Использование игровых технологий на уроках АЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в образовательном процессе
1.1 Дидактическая игра как метод обучения……………………………………5
1.2 Технология организации дидактической игры на уроке………………….11
1.3 Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного
языка….…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности обучения лексике на начальном этапе обучения английскому языку
2.1 Характеристика начального этапа обучения английскому языку……….21
2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку……………………………………………………………...27
Глава 3. Опытная работа по использованию дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку
3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска………………………………………………………….33
3.2 Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса под редакцией Биболетовой М.З. ………………………………………………37
3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры………42
3.4 Реализация программы формирования лексических навыков в рамках темы «My Day»……………………………………………………………...…..50
Заключение

Работа содержит 1 файл

ВКР2 1.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств и активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций.

Функция самовыражения дает учащимся возможность проявить свои личностные качества.[23,с.33-75]

Таким образом, дидактическая игра используется в процессе обучения и по своей сущности и функциям соответствует целям и задачам данного процесса, а так же принципам личностно-ориентированного образования, так как создает условия для самореализации ребенка, для развития его личностных функций.

В педагогической литературе можно встретить различные подходы к классификации дидактических игр по разным основаниям. [21, с.26-34]

Развернутую классификацию педагогиче­ских игр дает Г.К. Селевко [15,с.25-54]. В данной классификации основанием для разделения игр на различные типы являются различные аспекты. Так,  по области деятельности различают физические, психологические, трудовые игры, по характеру педагогического процесса - обучающие, познавательные, коммуникативные, по игровой методике -  предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, по предметной области - математические, музыкальные, обществоведческие, по игро­вой среде -настольные, компьютерные, технические игры. Данная классификация показывает то, что между различными видами игр прослеживается тесная связь. Так, например, любая интеллектуальная игра является познавательной, может быть воспитательной и развивающей, a так же предметной.[12,с.36-38]

              Более обобщенную классификацию дидактических игр предлагают О. С. Газман и Н.В. Харитонова [14, с,36-54]. Авторы выделяют следующие виды игр, используемые в учебном процессе: дидактические, сюжетно – ролевые,  игры – труд, игры – развлечения, подвижные игры,  комплексные игры, игры - праздники.

В. Г. Коваленко, делит игры в соответствии с используемым материалом на: игры с предметами, настольно- печатные игры, словесные игры.[9,c.97-99]

1. Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии предметов соответствуют, стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться сними.

2. Настольно- печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображе­ние. Как и дидактическая игрушка, настольно - печатная игра хороша лишь в том слу­чае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

3. Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредствен­ным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Сюда относятся игры-загадки, задачи, игры - путешествия и. др.[6,с. 89-93] В данной работе эта классификация взята за основу.

Таким образом, игра – это специфический вид деятельности, отличительные особенности которой заключаются в добровольности, в высокой контактной  зависимости    учеников, а так же в ее направленности на развитие творческих способностей в  целом. Существует множество различных игр, однако, все они, несмотря на различие, имеют общую структуру и выполняют похожие функции.

                                               

1.2 Технология организации дидактической игры на уроке

 

Место дидактической игры на уроке и отводимое ей время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Процесс организации и проведения дидактической игры рассматривается в педагогической литературе с позиции технологизации данного процесса. [2,с.25]

Проблемой технологии дидактической игры занимались многие педагоги: ВТ. Ковален­ко, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров,  М.Г. Яневекая  и др.

Любая дидактическая игра должна иметь четко поставленную цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.[15,с.23]  При этом цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, в качестве ее средства используется  учебный материал, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.[6,с.78]

Дидактическая игра имеет четко определенные структурные компоненты и этапы организации. К структурным компонентам игры относятся:

1. Игровой замысел ( подготовительный этап)

2. Правила игры  ( введение в игру)

3. Игровые действия ( собственно игровой этап)

4. Результат игры ( заключительный этап)

5. Постигровой этап [22,с. 32-54]

Рассмотрим каждый из этих компонентов.

Игровой замысел, первый структурный компонент игры, согласно В.Г.Коваленко, выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактиче­ской задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто вы­ступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В лю­бом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам иг­ры определенные требования в отношении знаний.

Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процес­се игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Правила разрабатыва­ются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся.

Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познава­тельной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Результат игры выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учеб­ной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в ус­воении знаний, или в их применении.

Постигровой этап предусматривает анализ содержательной и процессуальной сторон, анализ и оценка результатов дидактической игры. [19,с.69-83]

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается  ее четкой организацией. Педагог должен осознать и сформулировать цель игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры, необходимо определить количество играющих.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Необходимо четко спланировать временной параметр игры с наименьшей затратой времени на объяснения правил игры. Необходимо предусмотреть изменения, которые повысят активность и интерес детей. И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту и качество выполнения игровых действий детьми. [16,c.45-63]

В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником: сигнальные карточки или разрезные цифры и буквы. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.

Подводя итоги соревнования, необходимо обращать внимание на дружную работу учащихся. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Совершенные учащимися ошибки необходимо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры.[6,с.48-54]

Применяемый игровой приём должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с рассматриваемой темой, с ее задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у детей – это как бы образное решение и оформление игры. Она помогает учителю объяснить новый материал, создать определенное эмоциональное настроение.[3,c.12]

Без сомнения, успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. [18.с.43-87]

За основу в данной работе мы взяли универсальную технологию разработки и применения дидактических игр, предлагаемую П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хаидаровым. Суть данной технологии состоит в превращении конкретного знания путем его перво­начального анализа и последующего синтеза в игровое действие. Схематически ее можно изобразить так:

     КЗ     ЭКЗ    ТЗ    БУК   ИК    ПНК    ОПИ    TR

     Где   КЗ — конкретное задание

     ЭКЗ — элемент конкретного знания

     ТЗ — таблица знаний

     БУК — блок учебных карточек

     ИК — индивидуальная карточка

     ОПИ — основные правила игры

     ТR — таблица результатов [16,с.105]

Данная схема позволяет любому учителю-предметнику составить дидактическую игру с любой целью.

Технология игровой формы обучения выступает, по мнению авторов, своеобразным промежуточным звеном между теорией и практикой обучения. Она нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть сформировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке самостоятельной деятельности и предвидеть её результаты, о которых никто ничего не знает. Постепенное осознание мотивов собственной деятельности вызывает у обучающегося  чувство личной заинтересованности и устойчивое желание довести начатое дело до конца.[5, с.10]

Таким образом, технология игровых форм обучения есть конкретный способ реализации педагогической истины в каждом конкретном учебном материале или на конкретном уроке. Другими словами технология обучения есть прикладная дидактика, а именно – теория использования передовых педагогических идей, принципов и правил « чистой науки »[9, с.45].

 

 

 

 

1.3 Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного языка

Проведенный анализ психолого-педагогической  литературы показал, что игра, является естественной потребностью человека и может успешно использоваться  в учебном процессе.

Игра как полноправный компонент учебного процесса заняла прочное место и на уроке иностранного языка. Такой вывод позволяет сделать анализ методической литературы, а так же анализ опыта работы учителей, школ города Омска.

Игра- это «учение с увлечением».[12, c.5] То есть, использование игры на уроке иностранного языка создает атмосферу увлекательности, радости. В такой атмосфере у  ученика возникает ощущение посильности заданий. [12, с.15]

В современной практике обучения иностранному языку игровые приемы получили большую популярность. В методической литературе описано большое количество игровых сюжетов, представлены классификации, рассматривающие в основном общепедагогические аспекты игровых способов обучения. Однако, отношение учителей к использованию дидактических игр неодинаково: одни,  предпочитают классические формы учебного процесса и относятся к игре с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить, а не развлекать ребенка.

Другие же, используют их очень активно, считают, что игры являются одной из самых эффективных современных технологий. Игра  вовлекает детей в учебно-познавательную деятельность, в результате которой возникает что-то новое. Кроме того, используя игру, осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, распределяются задания по способностям и интересам детей, усиливается индивидуальная и коллективная деятельность учащихся. Безразличие к учёбе в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные ученики. Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, а также сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Многие учителя считают, что при проведении некоторых игр можно  выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров.[7,c.3]

Изучив опыт работы учителей английского языка, представленный в журнале «Иностранные языки в школе» можно сказать, что спектр использования дидактических игр очень велик. Многие учителя  считают, что в любой вид деятельности на уроке можно внести  игры и  тогда, даже самое скучное занятие приобретёт увлекательную форму. Несомненно, использование различных видов игр зависит от  темы урока его целей и задач. Педагог сам решает, какая игра будет использоваться на уроке. Так, например формирование фонетических навыков осуществляется при помощи  фонетических игр. Учителя используют данные игры для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков. В таких играх создается ситуация общения, в которой школьники учатся употреблять звуки. Например, игра «Широкие и узкие звуки» направлена на формирование фонематического слуха. В этой игре учащиеся учатся распознавать широкие и узкие звуки. Использование грамматических игр способствует тренировке различных грамматических явлений, создает естественную среду для употребления тренируемого речевого образца. Например, игра «Собери портфель» направлена на отработку структуры This is a … , в этой игре  дети, с одной стороны, отрабатывают данную структуру и параллельно учатся описывать предмет. Игра «Глаголы в картинках» также является отличным способом тренировки грамматических форм. Ролевые игры направлены на активизацию учебного процесса, мотивирует речевую деятельность, активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, открывают возможность для расширения социального опыта, не зависимо от своих  личностных особенностей. Так, игра «Выдуманное животное» направлена на развитие умения адекватно реагировать на реплику, решать коммуникативную задачу.  В отдельную группу выделяют лексические игры. Все лексические игры используются для тренировки лексических единиц в ситуациях, приближенных к реальной обстановке; знакомят учащихся с сочетаемостью слов; развивают речевую реакцию. Например, игра «Озвучивание картинки», направлена на активизацию лексики по пройденной теме, а так же на развитие диалогической речи.

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках АЯ