Использование игровых технологий на уроках АЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 21:46, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа языкового образования в отечественной и зарубежной школе. Именно в этот период у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей необходимых для последующего изучения иностранного языка как средства межкультурного общения.

Содержание

Ведение
Глава 1. Теоретические основы использования игровой технологии в образовательном процессе
1.1 Дидактическая игра как метод обучения……………………………………5
1.2 Технология организации дидактической игры на уроке………………….11
1.3 Возможности использования дидактической игры на уроке иностранного
языка….…………………………………………………………………………..14
Глава 2. Особенности обучения лексике на начальном этапе обучения английскому языку
2.1 Характеристика начального этапа обучения английскому языку……….21
2.2 Формирование лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку……………………………………………………………...27
Глава 3. Опытная работа по использованию дидактической игры при формировании лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку
3.1 Диагностика уровня сформированности лексических навыков и отношения к игре учащихся 3 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска………………………………………………………….33
3.2 Анализ организации обучения лексике и использования дидактических игр в учебно-методическом комплекте «Enjoy English-3» для третьего класса под редакцией Биболетовой М.З. ………………………………………………37
3.3 Программа формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку с использованием дидактической игры………42
3.4 Реализация программы формирования лексических навыков в рамках темы «My Day»……………………………………………………………...…..50
Заключение

Работа содержит 1 файл

ВКР2 1.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

Программа по использованию дидактических игр при формировании лексических навыков состоит из трех этапов.

На первом этапе происходит знакомство учащихся со значением лексической единицы, с его звуковой и графической формой.

Предъявление новых ЛЕ на данном этапе происходит как в контексте, так и изолированно. Учащиеся отрабатывают правильное произношение  слова, у детей создаются четкие звукомоторные образы ЛЕ. Идет работа над правописанием слов, а так же проводится анализ структуры слова для овладения механизмом словообразования. Учащиеся изучают грамматические особенности слова.

              Семантизация слова может осуществляться с опорой на демонстрацию предметов, жестов, действий, картин, рисунков. Так же возможно предъявление значения слова на основе контекстуальной догадки и с опорой на перевод слова.

              На данном этапе, целесообразно будет использовать такие дидактические игры как: настольно- печатные, с целью овладения словом вне контекста, а так же усвоение всех системных признаков иноязычного слова. Данные игры основаны на принципе наглядности  и направлены на овладение учащимися формой (звуковой и графической) и значением слова.

              Использование дидактических игр в процессе предъявления ЛЕ возможно с опорой на интернационально значимые слова.

Использование игровых технологий в процессе предъявления ЛЕ возможно с опорой на интернационально значимые слова. На данном этапе, по нашему мнению, целесообразно использовать на уроке как настолько-печатные, так и словесные игры. При помощи игры    « Лото» (см.приложение), игра    «Переполох»,(см.Приложение),«Что пропало»(см.приложение),предъявление слова происходит посредством демонстрации предметов, определение слова на основе контекстуальной догадки.

При   отработке   правильного   произношения   слова   и   создании   чётких звукомоторных образов ЛЕ целесообразно, по нашему мнению, использование следующих  игр:   а) «Испорченный  телефон»   -  с   целью первичного закрепления звуковой формы слова; б) кроссворд,  целью первичного закрепления графической формы слова. (см. Приложение).

Для первичного закрепления графической формы новых ЛЕ можно использовать, по нашему мнению, игры-соревнования (например, «Кто быстрее соберет слова»).

Второй этап формирования ЛН имеет целью развитие у учащихся умение сочетать новые ЛЕ с ранее усвоенными и понимать их в новом контексте, а также умение употреблять данные ЛЕ в упражнениях репродуктивного характера. Задачами данного этапа являются создание прочных и гибких лексических речевых связей, а также выполнение упражнений, обеспечивающих первичное закрепление лексики. Данные упражнения входят в комплекс условно-речевых упражнений: упражнения на имитацию, на идентификацию и дифференциацию, на подстановку, на трансформацию и на репродукцию. Настолько-печатные игры направлены на закрепление значения ЛЕ и её употребления. Употребление слова может происходить как в парадигматическом ряду (словоизменение), так и в синтагматическом ряду (словосочетание).

Суть упражнений на имитацию состоит в прослушивании и повторении за учителем отдельных слов, словосочетаний, предложений (опираясь на графический вариант). Эффективному выполнению данных упражнений могут, по нашему мнению, способствовать различные дидактические игры.

Игра «Найди пару» (см. Приложение ),способствует формированию лексического навыка, а так же закреплению лексики в сочетании с другими словами.

Упражнения на подстановку и дифференциацию связаны с выбором слова из памяти и включением его в речевую цепь. При подстановке  ученик должен запомнить сам образец, уяснить, какой его элемент нужно заменить, запомнить данное учителем слово или найти его в памяти, произвести подстановку и воспроизвести образец с новым содержанием. Например, игра «Что мы едим?»(см. Приложение)

Игра «Скажи моё слово» (см. приложение) имеет целью развитие
контекстуальной догадки.

Упражнения в трансформации наилучшим образом формируют грамматические навыки. Трансформация требует большой интеллектуальной активности учащихся, так как при ее выполнении происходит перестройка заданного образца, а для этого необходимо не только знать, что нужно сделать, но и уметь сделать это быстро. Например, игра «Что у меня на столе?» (см. Приложение).

              Для того чтобы придать большую естественность тренировке, учителю следует «разыгрывать» диалог, например, при произнесении вопросов в 3-м лице он делает вид, что не расслышал ответ на свой вопрос.

       При репродукции контролируется точное воспроизведение слова, как изолированно, так и в словосочетании и предложении. Лексические репродукции должны обеспечить правильность воспроизведения образца слова не только как отдельно взятой единицы, но и в словосочетаниях и предложениях (речевых образцах).

Целью третьего этапа формирования лексических навыков является формирование умения у учащихся употреблять лексические единицы в разных видах речевой деятельности (в слушании, говорении, чтении и письме). На данном этапе учащиеся выполняют упражнения, направленные на совершенствование лексического навыка, упражнения рецептивного и продуктивного уровня. На данном этапе, по нашему мнению, возможно использование следующих игр: «Самый интересный рассказ», «Найди рифму», игры с фишками. (см. приложение) Данные игры направлены на закрепление рецептивных ЛН (аудирование, чтение) и репродуктивных ЛН (говорение, письмо).

Игры с фишками имеют целью: научить учащихся комбинировать знакомые лексические элементы в различных контекстах, а также выполнить контроль учебно-речевых высказываний. Итак, представленная нами программа формирования лексических навыков с использованием игровых технологий состоит из трёх этапов, к каждому из которых подобраны и описаны определённые дидактические игры. Игровые упражнения могут применяться в совокупности с другими упражнениями на каждом этапе формирования ЛН, либо на определённых этапах выборочно.

Данная программа может, по нашему мнению, стать тем теоретическим каркасом, на котором учитель, наполняя его конкретным языковым материалом, строит свою систему проведения игровых технологий при формировании лексических навыков.

 

3.4 Реализация программы формирования лексических навыков с использованием дидактических игр в рамках  темы «My Day»

 

Реализация программы представлена в виде двух фрагментов уроков, проведенных нами в 3 «А» классе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №162» г. Омска.

 

Фрагмент урока №1.

Класс: 3

Тема: «My Day»

Цели:

Практическая цель: формирование ЛН.

Задачи: 1) учащиеся должны знать звучание, графическую форму и значение ЛЕ.

2)Учащиеся должны уметь употреблять данные ЛЕ в упражнениях.

Общеобразовательная цель: формирование навыка диалогической речи.

Развивающая цель: развитие общеорганизационных умений и навыков.

Воспитательная цель: воспитание культуры общения на иностранном языке.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: книга, наглядный материал, муляж микрофона и магнитофона и часов, карточки со словами и звуками для фонетической зарядки, словарь.

Ход урока.

Пояснения.

1.Организационный этап.

1.to learn the new rules;

2.to play the game;

3. to make up the gapped dialogue and act it out.

 

Цель: Организация учащихся на работу, сообщение целей и задач.

 

 

 

2.Подготовка к воспроизведению нового материала.

Цель: Активизация ранее изученного материала в памяти учащихся. Игра «Журналист» (см.Приложение №5).

 

Данная игра способствует  активизации ранее изученных ЛЕ, а также закрепление материала. Помогает учащимся  использовать ее в речи. Учащимся раздаются муляжи микрофонов и магнитофонов. Предлагается представить себя в роли журналиста, в процессе игры учащиеся задают вопросы своим одноклассникам поочередно.

a) Speech Drill

 

1. What season is it now?

 

2. Do you like the winter?

3. What date is it today?

4. What colour is winter?

5. What is the weather like today?

 

 

b) Phonetic Drill.

Now let’s read these words, repeat after me.  

Отработка звуков в словах в группе, затем прочтение отдельными учащимися

 

[   ]                                       [ ].

             

Cloth               that

Moth               these

Thick                                 this

             

Thin                                    those

 

3.Предъявление нового материала

 

 

Цель: Введение нового правила, новой лексики.

 

1.                  Let’s read these words, Tanya, you please. ( на доске вывешены слова )

 

[u]

Book

Good

Cook

Wood

 

                           

А теперь, кто мне скажет перед какими согласными сочетание букв «ОО» читается как звук [u]. Учащиеся отвечают ( k,d).

 

В остальных случаях это сочетание как долгий звук [u:], (на доску вывешивается таблица: (запись слов в  словарь)

 

 

 

              «ОО»

 

              [u]                   [u:]

 

              k, d              остальные случаи.

                                         

2.Введение новых лексических единиц. Использование игры «Что это?»                                          

Эксперимент.             

Введение новых ЛЕ при помощи наглядности. Способствует развитию у учащихся               догадки, развивает мышление. У учащихся в памяти откладывается не только рисунок, но графическая форма слова)

Ребята, художник Карандаш нарисовал  картинки и сделал к ним надписи, но проказник Ветерок подул и все перепутал. Давайте поможем Карандашу навести порядок, попробуем соотнести рисунки со словами и транскрипцией. ( на доску вывешиваются картинки под ними  слова и транскрипция  вывешиваются  в беспорядке)

Отработка слов в группе. Так же отдельными учащимися.                           

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

  комната

луна

крыша

ложка

      Room        moon                    roof              spoon                           

             

    [ru: m]                  [mu:n]   [ru:f]                 [sp:un]

bench grass bird cat

dog( данные слова так же представлены на доске)

 

Отработка слов и запись в словарь.

 

* Relaxation.

3.Ребята как вы думаете, важно ли уметь определять время по часам?

 

Сегодня нам предстоит научиться задавать вопрос « What’s the time?»

At first let’s read these sentences. You should clap you hands on each stressed word.

 

-                     /What’s the \ time?

-                     It’s ‘two \o’clock.

 

1.                       Тренировка

Отработка ритмикоинтонационных навыков в группе, а так же отдельными учащимися

 

 

1.Игра « Который час?» (см. Приложение №5)

Ребята, Незнайка собрался в гости на день рождения  к своему другу. Начало торжества в 15:00.  Но он не знает, как посмотреть на часах который час. Он очень боится опоздать. Давайте поможем ему. (Отработка структуры:  What’s the time? What time is it?)

 

 

 

 

Работа в парах.  Данная игра

способствует отработке новой

структуры в речи

5.Подведение итогов урока, выставление отметок и объяснение домашнего задания

Игра способствует отработке новой лексики и новой структуры в речи.

             

 

             

д/з. ex. 11, p. 132 , to learn the new words.

 

 

              Фрагмент Урока №2.

 

Класс: 3

Ход урока.

Пояснения.

1.Организационный этап.

1.     1. to play the game;

2.     to review the words;

3.     to read the text;

4.     to retell the text

Цель: Организация учащихся на работу, сообщение целей и задач.

 

 

 

2.Повторение ранее изученного материала.

Цель: Активизация ранее изученного материала в памяти учащихся. Игра «Журналист».(см.Приложение №5)

 

Данная игра способствует  активизации ранее изученных ЛЕ, а также закрепление материала. Помогает учащимся  использовать ее в речи. Учащимся раздаются муляжи микрофонов и магнитофонов. Предлагается представить себя в роли журналиста , в процессе игры учащиеся задают вопросы своим одноклассникам поочередно.

a) Speech Drill

 

1. What season is it now?

 

2. Do you like the winter?

3. What date is it today?

4. What colour is winter?

5. What is the weather like today?

 

 

b) Phonetic Drill.

Игра « Найди слово». ( см. Приложение №5) Между Знайкой и Незнайкой возникли разногласия, Знайка утверждает, что его друг ничего не умеет и ничего не знает. И чтобы доказать свою правоту, задал Незнайке головоломку. Ребята, давайте поможем Незнайке.Now you should find the new words.

Запоминание графической формы  изученных слов. Отработка  слов в группе, затем прочтение отдельными учащимися

 

3.Тренировка .

H _ llo! How _ _ _ you? I’m F_ne.

I bought new h_us_. It _ _ big and nice.

We have 4 r_ _ m _. The r_ _ f  is green.

I l_ k_ my house.

На доске написаны предложения в которых пропущены слова. Учащимся необходимо по смыслу вставить пропущенные ЛЕ.

Отработка слов в предложении, запоминание его графической формы, произношения.             

5.Предтекстовый этап.

6. Now I’ll give you the cards your task is to translate the word combinations from Russian into English. Учащиеся раздаются карточки на которых написаны фразы взятые из текста. Учащиеся переводят их с русского на английский, после выполнения  проверяем.

Зеленая крыша--

Ваша комната---

10 ложек ---------             

Черный кот------

Мои ботинки ---

Цель: снятие возможных трудностей перед прочтением текста, в котором используется новая лексика. Индивидульная работа .             

7.Игра « Найди пару» ( см. Приложение №5)

Now you should match the adjectives and the nouns.

Nice              room

White              house

Big              cat

Old              boot

Green              dog

Black              bench

Little                          tree

Способствует отработке новой ЛЕ в словосочетании. Запоминание его графической формы, произношения.             

На доске вывешены слова в двух столбиках, учащимся необходимо составить как можно больше словосочетаний за отведенное время.

 

5.Чтение текста.(см. приложение №4)

Now I’ll give you the cards. Your task is to filling the gapes.

 

 

Прочтение текста , извлечение из него информации. Индивидуальная работа учащихся.

6.Послетекстовый этап

Answer my questions.

1. Where is the bench?

2. Where is the grass?

3. Where is the bird?

4. Where is the cat?

5. Where is the dog?

Цель:  Извлечение информации из прочитанного текста. Проверка понимания прочитанного текста.

                           

 

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них.

 

 

                                         

10.Игра «Составь предложения.» (см. Приложение №5)  And now you should work in the groups. I’ll give you the envelope you task is to put the words in the right order.

1. Where / is the/ bench? The bench\ is near the \house.

2. Where/ is the/ cat? The \cat is at \the bench.

3. Where /is the dog? The dog \is under the\ bench.

Учащиеся работают в группах по 4 человека. Каждой группе раздаются конверты с разрезанными предложениями. Необходимо составить предложения.

Работа в группах. Данная игра способствует запоминанию графической формы слова, а так же его месса в предложении.

11. And now you should retell the text.

Учащимся предлагается придумать свою историю. Про своих животных на основе данного текста.

Вывод новых ЛЕ в речь. Развитие монологической  речи. Индивидуальная работа                            

5.Подведение итогов урока, выставление отметок и объяснение домашнего задания.

д/з. ex. 11, p. 132 , to learn the new words.

 

 

 

 

 

Фрагмент урока №2

Тема: «My Day»

Цели:

Практическая цель: совершенствование ЛН.

Задачи: 1) учащиеся тренироваться в употреблении новой лексики в упражнениях.

2)Учащиеся должны уметь употреблять данные ЛЕ в речи.

Общеобразовательная цель: формирование навыка монологического высказывания.

Развивающая цель: развитие общеорганизационных умений и навыков.

Воспитательная цель: воспитание культуры общения на иностранном языке.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения: книга, наглядный материал, муляж микрофона и магнитофона и часов, карточки со словами и звуками для фонетической зарядки, конверты с разрезанными предложениями.

 

Ход урока.

Пояснения.

1.Организационный этап.

5.     1. to play the game;

6.     to review the words;

7.     to read the text;

8.     to retell the text

Цель: Организация учащихся на работу, сообщение целей и задач.

 

 

 

2.Повторение ранее изученного материала.

Цель: Активизация ранее изученного материала в памяти учащихся. Игра «Журналист».(см.Приложение №5)

 

Данная игра способствует  активизации ранее изученных ЛЕ, а также закрепление материала. Помогает учащимся  использовать ее в речи. Учащимся раздаются муляжи микрофонов и магнитофонов. Предлагается представить себя в роли журналиста , в процессе игры учащиеся задают вопросы своим одноклассникам поочередно.

a) Speech Drill

 

1. What season is it now?

 

2. Do you like the winter?

3. What date is it today?

4. What colour is winter?

5. What is the weather like today?

 

 

b) Phonetic Drill.

Игра « Найди слово». ( см. Приложение №5) Между Знайкой и Незнайкой возникли разногласия, Знайка утверждает, что его друг ничего не умеет и ничего не знает. И чтобы доказать свою правоту, задал Незнайке головоломку. Ребята, давайте поможем Незнайке.Now you should find the new words.

Запоминание графической формы  изученных слов. Отработка  слов в группе, затем прочтение отдельными учащимися

 

3.Тренировка .

H _ llo! How _ _ _ you? I’m F_ne.

I bought new h_us_. It _ _ big and nice.

We have 4 r_ _ m _. The r_ _ f  is green.

I l_ k_ my house.

На доске написаны предложения в которых пропущены слова. Учащимся необходимо по смыслу вставить пропущенные ЛЕ.

Отработка слов в предложении, запоминание его графической формы, произношения.             

5.Предтекстовый этап.

6. Now I’ll give you the cards your task is to translate the word combinations from Russian into English. Учащиеся раздаются карточки на которых написаны фразы взятые из текста. Учащиеся переводят их с русского на английский, после выполнения  проверяем.

Зеленая крыша--

Ваша комната---

10 ложек ---------             

Черный кот------

Мои ботинки ---

Цель: снятие возможных трудностей перед прочтением текста, в котором используется новая лексика. Индивидульная работа .             

7.Игра « Найди пару» ( см. Приложение №9)

Now you should match the adjectives and the nouns.

Nice              room

White              house

Big              cat

Old              boot

Green              dog

Black              bench

Little                          tree

Способствует отработке новой ЛЕ в словосочетании. Запоминание его графической формы, произношения.             

На доске вывешены слова в двух столбиках, учащимся необходимо составить как можно больше словосочетаний за отведенное время.

 

5.Чтение текста.(см. приложение №6)

Now I’ll give you the cards. Your task is to filling the gapes.

 

 

Прочтение текста , извлечение из него информации. Индивидуальная работа учащихся.

6.Послетекстовый этап

Answer my questions.

1. Where is the bench?

2. Where is the grass?

3. Where is the bird?

4. Where is the cat?

5. Where is the dog?

Цель:  Извлечение информации из прочитанного текста. Проверка понимания прочитанного текста.

                           

 

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них.

 

 

                                         

10.Игра «Составь предложения.» (см. Приложение №5)  And now you should work in the groups. I’ll give you the envelope you task is to put the words in the right order.

1. Where / is the/ bench? The bench\ is near the \house.

2. Where/ is the/ cat? The \cat is at \the bench.

3. Where /is the dog? The dog \is under the\ bench.

Учащиеся работают в группах по 4 человека. Каждой группе раздаются конверты с разрезанными предложениями. Необходимо составить предложения.

Работа в группах. Данная игра способствует запоминанию графической формы слова, а так же его месса в предложении.

11. And now you should retell the text.

Учащимся предлагается придумать свою историю. Про своих животных на основе данного текста.

Вывод новых ЛЕ в речь. Развитие монологической  речи. Индивидуальная работа                            

5.Подведение итогов урока, выставление отметок и объяснение домашнего задания.

д/з. ex. 11, p. 132 , to learn the new words.

Информация о работе Использование игровых технологий на уроках АЯ