидетельствует,  что досуговые интересы современной  семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая  и утверждая новые ценности, развивая  и совершенствуя организационные  формы семейного досуга.

Сложившиеся противоречия между  традиционными формами организации  семейного досуга в учреждениях  культуры и духовными потребностями  современной российской семьи обуславливают  необходимость выявления условий, способствующих совершенствованию  деятельности клубных учреждений в  процессе организации культурно-досуговой  деятельности с целью удовлетворения духовных потребностей современной  российской семьи. Учитывая особенности  развития семейного досуга, в исследовании выдвинута проблема выявления социально-культурных условий, необходимых для развития досуговых интересов современной семьи.

Актуальность данной работы заключается в том, что роль игровой  деятельности в семье важна для  обеих сторон, т.е. как для родителей так и для ребенка, т.к. через игровую деятельность происходит формирование более близких и доверительных отношений.

Цель курсовой работы –  обосновать роль игры в формировании семейного досуга.

Объект исследования –  игровые технологии в семье.

Предметом данного исследования является исследование игровых технологий в организации семейного досуга.

Объект, предмет и цель исследования обуславливают необходимость  решения следующих задач в данной работе:

  • определить сущность и специфику досуговых интересов современной семьи в игре;
  • рассмотреть роль игры в семье;
  • рассмотреть использование игровых технологий;
  • провести исследование по организации семейного досуга.

Гипотеза исследования состоит  в том, что на современном этапе игровые технологии играют важную роль и являются неотъемлемой частью в организации семейного досуга.

 

Глава 1.Теоретико-методологические основы использования игровых технологий в организации семейного досуга

1.1.Семья и семейный досуг на современном этапе развития общества

 

 

Отечественная философская  мысль определяет семью как ячейку общества и важнейшую форму организации  личного быта, основанную на супружеском  союзе и родственных связях.

В Словаре русского языка  С.И. Ожегова под семьей понимается группа живущих вместе близких родственников  или объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными  качествами, необходимыми для семейной жизни.

Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Современные исследователи  семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении  объединение людей, связанных общностью  быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Тем не менее, в рассмотренных  дефинициях семьи исследователи  в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни. Разнообразие подходов к определению понятия «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.

На сегодняшний день исследователи  осуществляют классификацию семей  по следующим признакам:

1) по количеству детей:  бездетная семья, малодетная и многодетная семья;

2) по составу: неполная  семья, отдельная, простая или  нуклеарная, сложная, большая семья, материнская семья, семья повторного брака;

3) по структуре: с одной  брачной парой, с детьми или  без детей, с одним из родителей  супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными  парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них, с матерью с детьми, с одним из родителей и другими родственниками и т.д.;

4) по структуре лидерства  в семье: эгалитарные и традиционные, авторитарные семьи;

5) по однородности социального  состава: в зависимости от наций;  уровня образования, профессии  и т.д., и гетерогенные семьи;

6) по семейному стажу,  молодожены, молодая семья, семья  среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

7) по качеству отношений  и атмосфере в семье: благополучная,  устойчивая, неблагополучная, педагогически  слабая, нестабильная, дезорганизованная  семья;

8) по географическому  признаку: городская, сельская, отдаленная  семья;

9) по особым условиям  семейной жизни: студенческая  семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;

10) по характеру проведения  досуга: открытые и закрытые;

11) по состоянию психологического  здоровья: здоровая семья, невротическая  семья, виктимогенная семья.

Определение семьи включает множество укладов. Социологи и  антропологи сравнивают семейную структуру  в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу  распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению  и способу наследования имущества.

В общей системе родственных  отношений существуют два основных типа семейной структуры:

  1. Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
  2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например, дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер.

В большинстве обществ  нуклеарная семья считается важным и основным социальным объединением.

Таким образом, семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству детей, и по ряду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах  семей и эти проблемы по мере возможности  необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика.

Теперь рассмотрим функции семьи и их реализация в сфере досуга. Функции семьи представляют собой набор исторически обусловленных форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны с потребностью общества в институте семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значительная часть этих функций выполняет женщина.

Понятие функций семьи  непосредственно связано с пониманием потребности и возможности их удовлетворения. С точки зрения Н.А. Соловьева, Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого, функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет. В современной науке возникла объективная необходимость в выделении специфических и неспецифических функций семьи. Согласно А. Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.

1.Репродуктивная функция.

Одной из основных функций  семьи является репродуктивная функция, которая состоит в воспроизводстве  жизни, т.е. в продлении человеческого  рода. Данная функция характеризует  наличие личных потребностей в семье  и детях, определенную жизненную  стабильность, наличие домашнего  хозяйства и конкретного уровня качества жизни.

Репродуктивная функция - это естественный биологический  процесс продолжения жизни, в  котором участвуют женщина и  мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с  семьей, но и с обществом.

Семья, как закономерно  возникший институт развивающейся  цивилизации, выполняла функцию  воспроизводства населения, она  обеспечивала выживаемость человека в  тяжелых условиях жизни. Историческая трансформация форм семейного общежития обусловила изменение репродуктивной функции. Репродуктивная функция семьи может выступать, как и неспецифическое явление жизнедеятельности семьи. «Институт семьи существует не потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции, а потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей.

Ответом на сложные проблемы современной семьи являются «ослабление, угасание... личных мотивов и желаний», что «ярче всего раскрывает кризис семьи как социального института  и, в этом смысле, кризис самого общества». Ослабление созидательной и преобладание разрушительной мотивации есть закономерный результат «расщепления» мотивационной  целостности психической активности человеческой индивидуальности под  влиянием требований современной постреформенной российской цивилизации.

2.Функция содержания детей.

Статистическое исследование доказывает многочисленные факты реализации репродуктивной функции вне брака. Все более возрастает количество детей, рожденных вне семьи. В  среднем около 20% детей рождается  у незамужних женщин, что составляет около 250 тысяч новорожденных в год. Количество детских воспитательных учреждений в стране из года в год увеличивается, систематически возрастает и численность воспитываемых ими детей.  Современный кризис усугубляет материальное и духовное состояние семьи. Содержание, уход за детьми неразрывно связаны с отношением к детям и воспитанием их. Они находятся в прямой зависимости от достатка слоя, к которому принадлежат родители.

Функция содержания детей  составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических  трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального  положения родителей приобретает  большое значение, становясь тяжелой  необходимостью. Увеличилось количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Способность к труду зависит практически от всех функций семьи, но особенно сильно от воспитательной, общения и от хозяйственно-бытовой деятельности. Реализация этой функции достаточно вариативна для различных семей. Для эффективно функционирующих семей привитие ценности труда своим членам не представляет большого труда. Для членов проблемных семей последовательный, систематический труд выпадает из разряда жизненных необходимостей и ценностей.

Это происходит по большей  части в силу:

  • слабости социальных связей и семейных коммуникаций;
  • эмоциональной неуравновешенности;
  • ряда социальных причин.

3.Воспитательная функция.

Воспитательная функция  семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве  и материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в  детях. По отношению к обществу в  ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего  поколения, подготовку новых членов общества.

Реализация воспитательной функции семьи происходит, как  множество воздействий малой  социальной группы на каждого своего члена в течение всей жизни, формируя личность ребенка. Соответственно это  постоянное взаимное влияние детей  и родителей друг на друга. Семейному  воспитанию присущи непрерывность, продолжительность и устойчивость.

Причины многих личностных проблем взрослых людей заложены в детстве несовершенным воспитательным воздействием родителей и семьи  в целом. В последнее время  в условиях все усложняющейся  современной жизни увеличивается  количество детей с нарушением поведения. Эти нарушения могут проявляться  в высокой тревожности ребенка, отчуждении, эмоциональной непроникаемости, агрессии, враждебности как по отношению к родителям, так и к сверстникам. Причины такого поведения далеко не всегда лежат на поверхности. Отсюда потребность в понимании заложенных в ребенке не только субъективных факторов, но и объективных, представляется крайне значимым, интересным. Объективным фактором является нарушение внутрисемейных отношений, приводящих к трудностям развития коммуникативных способностей ребенка.

Информация о работе Игровые технологии в организации семейного досуга