Использование игровых технологий на уроках АЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в образовательном процессе
1.1 Дидактическая игра как метод обучения……………………………………5
1.2 Технология организации дидактической игры на уроке………………….11
1.3 Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного
языка….…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности обучения лексике на начальном этапе обучения английскому языку
2.1 Характеристика начального этапа обучения английскому языку……….21
2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку……………………………………………………………...27
Глава 3. Опытная работа по использованию дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку
3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска………………………………………………………….33
3.2 Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса под редакцией Биболетовой М.З. ………………………………………………37
3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры………42
3.4 Реализация программы формирования лексических навыков в рамках темы «My Day»……………………………………………………………...…..50
Заключение

Работа содержит 1 файл

ВКР2 1.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. [12, c.26]             

Приоритетами в начальной школе являются воспитательно - развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой  и ее носителями. Процесс обучения иностранному языку в начальной школе призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть еще одним способом общения, он должен ввести детей в мир другой культуры. Важной задачей всего курса начального обучения языку является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.[1,с.39-40]

Весь курс начального обучения иностранным языкам условно делится на три этапа: 1 этап – 1 класс; 2 этап (основной) – 2-3 классы; 3 этап (обобщающий)-4 класс. Каждый выделенный этап имеет свои задачи  и является ступенькой в процессе овладения учащимися коммуникативной компетенцией.[5,с.14] С психологической точки зрения, учителю необходимо учитывать то, что в данном возрасте ребенку присущи конкретность мышления, образное восприятие, стремление к наглядной, чувственной опоре, конкретизации действий. На данном этапе обучения восприятие у учащихся поверхностно, внимание неустойчиво, учащиеся  впечатлительны и доверчивы, наблюдается слабость тормозных процессов, учащимся необходима частая смена видов деятельности. Преобладание произвольного внимания над не произвольным.

              На основе всех этих особенностей и с учетом индивидуальных особенностей каждого из обучаемых, педагог должен строить весь учебно-воспитательный процесс, максимально используя игру, для наилучшего усвоения и развития интереса к изучаемому предмету.[10,с.25-29]

 

2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

 

Наиболее часто мысль-высказывание оформляется предложением. В предложении мы имеем дело  с триединством лексики, синтаксиса и морфологии. Исходным в этом триединстве является лексика. Выбор лексического аспекта данной проблемы мотивируется тем, что именно словарный состав любого языка, в том числе и  изучаемого иностранного языка, выходит на экстралингвистическую действительность, в окружающий мир, в жизнь общества. В лексике наиболее четко и ясно проявляются особенности языка, а также его родство с другими языками и возможные случаи взаимодействия между контактирующими в процессе обучения языками. Лексика - это тот аспект языка, без которого невозможно обучение вообще. «Слова - это имена вещей, явлений, событий, имена всего того, что есть в действительности… Если имя непонятно для слушающего, оно пусто -такого предмета нет. Любая вещь, даже воображаемая, к какой бы области сенсорики она не относилась, может стать заметной, если предмет имеет имя», - говорил Н.И. Жинкин, подчеркивая номинативную функцию лексики [2,c. 67]. С помощью слов мы называем окружающие предметы, конкретизируем понятия, передаем наши мысли, они помогают отразить реальную и воображаемую действительность.

В словаре иностранных слов « лексика» от греческого – lexikos – означает совокупность слов языка или диалекта, а так же определенных пластов словарного состава языка и словарный состав тех или иных произведений. То есть, иными словами лексика является важнейшим языковым материалом, который связан с графикой перевода и различными видами речевой деятельности.[12,c.86]

Лесика - это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Поэтому обучение лексической стороне речи - не самоцель, а средство обучения всем видам речевой действительности.[2,c.15]

Лексика представляет собой систему или, по выражению А.А. Леонтьева, систему систем. Системность лексики проявляется в том, что все образы единиц речи существуют в сознании не хаотично и изолировано, а в тесной связи друг с другом в виде определенных словарных групп.

При работе с лексикой на начальном этапе обучения языку необходимо помнить, что методика обучения иностранному языку строится как на специфических методических принципах (коммуникативная направленность, дифференцированное и интегрированное обучение, учет родного языка учащихся), так и на общедидактических принципах (сознательность, активность, наглядность). [5,c.44]

Основной целью обучения лексике, является формирование лексического навыка, то есть способности правильного выбора слова в соответствии с ситуацией общения, а так же формирования словаря, необходимого и достаточного для элементарного общения в учебной и обиходно-бытовой сфере.[21,c.64-67]

Лексический навык - способность осуществлять автоматически и самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти и с соотнесением его с другими ЛЕ. [12,c.59] Лексический навык, есть  синтезированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими, ситуативное использование данной  лексической единицы и служащее одним из условий  выполнения  речевой деятельности.  Таким   образом, лексический навык (наряду с другими) является условием    функционирования говорения; нет навыков должного умения - нет и речевого умения.[26,c.68]

Большая часть лексики  на  начальном  этапе   усваивается   учащимися

двусторонне: для понимания при чтении и на  слух  и  для  использования  в

собственных устных и письменных высказываниях. Однако, есть  определённый пласт лексики, который предназначен только для  рецептивного  усвоения: некоторые развернутые  выражения  классного  обихода, отдельные  слова  и выражения, которые встречаются в текстах для аудирования  и  рифмовках. Таким образом, к завершению начального курса учащиеся должны усвоить около 600 словарных  единиц для продуктивного использования и 700 для понимания на слух и при чтении.[16, c.78]

Традиционная стратегия обучения лексике предполагает две  основные стадии работы: семантизация лексических единиц и автоматизация лексических единиц. Семантизация рассматривается как  процесс  раскрытия  значения  иноязычных слов и  их  запоминание,  а  автоматизация  —  как процесс использования слов в говорении  в  целях  овладения  ими.

Н.И. Гез и М.В. Ляховицкий выделяют три этапа обучения лексике: предъявление нового лексического материала, первичное закрепление лексического материала, совершенствование лексического навыка. [6,c. 25-27] В данной работе за основу будет взят этот подход.

I этап - предъявление нового лексического материала. На данном этапе

осуществляется введение нового слова. Данный этап предполагает предъявление новой лексической единицы  в  контексте и изолированно; семантизацию через демонстрацию предметов, жестов, действий, картин, с помощью символов, и антонимов, через определение значения слова на основе его внутренней формы, перевода слова.

II этап - первичное закрепление лексического материала.

Предполагает создание у учащихся прочных и гибких лексических  речевых связей при выполнении упражнений на воспроизведение слова в процессе функционирования в речи, осознание значения слова, имитацию и подстановку, которые обеспечивают первичное закрепление лексики.

III              этап - совершенствование лексического навыка. Данный этап направлен на то, чтобы научить учащихся употреблять изученные слова в речи и проконтролировать сформированность лексических навыков.

Так же на этом этапе происходит обучение новокомбинированию значимых лексических элементов в разных контекстах, выполнение упражнений на совершенствование лексических навыков( упражнения продуктивного и репродуктивного уровня), контроль учебно – речевых высказываний. В данной работе эта  классификация взята за основу .

Таким образом, в целом, овладение иноязычной лексикой можно представить как определенную последовательность действий  по восприятию лексических единиц, ознакомлению с их содержательной стороной, их осмыслению и запоминанию, а также по приобретению навыков употребления и опознания лексической единицы в речи.[8,c. 67]

На начальном этапе обучения иностранному языку необходимо заложить основы владения языком именно с позиции лексики, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике  как полезного инструмента. В частности, в случае успеха в этом  направлении, у учащихся будет возможность развивать свои познания  в  английском  языке  в дальнейшем в любом выбранном ими  направлении. Плодотворной почвой для этого является познавательная деятельность, реализующаяся в играх, в полной мере отвечающих возрастным особенностям детей младшего школьного возраста [12,c.36]

 

 

Глава 3. Опытная работа по использованию игровых технологий при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 «А» класса, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162»  г. Омска

 

              В процессе формирования лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе нами была проведена диагностика  учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска. Опытная группа состояла из 10 человек(6 девочек и 4 мальчика).

Данная диагностика, включала в себя предметный и личностный аспекты и проводилась в следующих направлениях:

- определение уровня сформированности лексических навыков;

- определение отношения учащихся к использованию игры на уроке.

Целью предметного аспекта диагностики стало определение уровня сформированности у учащихся лексических навыков. Для этого использовался спе­циально разработанный нами контрольный тест (см. приложение №2).

При диагностике лексических навыков учитывались требования к владению активным лексиче­ским запасом учащихся данного этапа обучения, Учащийся должен воспринимать лексические единицы в по­токе речи, употреблять лексику из активного запаса при выполнении заданий: на подстановку, на выбор правильного ответа, на замену предложенных вари­антов и использовать лексические единицы в новых ситуация. С другой стороны учитывалась пооперационность формирования любого навыка. [5,c.22-26] В соответствии с этим учащимся был предложен тест, который включал вопросы открытого и закрытого типа в рамках пройденной темы:

1.Припомнить лексические единицы по теме: «Семья».

2.Заполнить пропуски в предложениях, используя лексические единицы из активного словаря.

3.Составить высказывание о себе и своей семье, используя активную лексику по пройденной теме.

Каждое задание оценивалось по трехбалльной шкале. Таким образом, максимальное количество баллов, набранное каждым учащимся при выполнении 3 заданий, могло составить 9 баллов. Исходя из этого, были выделены 3 уровня сформированности лексических навыков, которые количественно соотносились с набранными учащимися баллами (см. таблицу № 2).

                                                                                                                                Таблица №1

Уровень сформированности лексических навыков

Количество баллов

уровень

9-7

высокий

6-4

средний

3 и менее

низкий

             

              Данные, полученные в ходе тестирования опытной группы учащихся 3 класса, представлены в таблице № 2 и на диаграмме № 1.

 

 

 

 

 

 

 

              Таблица №2

 

       Ф.И

ученика

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Всего баллов

Уровень сформированности лексических навыков

Данил А.

3

3

3

9

Высокий

Саша В.

3

2

2

7

Средний

Толя Г.

2

2

3

7

Средний

Соня П.

3

3

3

9

Высокий

Ваня П.

1

1

0

2

Низкий

Ира Р.

3

3

2

8

Высокий

Лиля С.

2

2

2

6

Средний

Марина С.

3

2

2

7

Средний

Настя С.

3

2

3

8

Высокий

Ира Т.

2

3

2

7

Средний

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках АЯ