Использование игровых технологий на уроках АЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в образовательном процессе
1.1 Дидактическая игра как метод обучения……………………………………5
1.2 Технология организации дидактической игры на уроке………………….11
1.3 Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного
языка….…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности обучения лексике на начальном этапе обучения английскому языку
2.1 Характеристика начального этапа обучения английскому языку……….21
2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку……………………………………………………………...27
Глава 3. Опытная работа по использованию дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку
3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска………………………………………………………….33
3.2 Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса под редакцией Биболетовой М.З. ………………………………………………37
3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры………42
3.4 Реализация программы формирования лексических навыков в рамках темы «My Day»……………………………………………………………...…..50
Заключение

Работа содержит 1 файл

ВКР2 1.doc

— 430.50 Кб (Скачать)


Содержание

Ведение

Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в образовательном процессе

1.1   Дидактическая игра как метод обучения……………………………………5

1.2   Технология организации дидактической игры на уроке………………….11

1.3   Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного

языка….…………………………………………………………………………..14

Глава 2. Особенности  обучения лексике на начальном этапе обучения английскому языку

2.1 Характеристика начального этапа обучения английскому языку……….21

2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку……………………………………………………………...27

Глава 3. Опытная работа по использованию дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку

3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска………………………………………………………….33

3.2 Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом  комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса под редакцией Биболетовой М.З. ………………………………………………37

3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры………42

3.4 Реализация программы формирования лексических навыков в рамках   темы «My Day»……………………………………………………………...…..50

Заключение

Список литературы

Приложение

 

Введение

В настоящее время обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.

Чтобы обеспечить учащимся получение хорошего образования педагогам нужно правильно конструировать и осуществлять этот сложнейший педагогический процесс. Наиболее важная задача школы – помочь учащимся получить прочные знания, умения и навыки, чтобы они могли использовать их на практике без каких-либо затруднений.

Согласно программным требованиям у учащихся начального этапа обучения иностранному языку  должны быть сформированы определенные лексические навыки, то есть способность запомнить, удержать в памяти изучаемую лексику, вызвать ее из долговременной памяти и применить адекватно ситуации общения.

Но зачастую, лексические навыки не сформированы на должном уровне, и учащиеся сталкиваются с очень серьезными проблемами, которые затрудняют путь к овладению иноязычной речью.

В связи с этим вполне естественным и оправданным является поиск наиболее эффективных приемов и способов. И одним из них является игра, которая позволяет сделать процесс обучения не только интересным, но и более эффективным. В игре учащихся происходит активизация мыслительной деятельности, пробуждается интерес к изучаемому языку.

Применение игры на уроках английского языка способствует реализации коммуникативно-деятельностного характера обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, его интенсификации и развитию групповых форм работы.

Всем известно, что легче поддаётся запоминанию то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не вызывает скуки. В занимательной игровой форме можно отработать и повторить учебный материал, значительно пополнить свой активный словарный запас, получить и закрепить навыки правильного написания английских слов, тренироваться в правильном употреблении слов, а также совершенствовать фонетические и грамматические навыки.

Однако, несмотря на достаточно широкое теоретическое рассмотрение проблемы использования игры на уроках иностранного языка, она недостаточно широко используется на практике.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы дипломной работы: «Использование дидактических игр при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку».

Целью данной работы является теоретическое обоснование необходимости использования игр в процессе обучения, разработка программы по формированию лексических навыков с использованием дидактической игры на начальном этапе обучения английскому языку и ее реализация на практике.

Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Предмет исследования - методика применения дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность дидактической игры и рассмотреть технологию игры в учебном процессе.

2. На основе анализа методической литературы рассмотреть методику формирования лексических навыков на начальном этапе обучения  английскому языку.

3. Провести  диагностику учащихся 3 класса «А» МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 162», г. Омска, с целью определения уровня сформированности лексических навыков и выявления их отношения к игре.

4. Проанализировать использование дидактических игр и организацию обучения лексике в учебно-методическом комплекте “Enjoy English - 3” для 3 класса под редакцией М. З. Биболетовой.

5. Разработать и реализовать на практике программу по использованию  дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1.Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Анкетирование.

3. Тестирование.

4. Опытное обучение.

Теоретической основой для написания дипломной работы послужили работы Л. С. Выготского, Т. И. Пидкасистого, А. Н. Леонтьева, Я.А. Каменского, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Ж.С. Хайдарова, О.С. Газман.

Исследование проводилось на базе 3«А»  класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа  №162» г. Омска

Дипломная работа состоит из введения,  трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

             

 

Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в     образовательном процессе

1.1 Дидактическая игра как метод обучения

 

  Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет. Проблема игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу тенденций религиозно-социально-экономического и культурного развития общества.                                                                                         Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера.(13,с. 56). В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский , Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Блонский, Г.В. , К. Бюллер, В.С. Мухина, П.П. Плеханов, и другие. Каждый из ученых предлагал свое определение понятия «игра» и имеет собственный подход к данной проблеме. Следует так же отметить, что научного единого общего для всех определения игры мы не имеем до сих пор, и все исследователи (биологи, этнографы, философы, психологи) отталкиваются от интуитивного осознания, соответствующей культуры, определенной реальности и места игры, которое она занимает в этой культуре.

Определить понятие «игра», значит выделить существенные признаки, без которых она и не будет собственно игрой. Одни исследователи вообще не дают определения понятия игра, считая ее само собой разумеющимся, ясным и однозначно воспринимаемым  явлением. Другие же ограничиваются кратким перечислением  самых общих и поверхностных признаков или определяют ее метафорически. Третьи отмечают насколько  сложно  выявить то, что же именно делает  игру игрой.  Так Х. Ортега-и-Гассет отмечает: «Понятие «игра» взятое сразу в полном объеме, включает в себя необыкновенное разнообразие признаков, компонентов и масштабов». [12,c.44]. Эту же мысль высказывает и М.С. Каган: « Существуют, однако, и объективные трудности при изучении игры. Дело в том, что «игра» есть собирательное понятие, которым обозначаются весьма различные по сути своей формы деятельности».[13,с.5]

К.Д. Ушинский и К. Бюллер рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, а А.И. Сикорский и Дж. Дьюи связывали игру с развитием мышления.(6,с.44)  Суммируя их взгляды, становится ясно, что игра - это сплав определенных способностей, которые можно представить следующим образом: восприятие + память и мышление + воображение.[12,с.56-58] По Л.С. Выготскому «...игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная., подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением результатов».[5, c.68]Таким образом, психическая природа игры и труда совпадают: «Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».[5,c.75-76]

Французский психолог, Ж. Пиаже, определяет игру как: «…реальность, в которую ребенок хочет верить для себя самого, точно так же, как действительность – это игра, в которую ребенок хочет играть со взрослыми, которые в нее тоже верят».[8,c.54]

Наиболее ценный вклад в теорию игры внесли отечественные педагоги П. И. Пидкасистый и Ж. С. Хайдаров, они характеризуют человеческую игру как изначально мотивированную, первоначально установленную, генетически и социально запрограммированную, осмысленную и ответственную деятельность, включающую в себя предметную, и теоретическую, и душевную деятельности. [19,с.11-12] Данное определение игры взято за основу в нашем исследовании. Следует так же отметить, что задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

       Игре отводится особое место в самых различных системах обучения. И это определяется тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками как в дошкольном, так и школьном возрасте. [5,c.29] И для того чтобы облегчить процесс обучения в начальной школе, учителю необходимо использовать на уроках различные методы и подходы, в том числе и игру. Ведь педагогическая деятельность состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. [13,с.68]

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для усвоения, углубления и закрепления знаний. Дидактическая игра- это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра. Её специфическим признаком является преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели. Педагогически значимый результат игры может быть непосредственно связан с созданием материальных продуктов учебно-игровой деятельности.[26,c.44]

Используя дидактические игры, педагог сможет добиться полноценного и всестороннего развитие школьников, а также формирования у них творческого потенциала. Дидактическая игра  несет  и познавательную  нагрузку. [19,с.98-105]

В ходе дидактической игры цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. [13,с.59-60]

Таким образом, дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.(25,с.36)

В дидактической игре акцент ставится на формирование знаний, повышение познавательного интереса, развитие умений  и навыков, необходимых для осуществления познавательной деятельности, приобретение опыта индивидуальной и, что особенно важно, коллективной познавательной деятельности. При этом дидактическая игра  выполняет в образовательном процессе те же функции, что и игра вообще, а именно: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую и развивающую. [18с.56-75] Рассмотрим их подробнее.

Обучающая функция игры заключается во введении, закреплении, контроле учебного материала, расширении кругозора, применении знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Воспитательная функция игры заключается в воспитании самостоятельности, воли, формировании определенных позиций, нравственных, мировоззренческих установок.

Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

Релаксационная функция направлена на снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках АЯ