Использование дидактической игры на уроках

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:06, реферат

Описание работы

Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
А.М.Пышкало акцентировал внимание на игре, как методике обучения. Он сказал, что игру на уроке многие учителя понимают по-разному, хотя все придают ей большое значение.

Работа содержит 1 файл

ispolzovanie_didakticheskoy_igry_na_urokah.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Тема «Использование дидактической игры на уроках.

                                                                                                               учитель: Бурякова Е.А.

 

Введение

 

Игра – одно из важнейших средств  умственного и нравственного воспитания детей. Огромное значение игре; как средству воспитания, придавал А.С. Макаренко: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда подрастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (Ю.П.Азаров, Искусство воспитывать, с.180).

А.М.Пышкало акцентировал внимание на игре, как методике обучения. Он сказал, что игру на уроке многие учителя  понимают по-разному, хотя все придают ей большое значение. Часто учитель применяет приемы развлекательности, занимательности. А называет это дидактической игрой. Виноват ли в этом учитель? «Прежде всего это вина наша,- сказал А.М.Пышкало, - так как ученые еще не дали до сих пор школе четких критериев дидактической игры как метода обучения». (Из доклада на учительском форуме, Ж.Начальная школа № 10, 1988 г. С.17.)

Педагоги-практики обнаруживают разный подход к игре. Так, одни считаю, что  игра не отвлекает детей от содержания урока, а подчиняясь учебным целям, помогает детям лучше усвоить  учебный материал и что игра должна найти место на большинстве уроков в течение всего учебного года. Другие уверены, что игра должна широко применяться на уроке лишь в начале обучения, особенно в адаптационны период, методам обучения. А игры же должны применяться только при закреплении учебного материала. Но те и другие сходятся во мнении, что дидактическая игра способствует формированию интереса к учебе – главной цели обучения (материалы педагогических чтений, ж.Начальная школа № 10, 1988, с.18)

 

Психологические особенности  детей младшего школьного возраста.

 

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В ней  происходит развитие важнейших психологических  новообразований ребенка; усвоение мотивов деятельности, становление  элементов поведения, развитие умственно  значимой деятельности, формирование воображения. В ролевой игре осуществляется ориентация детей в смыслах и мотивах деятельности взрослых и первичное овладение нравственными нормами.

С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая  деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого и в учении надо широко использовать игровые формы активности детей – учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.

Для младших школьников учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью дидактическая игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности. Постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что мешает свободному освоению знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение, которое возникает в период адаптации ребенка к школьному режиму.

Игра является одним из средств  формирования психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса, - мышления, внимания. Памяти и т.д.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников – учебная деятельность, дидактическая игра должна обеспечивать формирование навыков учебной работы и формирования собственно учебной деятельности.

И, наконец, игра – это средство, снимающее неприятные или запретны для школьника переживания.

«Учебный процесс надо «строить» таким образом. Чтобы от выступал как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, является игра (ж.Начальная школа № 10, 1988, с.39).

 

Дидактические уроки  Л.Н.Толстого

 

Л.Н.Толстой с большим интересом  изучал своих учеников, стремился  сделать все возможное для  того, чтобы раскрыть их индивидуальные особенности и дарования. Критикуя основные пороки современной ему школьной системы, Толстой указывал что «всякое учение должно быть только ответом на вопрос, возбужденный жизнью. Но школа не только не возбуждает вопросов, она даже не отвечает на те, которые возбуждены жизнью, что школа постоянно отвечает на одни и те же вопросы, поставленные человеком несколько веков назад, а не детским возрастом, до которых ребенку еще нет дела». (Свободное воспитание, 1907 – 1908 № 3, с.2).

У писателя-педагога выработалась своя точка зрения на отношение детей  со взрослыми, учителей с учениками. В ее основе провозглашенный Руссо и развитый Песталоцци принцип уважения личности в маленьком человеке, бережное отношение к его особенностям. Учитель должен владеть ключиком от души своего воспитанника. Иначе она окажется запертой для него.

Современные медики и психологи  доказали, что положительные эмоции являются могучим стимулом человеческой деятельности. Уже в те годы, Л.Н.Толстой  создал методику разнообразных эмоциональных  воздействий на детей. Эмоции обогащают  психику детей, способствуют развитию их творчества, заставляют глубоко переживать, что способствует усвоению знаний.

В целях развития эмоций у детей  Толстой широко использует творческие сочинения, вечерние уроки и прогулки, яркие исторически и географические впечатления, игры, уроки рисования, музыки, пения.

Толстой считал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно, нужной; чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно» (Толстой Л.Н., Полное собрание сочинений. Т-8, с.347). Таким образом, методы, применяемые Толстым в своей школе, были по сути противоположны тем, которые использовались в государственных колах России. Но в процессе свободного развития, учитывая врожденные природные качества, стремление детей к игре, он добился того, что у детей появилась потребность к знанию.

Успешность обучения находится  в прямой зависимости от отношения  учащихся к учебной деятельности.

К.Д.Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое Толькой силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет». (Ушинский К.Д., Соч. – М.-Л.-1950, Т.-10, с.429).

 

Особенности использования  дидактических игр 

способствующих воспитанию организованности

у первоклассников

 

Если в те годы передовые педагоги уделяли огромное внимание игре, как способу активизации умственной деятельности; то в современной школе рядовой учитель, посредством игры, помогает сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность.

Перешагнув порог школы, ученик порой «теряется» от обилия новых  требований. Непросто приучить ребенка  планировать и организовывать свой труд, работать четкой, ритмично. «Воспитывая  организованность, мы воспитываем у  детей самостоятельность « (Мельничук И.А., ж.Начальная школа № 6, 1991 г., с.8).

«От ребенка, его хотений не зависят  ни содержание образования, ни формы  его организации, ни методы, ни общий  порядок школы. Это – как правила  ролевой игры: их надо принять, им надо подчиняться». (Амонашвили Ш.А., «Школа жизни», с.19).

В процессе игры создаются условия  для освоения социальных ролей и  той среды, в которой происходит обучение ребенка (роль учителя, роль контролера, роль ученика). Например, функция освоения социальных ролей может реализоваться  в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего носят коллективный характер и предполагают то или иное разделение ролей.

Компонентами организованности являются:

- четкое представление о цели  деятельности, поскольку осознанный  смысл деятельности позволяет предвидеть ее результат.

- составление программы действий, ее реализация, контроль, оценка  и коррекция, т.е. проверка качества  сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

В этом ученикам помогут игры: «Минутка» - дети научатся быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Цель игры: знакомить первоклассников с учебными принадлежностями, учить быстро подготавливать все необходимое к уроку. Оборудование: кукла Минутка, школьные принадлежности.

Содержание игры: кукла Минутка  ежедневно напоминает детям: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?». У Минутки – циферблат. Пока стрелка пройдет круг (10 – 15 секунд), дети проверяют готовность к уроку.

Подобная игра проводится и в конце урока. «Скоро прозвенит звонок. Собери в портфель, дружок, аккуратно, по порядку, книги, руку и тетрадку». Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?»

Интересны игровые упражнения, в  процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой; все, что нужно, - под рукой,» - говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для урока принадлежности, располагая их так, чтобы ими было удобно пользоваться.  Минутка оценивает задание.

Целесообразно «передать» роль Минутки  ученику. С закрытыми глазами  он пытается отгадать: какой ряд  сел, какой ряд собирает портфели, и т.д.

Игра «найди ошибку» поможет  детям исправить допущенную ошибку, научит контролировать свои действия.

Цель: воспитывать наблюдательность, любовь к порядку.

Оборудование: школьные принадлежности, которые следует использовать при  выполнении конкретного задания.

Содержание: учитель предлагает детям  осуществить взаимопроверку рабочего места: как расположены необходимые для выполнения задания школьные принадлежности, нет ли на парте лишних предметов.

Итак, основная цель перечисленных  дидактических игр – способствовать воспитанию организованности у первоклассников. Эта форма обучения соединяет познавательное и занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать навыками играя.

Но, игра не является панацеей от все  бед: ребенок развивается, взрослеет  и дидактические игры не являются постоянными для детей различного возраста, при их отборе учитель учитывает, как ребенок усваивает новые знания.

Возрастное развитие ребенка предполагает формирования содержания форм игр, которые  зависят от основных функций. Одной  из которых является страсть к взрослению. Ш.А.Амонашвили утверждает: «… возвести исполнение педагогических процессов до искусства, что и поможет ребенку чувствовать себя взрослым там, где он еще вовсе не взрослый. А ребенок». (Амонашвили Ш.А. «Школа жизни», с.17).

 

Методика организации дидактической игры на уроке.

 

Прежде чем предложить игру ученикам учитель знакомит с инструкцией  к ней. Не менее важно продумать  образовательную цель игры, а также  ее воспитательные и развивающие  возможности. После этого следует  определить время проведения игры на уроке в соответствии с тем, на каком этапе урока она будет проведена. Затем устанавливают, как будут играть дети – индивидуально или в группе. А также способ проверки результатов и подведения итогов.

При организации игры большую роль играет инструктаж. Если игра для детей новая. То полезно не только подробно объяснить, как играть, но и провести игру у доски со всем классом, помня, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Многие игры построены таким  образом, что ученики либо сами могут проверить себя (самоконтроль), либо проверяют работу друг друга (взаимоконтроль).

Самоконтроль позволяют осуществить  такие игры, как «Круговые пример» (II и III классы), «Лото с разрезной  картинкой». Взаимоконтроль необходим  при проведении игр «Рыболовы» (I и II классы), «Домино с примерами» (II и III классы), «Почтальоны» (III класс).

Иногда дети не хотят проверять  работы своего партнера по игре. Когда  же по настоянию учителя они начинают проверять работы друг друга и  радуются, что хорошо выполнили проверку. И затем уже проверяют работу партнера охотно и очень внимательно. Такая заинтересованность приносит большую пользу самому проверяющему, так как он лишний раз упражняется в решении примеров и в тоже время овладевает навыками контроля и самоконтроля, столь необходимыми для успешной самостоятельной работы.

При организации дидактической  игры учитывается и то, как объединять учеников в пары. Предварительные  выводы здесь такие: более продуктивные пары детей с разными уровнем  подготовленности. В этом случае сокращается время на игру.

Дидактическую игру можно дополнить  и расширить. Например: «Помоги исправить  ошибку» оказалась не интересна  для детей. Пришлось ввести в игру дополнительное условие: «ты учитель. Проверь работу ученика. Если найдешь ошибку, исправь. Поставь отметку за проверенную тобой работу». Такое дополнение сделало игру более интересной.

Ценность дидактической игру определяется не по тому. Какую реакцию она  вызывает со стороны детей; учитывается, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к данному ученику.

Итак; подбирая какую-либо дидактическую  игру для урока, продумываются следующие  вопросы:

  1. Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения.
  2. Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
  3. Посильна ли она для учащихся моего класса?
  4. Все ли дети будут в одинаковой степени участвовать в игре?
  5. Подведение итогов игры.

Информация о работе Использование дидактической игры на уроках